1.Организационный момент
- Прочитайте девиз урока.
- Что хотите от сегодняшнего
урока?
Задача: организовать детей на
работу по теме урока
(Регулятивные УУД)
2.Актуализация опорных знаний
Задача: актуализировать знания
детей для восприятия нового материала.
-Чтобы открыть новое, необходимо
вспомнить уже изученное. Выберите тот
вывод, к которому мы пришли на прошлом уроке (плакат на доске)
1)Ночь наступает, так как на
небе появляется Луна.
2)Планеты вращаются вокруг
Солнца под воздействием закона всемирного тяготения.
3) День и ночь наступают
из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси и по-разному освещается
Солнцем.
-Кто пришёл к этому же выводу?
- Какие движения Земли вы знаете?
-К чему приводит движение вокруг
своей оси?
Постановка проблемного
вопроса
-К чему приводит движение Земли
вокруг Солнца?
(Познавательные УУД)
- Как вы думаете, чему будет
посвящён урок?
- В конце урока вы должны ответить
на вопрос: что произойдёт при вращении Земли вокруг Солнца?
3.Совместное « открытие» знаний
(Коммуникативные,
познавательные УУД)
Задача: показать наглядным
способом причину смены времен года.
- Вашему вниманию предлагаются
конверты с заданием. Обсудите и скажите, каким образом ваши задания будут
связаны с основным вопросом урока?
- Где можно найти ответ на вопрос?
-Проведём небольшое исследование.
У каждой группы на столах стоят
лампы и глобусы. Какую роль будет играть лампа?
- Представьте сначала, что
поверхность Земли – это ваша рука. Включим лампу. Поднесём руку на таком
расстоянии от лампы, чтобы рука и лампа были на одинаковой высоте от стола.
Что вы ощущаете?
- Теперь, оставляя руку на таком же
расстоянии от лампы, медленно поднимите её вверх. Что вы ощущаете?
- Верните в начальное положение.
Что теперь?
-Опустите вниз. Тепло ли руке?
-Почему?
- Давайте попробуем зарисовать то,
что мы наблюдали.
- Сделаем вывод. Расскажите о том,
как падают лучи на руку в первом, втором и третьем случаях.
-Так почему в первом положении руке
было теплее?
- Проделаем такой же опыт с
глобусом - моделью Земли. У глобуса есть воображаемая ось, вокруг которой
вращается Земля (плакат на доске).
Куда будет направлена ось Земли при
вращении Земли вокруг солнца?
Вывод: Земная ось (воображаемая
линия от Северного полюса к Южному) наклонена к плоскости орбиты Земли под определенным
углом и направлена всегда в одну точку — на Полярную звезду.
- Когда вы будете передвигать
глобус вокруг лампы, не забывайте соблюдать направление воображаемой оси.
- Проведём опыт с исследователем
из первой команды, остальные оценивают его действия.
-Расположи глобус около лампы и
направь его ось на Полярную звезду.
-Куда смотрит ось Земли: на Солнце
или от него?
- Как выдумаете, что несут
солнечные лучи: свет, тепло или то и другое?
- Давайте определим, где теплее при
таком положении Земли: В Москве или в Австралии.
- Как вы думаете, какое время года
в Москве?
Приглашается исследователь из
другой команды.
-Передвинь глобус вокруг Солнца.
Куда должна смотреть его ось?
-Ось земли смотрит на Солнце или от
Солнца?
- Давайте определим, где теплее при
таком положении Земли: в Москве или в Австралии? Какое время года в Москве?
-Попробуем сделать вывод. Почему
так произошло?
- Обратимся к учебнику с. 59
Пока наше полушарие повёрнуто к
Солнцу, дни у нас долгие, лучи прямые, время года – лето.
-Пока наше полушарие повёрнуто от
Солнца, дни у нас короткие, лучи косые, время года – зима.
-Как вы думаете, что произойдёт,
когда Земля совершит полный круг вокруг Солнца?
-За какой период это произойдёт?
Вывод: что же происходит при
вращении Земли вокруг Солнца?
- Ответили ли мы на главный вопрос
урока?
- Какая основная причина смены
времени года?
Почему летом день длится дольше?
- Почему зимой холодно?
Физминутка.
4. Первичное закрепление. (Познавательные,
регулятивные УУД)
Задача: закрепить новые знания
-Какие у вас ещё возникли вопросы в
связи с рассматриваемым нами материалом?
- Обратимся к плакату ( изображение
живой природы). Как действует вращение Земли вокруг Солнца на живую природу?
5. Самостоятельная работа с
самопроверкой в классе.
Задача: проверить степень
усвоения учащимися нового материала.
- Вернитесь к заданиям, которые
получила каждая группа в начале урока. Сравните свои предположения.
-Чей же вывод оказался наиболее
близким к правильному?
Моделирование. –Попробуйте
символами изобразить направление солнечных лучей на Землю и подписать времена
года вокруг земного шара.
6. Рефлексия
Задача: оценить степень усвоения
материала учащимися.
(Регулятивные УУД)
-Какое задание было самым трудным?
7. Итог урока. (Регулятивные УУД)
Задача: подвести итог работы по
изучаемой теме.
-Поработайте в паре: расскажите
друг другу, в чём же причина смены времени года?
-Где пригодятся знания?
8. Домашнее задание
Задача: закрепить полученные знания
при выполнении домашнего задания.
1.Выполнить схематический рисунок
движения Земли вокруг Солнца.
2.Дополнительный материал для
любознательных с.62-63 в учебнике.
3.Узнать есть ли место на нашей
планете, где бывает только ночь или день, зима или лето.
|
Мы науки изучаем,
Об открытиях мечтаем.
Будем знанья получать,
Чтоб потом их применять.
- Открыть новые знания.
Задача: настроиться на восприятие
учебного материала.
Задача: вспомнить материал
прошлого урока для включения его в систему новых знаний.
День и ночь наступают из-за того,
что Земля вращается вокруг своей оси и по- разному освещается Солнцем.
(Дети поднимают руки)
Движение вокруг своей оси,
движение вокруг Солнца.
К смене дня и ночи.
Затруднение с ответом.
Мы узнаем, что происходит на земле,
когда она движется вокруг Солнца.
Вопрос записан на плакате и
оставлен на доске до конца урока (для самоконтроля).
Работа в группах (дети озвучивают
правила при работе в группах, главное – правило поднятой руки)
Задача: выяснить причину смены
времен года.
1группа - Летом тепло и день
длиннее ночи, а зимой холодно и дни короче. Почему?
2группа - Наступил октябрь и
жители Австралии дружно стали покупать купальники. Почему?
3группа - Жители Африки никогда не
играли в снежки. Почему?
4 группа - На полюсах никогда не
тает лед. Почему?
Версии групп.
В книге, энциклопедии, интернете.
Лампа будет играть роль Солнца.
Наблюдение за учителем, соблюдение
правил безопасности с электрическими приборами, повторение действий за
учителем.
Руке очень тепло.
Руке уже не так тепло.
Руке опять тепло.
Руке не так тепло.
Дети высказывают свои мнения.
Рисуют в тетрадях, учитель на доске.
В1-ом случае лучи падают прямо на
руку, а во втором и третьем случаях лучи падают наискосок.
Потому что лучи были прямые, а
значит и ближе к источнику тепла.
Обсуждение в группах.
Версии детей.
Ученик выполняет инструкцию.
Думаю, что от Солнца.
И свет, и тепло.
В Австралии больше тепла.
В Москве зима, а в Австралии –
лето.
На Полярную звезду.
Думаю, что к Солнцу.
Теперь теплее в Москве.
Теперь в Москве лето, а в Австралии – зима.
Версии детей.
Чтение исследователем из третьей
группы.
В Москве снова наступит зима, а в
Австралии –лето.
За год.
Смена времён года.
Самопроверка.
Да.
Наклон земной оси и движение Земли
вокруг Солнца.
Солнце поднимается высоко над
горизонтом.
Солнце низко над горизонтом.
Чтение вывода в учебнике на с. 59
Наклонное положение оси Земли
сохраняется в течение всего года, поэтому Солнце освещает поверхность Земли
по-разному. Часть года Северный полюс повернут к Солнцу, а вторую часть года
к Солнцу наклонен Южный полюс. Из-за этого наклона прямые лучи Солнца иногда
освещают участок поверхности Земли к северу от экватора, иногда к югу от
экватора. Это различие падения солнечных лучей на участке земной поверхности
и вызывает смену сезонов в различных районах Земного шара. Когда Северный
полюс повернут к Солнцу, в странах к северу от экватора — лето, к югу — зима.
Когда прямые солнечные лучи падают на Южное полушарие — здесь наступает лето,
а в Северном полушарии — зима.
Задача: попробовать применить
полученные знания для выполнения типовых заданий.
-Мы знаем, что времена года
сменяют друг друга и почему так происходит.
Версии детей.
Выполнение типовых заданий.
Задача: самостоятельно проверить
степень усвоения материала.
Работа по учебнику с.56-57, в
рабочей тетради с.18-19
1 группа наблюдает за птицами
2 группа - за растениями
3 группа - за животными
Вывод по группам. Общий вывод.
Жизнь природы изменяется по
сезонам. Меняется время года, меняется температура, соответственно меняется
жизнь растений и животных. Животные и растения приспосабливаются к природным
изменениям, чтобы выжить.
1 группа: пока наше полушарие
повёрнуто к Солнцу, дни у нас долгие и тёплые, лучи прямые, время года лето,
а когда повёрнуто от Солнца, дни у нас короткие, а ночи длинные, лучи косые,
время года – зима.
2 группа: в это время в Австралии
лето, потому что материк находится в южном полушарии, самое холодное время
попадает на июнь, июль, август.
3 группа: Африка имеет высокие
температуры и считается самым жарким материком. Причина этого — в
географическом расположении континента: вся территория Африки находится в
жарких климатических поясах.
4 группа: полюса всегда получают
косые солнечные лучи, поэтому поверхность не согревается, лед не тает.
☼ → лето ● зима
(проверка по образцу на доске)
Задача: оценить свою работу на
уроке.
У каждого ребенка лист с началом
предложений – закончить.
Я научился…
Было трудно …
Было интересно …
Мои ощущения …
Задача: вспомнить ключевые слова по
теме урока, подумать какими новыми знаниями по теме урока можно поделиться с
товарищами.
Задача: зафиксировать задание в
дневнике, подумать, в каких книгах можно найти ответ на третий пункт
домашнего задания.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.