|
1.
ДЕЛОВАЯ ИГРА:
УРОК – СИМПОЗИУМ ВО 2 КЛАССЕ НА ТЕМУ «КАК ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЁТ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР».
|
Задачи:
1.Мотивирующая: Вызвать интерес учащихся к
процессу познания окружающего мира.
2. Обучающая: Познакомить детей со
способами познания окружающего мира, органами человеческого тела, отвечающими
за различные формы познания; познакомить
с интересными фактами из жизни животных.
3.
Воспитательная: Воспитывать внимательное отношение к своему
здоровью.
4.
Развивающая: Развивать память и речь учащихся, развивать
кругозор.
5.
Контролирующая: Проверить
подготовленность к уроку докладчиков, усвоение темы учащимися в конце урока.
ОБОРУДОВАНИЕ:
картинки, таблица, тетради, предметы для проведения
опытов, магнитофон.
ТИП УРОКА: нестандартный.
ПЛАН УРОКА:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
|
Орг.момент.
Постановка
задач.
Выявление знаний учащихся по теме урока.
Эксперимент 1 «Органы слуха».
Эксперимент 2 «Органы вкуса».
Эксперимент 3 « Органы осязания».
Эксперимент 4 «Органы зрения».
Эксперимент 5 «Органы обоняния».
Решение проблемного вопроса.
Объяснение домашнего задания.
Подведение итога урока с помощью
кроссворда.
|
1мин
1мин
3мин
6мин
6мин
6мин
6мин
6мин
1мин
1мин
3мин
|
СТРУКТУРА УРОКА:
1.
2.
Орг.
момент.
3.
Постановка
задач урока.
- Сегодня
у нас не обычный урок. Представьте себе, что вы все учёные. Я - главный
научный сотрудник Елена Александровна. У нас в классе проходит научный
симпозиум - это собрание, на котором решаются научные вопросы, проблемы.
Наши гости -
корреспонденты. Они внимательно наблюдают за ходом симпозиума, и всё записывают
в свои блокноты.
Сегодня
нам предстоит решить жизненно важную для всего человечества проблему.
Как
человек познаёт окружающий мир? Многие учёные годами ломали над этим голову. А
нам, уважаемые коллеги - учёные, предстоит сделать это открытие за 40 минут.
На каждого ученика раздаются таблицы – протоколы. Дети их заполняют по
ходу работы. У учителя на доске готовая таблица, которую он открывает
постепенно, по ходу проведения экспериментов.
№ п/п
|
Что делает человек?
|
Какие части тела участвуют?
|
Как называется группа органов?
|
1
|
Видит
|
Глаза
|
Органы зрения
|
2
|
Нюхает
|
Нос
|
Органы обоняния
|
3
|
Ощущает вкус
|
Язык
|
Органы вкуса
|
4
|
Осязает
|
Кожа
|
Органы осязания
|
5
|
Слышит
|
Уши
|
Органы слуха
|
Объектом
исследования является человек.
3. Выявление
знаний по теме.
- Мы с
удовольствием выслушаем ваши соображения по этому вопросу.
Дети высказывают
свои соображения по теме урока.
4. Эксперимент
№ 1.
1. У нас
есть возможность провести несколько научных исследований этой темы и на
их основе сделать выводы. Внимание! 1-й научный эксперимент! ( Звучит
мелодия знакомой песни).
Что сейчас
прозвучало? (песня «Антошка») Как догадались? Какая часть человеческого тела помогла
нам угадать? (уши)
2. Совершенно
верно! Давайте приступим к заполнению наших научных протоколов.
№1 Уши - орган
слуха.
3. Уши,
уважаемые коллеги, играют очень важную роль. А скажите, пожалуйста, почему у
некоторых людей, рождённых с хорошим слухом, со временем слух ухудшается? Что
влияет на слух?
(Шум города,
громкие звуки, громкая музыка в наушниках, простуда и. д.)
-Поэтому слух надо
беречь. Как может человек сберечь слух?
(Не простывать, реже слушать громкую музыку и т. д.)
4.Итак, благодаря
слуху мы можем по звуку определить некоторые предметы из тех, которые
не видим. Чем больше человек запоминает различных звуков, тем лучше у
него слуховая память. И постепенно в мозгу у него вырисовывается слуховая гамма
окружающего нас мира, т.е. слуховая картинка. Слуховую память нужно развивать.
Один из способов тренировки слуховой памяти - запоминать как можно
больше стихов,
рассказов, песен со слуха. Если вы не просто слушаете сказку, а пытаетесь запомнить
и пересказать, вы тем самым тренируете свою слуховую память.
5.На
наш симпозиум приглашена группа зоологов. Что интересного они могут сообщить
нам по этому вопросу?
Очень чуткий слух у сов, кошек, собак и других животных. Есть такое
животное, которое даже в темноте пещер, где и сова ничего не различает,
чувствует себя прекрасно. Это — летучая мышь. Но зрение здесь ни при чём. Обо
всех преградах на пути она узнаёт благодаря сверхчутким ушам. Когда летучая
мышь летит, она постоянно пищит, но писк у неё такой тонкий, что человек его не
может слышать. Летит мышь, пищит, а впереди - ветка. Отразилось от ветки эхо -
тотчас уши подсказали летучей мыши: «Немедленно сворачивай!».
5.Эксперимент
№2.
1.К доске выходят 3
человека. Игра «Угадай, что съел».
В стаканчиках:
сахар, соль, таблетка.
-Как догадались,
что в этих коробочках?
-Какие части
человеческого тела участвовали в определении вкуса у этих веществ?
-Язык-орган
вкуса. На кончике языка находятся вкусовые рецепторы, благодаря
которым, человек различает пищу. От языка сигнал поступает в мозг и остаётся в
памяти человека.
2. А что во рту
помогает человеку размельчать предметы, чтобы почувствовать вкус? (зубы)
Как нужно ухаживать
за зубами? (чистить после еды и перед сном, жевать после еды жвачку без сахара)
3.Заполним наши
протоколы.
4.Сообщение
зоологов.
Дневные бабочки пищу пробуют не ртом, а кончиками лапок. Лапки у них
устроены так, что чувствуют вкус. Рыбы, например, не нюхают, они пробуют воду
на вкус. Зверям в этом с ними тягаться нечего! Акулы чувствуют вкус брошенного
в воду куска, мяса за несколько километров. Провели опыт: в аквариум с
пескарями капнули несколько капель воды из аквариума со щукой. Рыбёшки начали
метаться, не зная, куда, спрятаться от страшной зубастой хищницы, которой на
самом деле не было.
6.Эксперимент
№3.
1.Определите
предметы на ощупь (зайка мягкий и машинка твёрдая)
-Угадайте, каким
предметом прикоснулись к щеке.
-Как мы определили,
какой предмет? (на ощупь)
-А в случае с
зайкой? (по прикосновению к щеке)
-Что у нас есть на щеке,
и на руке, и по всему телу? (кожа)
-Ребята.
Кожа-это орган осязания. На коже находятся чувствительные рецепторы,
которые при прикосновении могут сообщить нашему мозгу тёплый предмет
или холодный, мягкий или твёрдый, гладкий или шероховатый. А в
нашем мозгу складывается образ множества предметов, полученных на ощупь.
2.За кожей тоже
требуется уход. Какой? ( Мыть с мылом, чтобы не было кожных заболеваний, т.е.
содержать в чистоте)
3.Заполним наши
протоколы.
4.Что думают по
этому вопросу наши зоологи?
Усы животным просто необходимы. Это их орган осязания. Например, муравей
с помощью усов, как с помощью антенн ощущает другого муравья и может определить
свой он или чужой. Животные распознают предметы на ощупь: примерно так же, как
мы, люди, пальцами. И хотя мы говорим: «усы», никаких усов у зверей нет. Есть
чувствительные волоски, которые по своему виду напоминают усы. По научному усы
называют «вибрисы». Вибрисы у некоторых животных могут быть и на теле, и на
ногах. Они необыкновенно чутки. Например, есть кошки, у которых обломались усы,
они не могут ловить мышей.
7.Эксперимент№4.
1.На плакате
несколько разных предметов. 6 из них повторяются. Нужно запомнить их и назвать,
после того, как я уберу плакат.
-Мы сейчас с вами
тренировали зрительную память. И на уроках математики, когда вы запоминали ряды
геометрических фигур, и на русском языке, запоминая написание словарных слов по
карточкам, тоже. В нашем мозгу мы формируем зрительный образ различных
предметов и слов.
2.Какой орган тела
помогает нам увидеть красоту окружающего мира, цвет и форму предметов? (глаза)
- Глаза -
это орган зрения. Но часто бывает так, что человек в процессе жизни утрачивает
зрение. Из-за чего это может произойти? (плохое освещение, много смотрим телевизор,
долго играем в компьютер, лёжа читаем)
-Как помочь нашим
глазам дольше сохранить хорошее зрение? (беречь глаза, выполнять гимнастику для
глаз, носить очки, если врач прописал)
3.Выполним
гимнастику для глаз:
а) вращение
глазами
б) карандаш
к носу
4.Теперь, когда
наши глаза отдохнули, заполним наши протоколы.
5.Уважаемые
зоологи, выслушаем ваши сообщения.
Ночью охотятся четвероногие хищники: кошки, хорьки, лисицы, волки. С
сумерками выходят на промыслы ёжики, заяц, бурундук, мыши и крысы. Всем, животным
помогает отыскивать пищу в темноте удивительное зрение. Лучше всех в темноте
видят филины и совы. Глаза у них большие и устроены так, что улавливают самый
слабый свет. Мы, люди, считаем тьму непроглядной, а для совы незаметного нам
света вполне достаточно для охоты.
8.
Эксперимент №5.
1.Определить по
запаху (уксус, одеколон, ванилин) -Какие ещё запахи вам знакомы?
-Есть люди, в
памяти которых запахов гораздо больше, чем различаем мы с вами. Они отличают
оттенки запахов, даже незаметные для нас. Людей такой профессии называют
дегустаторами.
-С помощью какого
органа мы определяем запахи? (нос)
-Нос - это
орган обоняния.
2.Когда наш нос
плохо дышит? (когда мы простываем ).
-Значит, нам не
следует простывать, а для этого, что нужно делать? (закаляться)
-За носом нужно
ухаживать. Прочищать нос несколько раз, прополоскать водой, чтобы воздух
проходил свободно. Если заболели, пользоваться каплями и носовыми платками.
3.Запишем данные
наших исследований в протоколы.
4. Слово зоологам.
Учёные смогли лишь
приблизительно определить остроту чутья некоторых животных. Самая чуткая собака
может обнаружить дичь в безветренную погоду на расстоянии 80 шагов. Некоторые
ночные бабочки могут обнаружить запах более чем за 10
километров.
9.Проблемный
вопрос.
- Может ли человек
до конца познать окружающий мир, если у него не работают некоторые из этих
органов? Нет. Картинка мира будет неполной.
10. Домашнее
задание.
- Прежде чем
завершить наш научный семинар, уважаемые коллеги, разрешите задать вам
домашнее задание.
-Таблицу
перечертить в тетрадь и запомнить. Подготовить по таблице рассказ « Как человек
познаёт окружающий мир»
11.Итог урока
(кроссворд).
Человеческая
антенна — уши (слуха).
Орган осязания -
кожа.
Брат с братом через
дорогу живут, а друг друга не видят – глаза (зрения).
Человеческие
антенны — уши (слуха).
Между двух светил,
я один – нос (обоняния).
Всегда во рту, а не
проглотить – язык (вкуса).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.