Ризванова Раушания Рамильевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №10
Урок
окружающего мира «Как живёт семья» в 1 в классе.
Цель:
- познакомить
с целями и задачами раздела;
- формировать
уважительное отношение к своей семье.
Задачи:
- уточнить
представления о семье;
- учить правильно
называть членов семьи;
- организовать
подготовительный этап проекта «Моя семья»
Планируемые
результаты:
Предметные:
-
рассказывать о жизни, о членах своей семьи;
- называть
членов своей семьи.
Метапредметные:
- понимать
учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на
уроке;
-
интервьюировать членов семьи;
- отбирать
из архива фотографии по определённым критериям.
Личностные:
- понимать
значение семьи для человека и общества;
-
сотрудничать со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях.
Межпредметные
связи: литературное чтение, изобразительное искусство.
Ресурсы
урока: Плешаков А.А. Учебник, с. 56.,электронное приложение,
аудиозапись песни о семье.
Ход
урока
I.
Мотивация познавательной деятельности
─
Ребята, мне хочется поздравить вас с первой победой. Вместе с Мудрой Черепахой
и Муравьишкой мы закончили изучать первый раздел учебника: "Что?
Кто?". Мы нашли ответы на многие вопросы и даже оценили свои первые
достижения. Нам предстоит ответить еще на многие другие вопросы: как? откуда?
куда?
─
А чему мы будем учиться, изучая этот раздел, узнаем из стр.55 нашего учебника.
(назвать
по именам, фамилиям).
─
Придумайте вопросы к разделу, используя слова-помощники.
II.
Актуализация необходимых знаний
─
Муравьишка принес какое-то зашифрованное слово. Какое это слово?
─ О чем же мы буде говорить сегодня? Тема урока? Чему мы можем
учиться?
(Что
такое семья? Что объединяет членов семьи? Как называют членов семьи?)
III.
Организация познавательной деятельности
─
А что такое семья в вашем понимании?
─
Давайте прочитаем значение слова "семья" в словаре:
Ожегов
- это группа живущих вместе родственников.
это
объединение людей, сплоченных общими интересами.
Ушаков
- Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних
родственников, живущих вместе.
─
Как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?
─
До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки,
проведенные в пещерах, где были первые стоянки древних людей показали, что они
жили небольшими группами. Неясно, правда подразделялись ли уже в те времена
человеческие группы на "семьи" в нынешнем понимании - отец, мать,
дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве, то есть о своих
детях.
─
Вы нарисовали рисунки о своих семьях. Кто хочет рассказать о том, что вы
отразили в своем рисунке? Как называют членов семьи между собой? Кого называют
по имени, отчеству?
─
Кто может назвать свое отчество? Как образуется отчество?
─
Как можно назвать выставку?
─
Что же объединяет всех членов семьи? (Члены семьи любят и уважают друг друга,
живут вместе в одной квартире, распределяют деньги на покупки в хозяйство,
вместе отдыхают, проводят свободное время, занимаются домашним хозяйством).
Семья
- самое дорогое, что есть у каждого человека. Это мама, папа, сестры, братья,
бабушки, дедушки - самые близкие люди, которые делают все, чтобы ваша жизнь
была счастливой.(материал из электронного учебника показывается на экране)
Семья
- необходимая ячейка общества. Главное предназначение семьи - продолжение
человеческого рода, чтобы появлялись новые люди. В семье закладываются все
качества, которые необходимы человеку в жизни.
Семья
сможет заботиться о своих детях, сохранять доброжелательную атмосферу,
благоприятную для воспитания, только если будет иметь все необходимое для
нормальной жизни. Поэтому взрослые работают. А трудятся они не только для себя,
но и для других. Семья нужна и обществу.
─
А можно ли наш класс назвать семьей?
Физминутка:
1,2,3,4
Кто живет у нас
в квартире?
1,2,3,4,5
Всех могу
пересчитать;
Папа, мама,
брат, сестренка,
Кошка Мурка, два
котенка,
Мой щегол,
сверчок и я -
|
Вот и вся наша
семья!
─
В одной семье могут быть люди разного возраста, то есть люди разных поколений.
Поколение
- это люди одного возраста, живущие в одно время.
Ученики
нашего класса - это младшее поколение, ваши бабушки, дедушки - люди старшего
поколения. В семье каждый имеет множество воплощений. Я - жена, мать, сестра,
тетя, дочь, племянница.
А
теперь мы посмотрим, знаете ли вы, кто кем кому приходится.
Кто кому кто?
─ Маша, ты кто
для мамы? (дочь)
─
Дима, ты кто для дедушки? (внук)
─
Слава, кто называет тебя сыном? (папа)
─
Вика, у папы есть мама? Кто она тебе? (бабушка)
─
Андрей, у папы есть сестра? Кто она тебе? (тетя)
─
У маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные).
Работа в паре (соединить соответствующие пары)
Бабушка
|
|
Дочь
|
Отец
|
|
Племянница
|
Брат
|
|
Сестра
|
Тетя
|
|
Внук
|
|
|
|
Мама
|
|
Внучка
|
Дядя
|
|
Брат
|
Дедушка
|
|
Племянник
|
Сестра
|
|
Сын
|
Можем
ли мы на одном уроке много узнать о семьях друг друга? А что можно сделать,
чтобы больше
рассказать друг другу о своих семьях? (проект). Какой может получиться продукт?
Кто может вам помочь?
IV. Подведение
итогов
─ Когда вы
вырастете, повзрослеете, у вас тоже появятся семьи. Какой вы хотите видеть свою
семью, что считаете необходимым для создания счастливой семьи, покажете в
групповой работе. Сейчас вы составите ромашку - символ семьи в России. В честь
православных Петра и Февронии 8 июля отмечается даже день семьи.(Слова для
выбора: доброта, любовь, зло, понимание, забота, ненависть, верность, уважение,
тепло, обида и т.д.)
Маша и Андрей
расскажут стихи, которые они выучили.
Семья - это
счастье, любовь и удача,
Семья - это летом
поездки на дачу.
Семья - это
праздник, семейные даты,
Подарки, покупки,
приятные траты.
Рождение детей,
первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем,
волнение и трепет.
Семья - это труд,
друг о друге забота,
Семья - это много
домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить
одному невозможно!
Всегда будьте
вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры
подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас
говорили друзья:
Какая хорошая Ваша
семья!
Мама на папу
глядит, улыбается,
Папа на маму
глядит, улыбается.
А день самый
будний, не воскресенье,
И за окошком - не
солнце, а вьюга,
Просто такое у них
настроение.
Просто они очень
любят друг друга.
От этой любви и
легко, и светло.
Мне с папой и
мамой так повезло!
Рефлексия.
Закончите фразу:
Я узнал...
Мне понравилось...
Мне бы хотелось
узнать...
Резервное
задание (собрать
рассыпавшуюся пословицу и объяснить её смысл)
В дружной семье и
в холод тепло.
На что и клад, когда
в семье лад.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.