Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока окружающего мира "Весна идёт! Весне дорогу! "(2 класс)

Конспект урока окружающего мира "Весна идёт! Весне дорогу! "(2 класс)

Скачать материал

Луговая   Любовь   Петровна,   учитель   начальных   классов   МОБУ СОШ   № 6 им. М.А.Киняшова г. Благовещенска Республики Башкортостан

         Урок окружающего мира во 2 классе

Тема: Весна идёт! Весне дорогу!

Программа: «Школа 2100»

Курс: Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» 2 класс 2часть – М.: Просвещение.2003 г.

Педагогические технологии: технология сотрудничества, метод проекта.

Цель: Организация изучения нового материала с использованием технологии сотрудничества.

Задачи:

1.Образовательные: дать обучающимся представление о характерных признаках весны в неживой природе, об изменениях в жизни растений и животных весной; показать связь этих изменений с неживой природой;

2.Развивающие: развивать наблюдательность, мышление, умение анализировать и делать выводы.

3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к природе, любознательность; формировать устойчивый познавательный интерес к окружающему миру; положительную мотивацию к учебной деятельности.

4.Социальные: формировать умение работать в сотрудничестве.

Подготовительная работа:

·                   Распределение учащихся в группы (роли: Весна, весенние месяцы – март, апрель, май.)

·                   Сбор и обработка информации по группам (собранный материал – фотографии и рисунки, сделанные на экскурсии оформляется на листах ватмана)

Оборудование: Магнитофон, аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Апрель», демонстрационный материал «Весна», репродукции картин И.С.Остроухова «Ранняя весна», местного художника И.М.Галимова «Весенний сад». Девиз к уроку, правила работы в группах, выставка книг о весне, карточки со словами – половодье, наводнение.

                                                Ход урока.

1.Организационный момент.

А). Приветствие

Всем здравствуйте, я рада встрече, друзья!

И думаю, встретились мы не зря!

- Ребята, на нашем уроке присутствуют гости, поздоровайтесь  с ними. Садитесь.

- Начнём урок окружающего мира.

Б). Аутотренинг  (под спокойную музыку). Дети сидят за партами (3 группы).

-Примите удобную позу. Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте себе, что лучик солнца коснулся вашей головы. Вы чувствуете его тепло, словно тёплая ладонь гладит ваши волосы. Скажите себе: «Мне легко и спокойно». Откройте глаза.

- Какое у вас сейчас настроение?

- На что оно похоже? (Ответы учащихся).

Пусть у вас сохранится хорошее настроение на весь день. Я верю, в вас и знаю, что всё у вас получится.

2. Введение в тему урока.

1).Прослушайте стихотворение А.А.Фета и скажите, о каком времени года в нём говорится?

                          Снова птицы летят издалека,

                          К берегам, расторгающим лёд,

                          Солнце тёплое ходит высоко

                          И душистого ландыша ждёт. (Весна)

- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне?

- Какие признаки весны назвал автор в своём стихотворении?

Ответы учащихся. (По ходу ответов вывешиваются на доску иллюстрации).

1.     Прилёт птиц.

2.     Освобождение рек ото льда, таяние снега.

3.     Солнце находится выше над горизонтом, чем зимой.

4.     Весной цветут ландыши.

5.     Взошла трава -  появились насекомые.

2).Классификация предметов.

- Рассмотрите рисунки. На какие группы можно их разбить?

Неживая природа: солнце, сосульки, радуга.

Живая природа: птицы, насекомые, цветы, деревья.

- Вы правы, разбив рисунки на такие группы. Что  в них общего? (это весенние изменения в неживой и живой природе)

3.Сообщение темы и целей урока.

Попробуйте назвать тему нашего урока. «Весна идёт! Весне дорогу!»

Сегодня на уроке мы будем говорить о весне, об изменениях в неживой и живой природе с наступлением весны.

4.Игровая ситуация.

Весну в народе называли утром года: таял снег на реках, прилетали первые птицы, под лучами солнца просыпалась природа и готовилась к расцвету. Весна – пора добрая, но и своенравная. Она может опоздать. Вот почему о весне гадали ещё задолго до её прихода: по осенним и зимним признакам. А ещё в старину была традиция зазывать весну песнями закличками. Эти  короткие тексты  назывались – «веснянками». 

-Давайте, ребята и мы покличем весну!

Весна, весна красная!

Приди весна с радостью!

А). Диалог.

Учитель: Идёт матушка Весна,

                Отворяйте ворота.

Весна:   Всем, здравствуйте!

              Я – Весна - красна,

              Бужу землю ото сна,

              Наполняю соком почки,

              На лугах растут цветочки.

              Прогоняю с речек лёд,

              Светлым делаю восход.

              Всюду: в поле и в лесу

             Людям радость я несу.

Учитель: Весна – красна, с кем ты пришла?

 Весна:  Со своими весенними месяцами, а вы их знаете? Назовите по порядку. (Март, апрель, май)

Учитель: - Ребята, начинаем знакомиться с весенними месяцами. Мы, узнаем их старинные названия, чем славятся и почему они так называются.

Б). Выступление ребят.

Я - Март – протальник. Месяц первых капелей, и первых проталин. Когда я на землю прихожу, солнышко пригревать начинает, лёд на реках трещит и ломается. В Древнем Риме я - март был первым месяцем года и весны и посвящался Марсу, покровителю полей и стад. В честь его, меня так и назвали.

Я - Апрель – снегогон. Месяц весенний, звонкий и весёлый. Как наступает 1-е апреля – так смех по всей земле стоит. В этом месяце дети любят кораблики в ручейки запускать, в классики скакать. Родина слова апрель Древний Рим. Оно означает «тёплый, солнечный». Наши предки в древние времена называли этот, месяц ещё и цветень.

Я - Май – травень. Месяц тёплый и ласковый. Недаром меня  Май зовут. В мае все деревья в листочки нежно – зелёные одеваются, все полянки, и пригорки травой покрываются. Так и хочется сходить всем классом  в поход. Название пятого месяца года, последнего месяца весны произошло от собственного имени Майя. Так в Древнем Риме звали богиню земли и плодородия.

Учитель: Спасибо вам дорогие месяцы за рассказ. Весна, а что это за ведёрки у тебя в руках?

Весна:   Это волшебные ведёрки.

В одном, тёмном – тёмная ночь живёт. В другом, светлом – ясный день.

Учитель: Интересно, а какое ведёрко легче, какое тяжелее?

Весна: Сейчас оба ведёрка по весу сравнялись. Ведь сегодня 21 марта – день весеннего равноденствия, день равен ночи. Дальше светлое ведёрко будет всё тяжелее, потому что день расти начинает. Светлого времени будет всё больше и больше! Настоящий праздник света!

Учитель: Очень, ты Весна интересно рассказываешь, но наши ребята тоже многое из книг узнали и из наблюдений. Хотите послушать ребят? Тогда присаживайтесь к ним.

Вряд ли кому приходит на ум, что за один сезон мы встречаем три периода весны: весну света, весну талой воды, весну цветов и зелени.

А с чего же началась весна в нашем крае? Какие изменения произошли в природе? Мы узнаем после того, как вы расскажете о своих наблюдениях.

Вы изучили много литературы, открывая новые знания, провели наблюдения, а помогали вам в этом ваши родители, учителя.

5.Работали вы в группах.

Кроме ваших групп у нас есть 4 экспертная группа, в состав которой вошли ваши родители, учителя.

 В конце занятия они вынесут решение, какой группе удалось точнее и ярче раскрыть свою тему, чьё выступление прозвучит убедительнее.

А). Совместную работу мы  организовывали под девизом:

«Помогая другим, учимся сами!

Давайте попытаемся!»

Б). Каких правил вы придерживались, когда работали в группах?

. выслушивать до конца своего товарища, не перебивать его;

. вежливо и доброжелательно обращаться с партнёрами;

. помогать, если возникнут проблемы;

. работать активно, серьёзно относясь к полученному заданию;

. испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих партнёров, всего класса.

В). Распределение обязанностей по группам.

Все 3 группы получали карточки с заданием:

Ребята 1 группы должны рассказать об изменениях в неживой природе происходящих весной, и как они связаны между собой. Поработать с толковым словарём и объяснить  значение слов: проталина, половодье, ледоход.

Ребята 2 группы  расскажут об изменениях в жизни растений.

Ребята 3 группы расскажут о том, какие изменения вносит весна в жизнь животных? Как меняется их жизнь с приходом весны?

В каждой группе есть свои редакторы, художники, составители, фотографы.

Каждая группа оформила свой накопленный материал на листах ватмана. Эти листы мы соберём вместе и получим журнал о природе.

Итак, начнём с 1 группы. Эти ребята исследовали неживую природу. Вам слово.

6. Презентации групп.

                                               Защита 1 группы.

1.Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У неё строгий порядок работ. Первым делом она освобождает землю: делает проталинки. Солнце одолевает зиму. Оно сейчас очень яркое, так и слепит глаза. За 21 день пасмурных дней было очень мало –8, часто с утра - пасмурно, а с обеда – солнечно.

 

2.Воздух ранней весной прозрачный, чистый, чуть морозный. Ясно видны дали, окрашенные в сине – голубые тона. Небо голубое, высокое. По нему плывут лёгкие белые облака.

 

3. От весеннего тепла тает снег. Он становится рыхлым, серым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, капает. Бегут капельки. Весело и  звонко падают они. Началась весенняя капель. В нашем городе специальные рабочие сбивают сосульки, чтобы избежать несчастных случаев и обрыва проводов. Поэтому сфотографировать сосульки удалось только за пределами города, на скалах, рядом с озером Абызово.

 

4. На пруду, озёрах, реке Белой вода начинает проступать на поверхность льда, образуется наледь. Хотим сказать любителям подлёдной рыбалки быть осторожными. Потому что от весеннего тепла начнут вскрываться водоёмы. Сначала лёд на них потемнеет, потом во льду появятся трещины, и он расколется. На реках льдины понесутся быстро, сталкиваясь и нагромождаясь, друг на друга. Будет ледоход.

 

5.Постепенно лёд растает, река переполнится водой и выйдет из берегов. Вода зальёт большие территории, растущие на берегу деревья, кустарники. Наступит половодье. Подъём воды ожидается 1 апреля. Во время половодья терпят бедствие не только люди, но и многие звери. Люди помогают им. На плотах и лодках часто перевозят их в безопасные места.

 

6.Беспокойна весенняя погода: яростно борется тепло с холодом. То дождь, то липкий снег обрушивается на землю. 8 марта был липкий снег, с тех пор снег больше не выпадал. Чем дальше весна, тем теплее на улице. Пятнами и полосами проступает сквозь снег земля. Оттаивает и отогревается почва. В ней накапливается много влаги.

Спасибо ребятам 1 группы.

                                 

-Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой?

Вывод: (Солнце всё выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лёд.)

 

ФИЗМИНУТКА «РУЧЕЁК»

Бежал ручей по камешкам.

Бежал, бежал, бежал…

Потом в глубокой лужице

Лежал, лежал, лежал…

То снова он помчался вскачь,

То будто бы уснул…

Увидел речку – прыг туда

И сразу утонул!

 

Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.              

Предоставим слово участникам 2 группы.

                                              Защита 2 группы.

1.В парках и скверах ещё лежит снег, а деревья уже просыпаются от зимнего сна. Корни начинают впитывать живительную влагу талой воды. Ток воды растворяет запасённые растением углеводы – сахаристые вещества (вот почему сок деревьев сладковатый) – и направляется вверх по стволу к почкам. Почки, получив питательный сок, развёртываются в бутоны цветков и листья.

 

2.Хоть земля ещё плотно укутана снегом, возле домов, у изгородей, по обочинам шоссейных дорог уже сбрасывает со своих цветочных почек твёрдые буроватые чешуйки- колпачки верба. Ярко краснеют на белом снегу её ветви.

 

3. Появление серебристых барашков на ветках вербы – один из первых признаков начала весны. В нашей полосе барашки у вербы появляются обычно во второй половине марта. Ранней весной сбрасывает колпачки и лесная ива – пепельная и бредина. У хвойных деревьев меняется цвет коры и хвои.

 

4. Распускание листьев будет чуть позже. На распускание листьев требуется много питательных веществ. Эти питательные вещества поступают к почкам из корней по стеблю. Иногда в это время люди делают насечки на деревьях (клёне, берёзе) и собирают сок, оставляя после сбора сока открытые раны. Часто после этого дерево погибает. Если ранней весной вы увидите, что из проделанной кем – то на дереве ранки течёт сок, замажьте её глиной или пластилином. Защитите дерево от болезни, а то и гибели!

 

5.Самый первый цветок весны – мать-и-мачеха. Странное название, но не беспричинное. Лист снизу мягкий и тёплый, а сверху твёрдый и холодный. Вот поэтому и имеет цветок такое название. Если внимательно рассмотреть стебелёк, то можно увидеть, что он покрыт пушком. Этот пушок помогает цветку спастись от яркого весеннего солнца – не перегреться и не замёрзнуть, когда заморозок ударит.

 

6.Через 8 – 10 дней после того, как раскроются цветки мать-и-мачехи, начинает цвести медуница. Этот цветок за обильный нектар любят  шмели и пчёлы. Медуницу, ни с каким другим цветком не спутаешь: на одном стебельке и розовые, и фиолетовые, и синие цветки красуются. Вслед за медуницей цветут остальные раннецветущие растения. Часто в народе их называют подснежниками, за то, что начинают расти ещё зимой, под снегом. Это первоцветы, или, примулы, что значит первые, чистяк весенний, ветреница лютиковая. К сожалению, многие раннецветущие стали очень редки в наших краях. Многие из них погибают, сорванные любителями весенних букетов. Все ранневесенние растения цветут всего несколько дней. Не рвите их, пожалуйста!

Спасибо ребятам за их содержательный рассказ.

 

Итак, что же происходит с деревьями и кустарниками весной?

Вывод: (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются серёжки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры и хвои.)

Мы рассмотрели неживую природу и видим, что с приходом весны многое изменилось. Но весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняется  их жизнь, расскажут ребята 3 группы.

 

                                                 Защита 3 группы.

1.Мы с нетерпением ждали прилёта грачей. Это произошло 28 февраля. Ещё вчера летали только вороны да галки, а сегодня среди них появились крылатые гости – грачи. Ростом они примерно с  ворону, но одеты не в серые, а иссиня - чёрные перья. Клюв у них тоже чёрный, вокруг него – светлое кольцо.

 

2.Грачи первыми из перелётных птиц возвращаются в наши края. Холода они не боятся, а корм они находят на задворках, среди мусорных куч. Часто прилетают грачи на наш школьный двор, важно расхаживают, к себе близко никого  не подпускают.

 

3.Ожили мухи. Ранней весной они вестницы тёплых дней. Чаще всего они садятся на стены домов, освещённых солнцем. Называют их «гренландские мухи». Кроме гренландских мух, ранней весной просыпаются «кучные» мухи. Часть этих мух зимует в помещении. Ранней весной, пригретые солнцем, они вновь оживают.

 

4.Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время. В конце марта прилетят скворцы, время прилёта жаворонков – начало апреля. А соловьи прилетят в середине мая. Нельзя ждать, возвращения птиц сложа руки. В садах, в парках надо развешивать скворечники и дуплянки. Ведь птицы – наши верные друзья, защитники садов, огородов от насекомых – вредителей. Натуралисты подсчитали, что пара скворцов, выкармливая скворчат, уничтожает около 8 тысяч майских жуков и их личинок.

 

5.А в лесу просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детёныши. В это время животных охраняют особенно тщательно, так как они заняты заботой о потомстве. Звери линяют.

 

Вот мы и прослушали все сообщения, основанные на  ваших наблюдениях. Как меняется жизнь птиц с приходом весны?

(Возвращаются в родные края перелётные птицы. Они строят гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов.)

- А как встречают весну звери?     

(Просыпаются от спячки. У многих появляются детёныши. Звери линяют).

- Какую связь вы установили? Как влияет неживая природа на живую?

Вывод:

( влияние высоты солнца на температуру воздуха и земли; температура воздуха – на вид осадков, на состояние воды в водоёмах; раз появляются насекомые – значит много корма птицам; стало тепло – просыпается всё живое на земле.)

6.Слово учителя. Сегодня вы  нарисовали картину весны и  рассказали о том, как неживая природа оказывает влияние на живую. И сами пришли к выводу, что в природе всё взаимосвязано, ничто не происходит случайно.

Михаил Пришвин говорил:«…Каждый год весна приходит не такой, как в прошлом году, и никогда одна весна не бывает точно такой, как другая».

Многих поэтов это время года вдохновляло на новые произведения, у художников рождались новые картины. Рассмотрите картину «Весенний сад», которую нарисовал наш земляк Ирик Мугаллимович Галимов. На его картине мы видим цветущий яблоневый сад.

Звучит классическая музыка.

Весна – великий творец жизни, могучий её преобразователь. Она сгоняет с лица земли мертвящий холод снегов и льдов.

Весна – гениальный художник. Она наполняет мир ярким и звонким многообразием цвета.

Весна – проникновенный лирик. Она переполняет нежностью и маленькую душу воробья, и большую душу человека. Весной ежесекундно хочется повторять: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

 

Учитель: - Весна, понравилось ли тебе на нашем уроке?

Весна: Очень. Я вижу, что дети очень наблюдательны, много знают. Я желаю им успехов в дальнейшей учёбе. А мне пора в путь, много у меня ещё дел. До свидания, ребята!

Но прежде чем ты нас покинешь, мы споём тебе песню

 

                      «Весенняя капель».

1 куплет.  На дворе сосульки плакали,

                 Под лучами солнца таяли.

                 Голубые слёзки капали

                 И проталинку оставили.

Припев: Дзинь дон, дзинь дон, дзинь дон.

               Дзинь дон, дзинь дон, дзинь дон.

               Дзинь дон, дзинь дон, дзинь дон.

               Дзинь дон, дзинь дон, дзинь дон.

2 куплет. Скачут капельки горошинки.

                И на мартовской проталинке.

                 Протянул ладошки к солнышку

                 Голубой цветочек маленький.

Припев: Дзинь дон, дзинь дон, дзинь дон.

               Дзинь дон, дзинь дон, дзинь дон.

               Дзинь дон, дзинь дон, дзинь дон.

               Дзинь дон, дзинь дон, дзинь дон.

8. Выступление экспертной группы.

Прослушав выступления 3 групп, хочется отметить большую подготовку всех ребят. Вы много читали, вели наблюдения, делали зарисовки, много фотографировали, консультировались с родителями. Провели исследовательскую работу и это видно из ваших выступлений. И очень приятно, что сотрудничество между родителями, детьми и учителем привело к таким хорошим результатам. Хотим поблагодарить вашего учителя, который организовал всех вас на эту работу. Думаем, что вы многое открыли для себя. Молодцы! Желаем вам творческих успехов.

9. Итог урока.

-Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Какую работу было легко выполнять?

- С какими трудностями вы столкнулись?

- Чтобы вы нарисовали после этого урока, если бы взяли краски или карандаши?

 

Хочу поблагодарить всех, кто  участвовал в работе. Думаю, что все вы поняли, что, работая сообща, вы открыли для себя много нового и интересного. И уйдёте с урока с желанием как можно больше открывать, и  изучать природу родного края. Стать следопытом – это, значит, приобщиться к жизни родной природы. А она  до глубокой старости сохранит в вас молодость духа, здоровье, силу и веру в то, что самое прекрасное в нашей жизни есть сама жизнь.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока окружающего мира "Весна идёт! Весне дорогу! "(2 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыкальный журналист

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Педагогические технологии: технология сотрудничества, метод проекта, ИКТ. 

Цель: Организация изучения нового материала с использованием технологии сотрудничества.

Задачи:

1.Образовательные: дать обучающимся представление о характерных признаках весны в неживой природе, об изменениях в жизни растений и животных весной; показать связь этих изменений с неживой природой;

2.Развивающие: развиватьнаблюдательность, мышление, умение анализировать и делать выводы.

3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к природе, любознательность; формировать устойчивый познавательный интерес к окружающему миру; положительную мотивацию к учебной деятельности.

4.Социальные: формировать умение работать в сотрудничестве.

Подготовительная работа:

·                    Распределение учащихся в группы (роли: Весна, весенние месяцы – март, апрель, май.)

·                    Сбор и обработка информации по группам (собранный материал – фотографии и рисунки, сделанные на экскурсии детьми, оформляется на листах ватмана)

Оборудование: Магнитофон, проектор,аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Апрель», демонстрационный материал «Весна», репродукции картин И.С.Остроухова «Ранняя весна», местного художника И.М.Галимова «Весенний сад». Девиз к уроку, правила работы в группах, выставка книг о весне, карточки со словами – половодье, наводнение. 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 020 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 808
    • DOCX 74.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Луговая Любовь Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Луговая Любовь Петровна
    Луговая Любовь Петровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 41647
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 257 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 1 263 человека

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1186 человек из 82 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 564 человека

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Мини-курс

Успешный педагог: навыки самозанятости, предпринимательства и финансовой грамотности

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 43 человека

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные направления в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе