Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Нефтеюганская средняя
общеобразовательная кадетская школа»
Конспект
урока по окружающему миру
в 3 классе
«В
царстве грибов»
подготовила
учитель
начальных классов
Таминдарова
Линиза Мадисовна
Нефтеюганск
2011
Тема урока: В
царстве грибов.
Цель урока: дать
представление о грибах как отдельном царстве природы.
Задачи:
1) Обобщить
признаки растений и животных, сформулировать признаки грибов как отдельного
царства природы, их значение в природе и жизни человека.
2) Развивать
внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез).
3) Воспитывать
бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых
существ в природе.
Тип урока: «открытие»
новых знаний.
Методы работы: объяснительно-иллюстративные,
частично-поисковые, словесные, наглядные, приемы ТКРМ (ИНСЕРТ, СИНКВЕЙН,
КЛАСТЕР)
Формы работы: фронтальная,
индивидуальная.
Оборудование: компьютер,
мультимедийная презентация, раздаточный материал.
1. Организационный момент.
-Все ли готовы к уроку?. Садитесь.
Начинаем урок окружающего мира.
2. Вызов.
- Что такое природа?
- Посмотрите на экран. Что вы
видите?
+ Это кластер, но грозди пустые.
- Используя ваши знания нужно
заполнить грозди кластера. (У каждого ученика листочки – кластеры.)
- Какая бывает природа?
- Назовите признаки живой природы.
- Ученые-биологи делят все живое на
большие группы – царства. Какие это царства?
- Для того, чтобы узнать о каком
царстве сегодня будем говорить на уроке, послушайте текст и определите, о чем
идет речь?
- Эти живые существа любители
поиграть в игру под названием «Угадай, кто я?». Дело даже не в том, что они
разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим
причинам частенько трудно бывает определить, что ты нашёл. Главное в том, что
ученые несколько веков не могли решить, что это вообще такое. Сначала они были
отнесены к растениям, потом к животным, и наконец в 19 веке выделили их в
отдельное царство.
- Какое это царство?
- Значит, тема нашего урока «В
царстве грибов».
- На какой вопрос мы будем искать
ответ на уроке сегодня?
- И на уроке мы ответим на вопрос
«Почему грибы выделили в отдельное царство?
- Чтобы ответить на этот, давайте
вспомним, что мы ЗНАЕМ о грибах?
-Что нужно на уроке узнать о
грибах, чтобы ответить на вопрос?
- Вспомните, что мы узнали о растениях
и животных на прошлых уроках?
3. Осмысление.
- Перед вами лежат карточки с
планом исследования.
План
исследования
1. Внешний
вид, типичные для представителей царства части тела.
2. Могут ли
передвигаться самостоятельно?
3. Какие
условия нужны для роста и развития?
4. Могут ли
самостоятельно вырабатывать питательные вещества?
5. Чем
питаются?
По этому плану мы исследовали с
вами признаки растений и животных. Сегодня по этому плану мы исследуем признаки
грибов.
- Итак, прочитайте, что мы должны с
вами узнать о грибах?
- Из каких частей
состоит гриб?
- А вы знаете, что в лесу мы видим
не сами грибы, а только плодовое тело гриба, состоящее из шляпки и ножки, а сам
гриб скрыт под землей. Что у гриба под землей?
Вот грибница – это и есть сам гриб,
а мы собираем его плодовое тело.
- По внешнему виду
гриб похож на растение или животное?
- А теперь, прочитайте
2 вопрос. Могут ли передвигаться самостоятельно?
- Не могут передвигаться.
- Как растения или
как животные?
- Прочитайте 3
вопрос. Какие условия нужны для роста и развития?
- Есть такая поговорка «Растут как
грибы после дождя». Почему так говорят?
Что нужно грибам, чтобы они быстро
росли?
+Тепло. Влага.
- Растениям или
животным нужны тепло и влага для роста и развития?
- А что еще нужно растениям для
хорошего развития?
+ Свет
- Для чего растениям нужен свет?
- А грибам свет не нужен, они могут
расти и в темноте. А раз им свет не нужен, то, что их отличает от растений?
+ Не могут самостоятельно
вырабатывать питательные вещества.
Физминутка : игра
«Съедобный, несъедобный»
Если гриб съедобный, приседаем,
если несъедобный хлопаем.
- И на какой вопрос нам осталось
ответить? Чем питаются? Откуда берут питательные вещества?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы
откроем учебники на с.118. читаем и отмечаем карандашом то, что мы знаем,
новое, с чем не согласны и хотим узнать подробно. (инсерт )
- Прочитайте то, что узнали новое.
- Чем же питаются грибы?
+ Всасывают из
почвы воду с минеральными солями, как растения.
Поглощают
питательные вещества из мертвых останков растений и животных, как животные.
- Однажды так случилось, что
деревья обиделись на грибы и ушли от них. Через некоторое время деревья стали
высыхать и грибов становилось все меньше и меньше. Что же случилось?
-Что же получают грибы от деревьев?
+ Питательные вещества.
- А что получают деревья от грибов?
Прочитайте. Такой взаимообмен в природе называется симбиоз.
Итак, теперь мы
можем ответить на вопрос, который поставили в начале урока. Какой был вопрос?
Почему грибы выделили в отдельное царство?
Заполните таблицу: нарисуйте
грибочки, там, где описание совпадает или с животными, или с растениями.
|
Внешний
вид, типичные для представителей царства части тела.
|
Могут ли
передвигаться самостоятельно?
|
Какие
условия нужны для роста и развития?
|
Могут ли
самостоятельно вырабатывать питательные вещества?
|
Чем
питаются?
|
Животные
|
|
|
|
гриб
|
гриб
|
Растения
|
гриб
|
гриб
|
гриб
|
гриб
|
|
Вывод:
+ У них есть
признаки и растений, и животных.
- мы с вами на уроке собрали грибы,
а кто знает, как их собирать?
- Как же поступить с теми грибами,
которые могут навредить нашему здоровью? Не лучше ли растоптать, посшибать
палками, уничтожить?
- А кто убирает в лесу все засохшие
листья под деревьями? Ведь каждую весну, когда вы приходите в лес, вы не видите
там сухих листьев. Кто же там наводит порядок?
+ Это грибница съедает лесной
мусор. Прочитайте, что об этом говорится в учебнике.
- А сейчас я вам кое-что покажу.
Что это?
+ Плесень.
- Если посмотреть под микроскопом,
видно, что плесень имеет такое же строение как и шляпочный гриб. Этот вид
грибов называется «плесневые».
5. Домашнее
задание:
Подготовить
сообщения на темы:
А вы знаете, почему белые грибы
называют белыми?
А вы знаете, какая польза, и какой
вред от плесневых грибов?
Грибы, которые занесены в Красную
книгу.
4. Рефлексия.
-Вспомните правила составления
синквейна.
- Составьте «Синквейн» на тему
«Грибы».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.