Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока окружающего мира во 2-м классе по программе

Конспект урока окружающего мира во 2-м классе по программе

Скачать материал

Конспект урока окружающего мира,

проведённого во 2 «В» классе МБОУ СОШ №9 г. Ижевска

учителем начальных классов

Мерзляковой Ириной Алексеевной

 

 

Тип урока: ОНЗ

Тема: Тепловые пояса Земли. Тепловой пояс Удмуртского края.

Цель: Сформировать представления о делении Земли на тепловые пояса и знакомство с тепловым поясом Удмуртского края.

Задачи:

1.     Формировать способности школьников к изучению особенностей природных условий различных участков земного шара в связи с их расположением на Земле и с характером их освещения солнечными лучами.

2.     Научить оценивать разнообразие условий на Земле.

3.     Закрепление навыка работы с картой.

4.     Формирование речевых компетенций через расширение и обогащение словаря научными терминами.

5.     Привитие интереса к изучению природы Удмуртского края.

Оборудование:

·        Глобус.

·        Лампа.

·        Карта.

·        Компьютерная презентация.

·        Плакат: «Смена времён года».

·        Рисунок самолёта.

·        Шкатулка с ключом.

·        Ребус «Экскаватор».

·        Заготовка Солнца.

·        А.А. Вахрушев. Окружающий мир «Наша планета Земля» 2 класс. Учебник в 2-х частях. Часть 1. – М.: Баласс, 2013.

 

 

 

 

Этапы урока, время.

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 

Формирование УУД

I. Организационный момент. 1 мин.

Учитель зачитывает стихотворение.

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Постарайтесь все понять,

Ответы полные давать,

И за работу получать,

Только лишь оценку пять!

– Какой предмет мы изучаем? Что изучает предмет окружающий мир?

Проверяют наличие учебных принадлежностей. Слушают напутствующие слова.

 

 

 

 

Ответы детей.

Личностные, коммуникативные.

Цель: организовать учащихся, настроить их на урок.

Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в учебном действии. 4-5 мин.

Учитель предлагает детям отправиться в путешествие.

– Ребята, я предлагаю отправиться в путешествие по Земному шару. А на чём будем путешествовать, должны отгадать.

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернётся над лугами -

Отливает серебром. (Самолёт)

 

Показ самолёта.

 

– Но, чтобы отправиться в полёт, нам нужен ключ зажигания, его мы сможем  взять в волшебной шкатулке, а она откроется только тогда, когда вы расскажете ей всё, что знаете о Земле. Для этого мы разобьёмся на три экипажа, каждому экипажу (ряду) будут задаваться отдельные вопросы (вопросы задаю по очереди, каждому ряду отдельно)

– Что такое Земля?  (Планета)

– Какую форму имеет Земля? (Форму шара)

– Что такое горизонт? (Воображаемая линия, между небом и землёй)

– Какая из звёзд ближе всего к Земле? (Солнце)

– Что ты знаешь о звёздах? (Звёзды – огненные шары, вблизи похожие на Солнце. Они горячие, что светятся ослепительно ярко. Они так далеки, что кажутся очень маленькими.)

– Каким цветом обозначены океаны, моря, реки, озёра на карте или глобусе?

– Какие планеты ты знаешь? Как они удалены от Солнца?

– Покажите на глобусе юг, север, экватор;

– Благодаря какой звезде на планете Земля есть жизнь?

– Земля притягивает к себе все предметы? Почему?

– Почему на планете происходит смена дня и ночи?

– Какие времена года вы знаете? Какое время года у нас сегодня?

– Молодцы, вы  правильно ответили на все вопросы, шкатулка открыта, и мы можем взять ключ зажигания.  (Показываю ключ.) Для полёта нам нужны силы, поэтому надо немного размяться.

 

 

 

 

 

 

Отгадывают загадку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

Регулятивные, коммуникативные, познавательные.

Цель: вспомнить изученный материал, подготовить учащихся к изучению нового материала.

Форма работы: фронтальная.

III. Физминутка. 

       2 мин.

Солнце спит, и небо спит,

Даже ветер не шумит

Рано утром солнце встало,

Все лучи свои послало.

Вдруг повеял ветерок,

Небо тучей заволок

И деревья раскачал

Дождь по крыше застучал,

Барабанит дождь по крышам

Солнце клонится всё ниже.

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик.

Учитель предлагает прочитать в учебнике диалог Миши и Лены.

- По вашему мнению, кто прав в своём высказывании?

- Так значит, на какой вопрос мы должны будем ответить сегодня на уроке? (Слайд №1)

– Итак, пристегните ремни, мы  отправляемся в путешествие на самолёте. Точка отправления город  Ижевск Удмуртский край (на карте обозначено место флажком). Ребята, о своих наблюдениях мы должны будем постоянно докладывать диспетчеру в Ижевске  (диспетчер –  работник, регулирующий движение транспорта или ход работы предприятия).

Показывают движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети зачитывают диалог.

 

Ответы детей.

 

- Где на Земле теплее?

Цель: здоровьесбережение.

IV. «Открытие» детьми нового знания.

 17-20 мин.

– Наш самолёт делает первую посадку. Догадайтесь, где мы приземлились,  посмотрев в иллюминатор самолёта. (Слайд №2)

– Какую картину природы вы видите через иллюминаторы?  (Слайды №3-4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Каких животных мы ещё здесь видим? (Слайды №5-6)

 – Кто догадался, куда мы прилетели? (Слайд №7)

– Покажите это место на карте и глобусе.

 

 

– Как называется полюс? 

– Какой океан находится на Северном полюсе? (Слайд №8)

– Как вы думаете, какое название подойдёт для этого пояса?

Свиток: горизонтальный: умеренныйСвиток: горизонтальный: холодный

– Посмотрите на глобус и ответьте, почему этот пояс назвали холодный? (стр.64)

 

 

- Прочитайте из учебника и скажите, что новое вы узнали про Северный полюс? (стр.65)

– Что мы доложим диспетчеру в Ижевск, в каком поясе побывали?

– Итак, наш полёт продолжается. Мы с холодного пояса летим в другой тепловой пояс, а в какой вы узнаете позже.

Учитель зачитывает стихотворение.

Остановитесь на мгновение, замрите…

Как красиво вокруг!

Удивителен утренний лес,

Храм цветов и рогатых улиток!

Он как будто бы вылеплен весь

Из тончайших серебряных ниток.

Ребята, как хорошо в лесу!

В прекрасном мире веток и теней.

Всё то, что живо, музыкою дышит!

Здесь всё поёт, здесь даже муравей

Ползёт, поёт и сам себя не слышит.

– Где же мы сейчас находимся? (Слайд № 9)

– Что можно сказать о природе леса? (Слайды №10-11)

– В какую страну мы прилетели?

– Везде ли в России есть лес?

– Природа России очень разнообразна. Есть также степи (Слайд № 12). Есть горы (Слайд № 13), например – Уральские горы.

(Учитель показывает на карте полушарий.)

-  На каком материке находится Россия?

-  Пролетев над Евразией и посмотрев в иллюминатор, что можете сказать о климате, температуре воздуха, о разнообразии природы?

- Как вы думаете, происходит ли смена времён года? (Слайд № 14)

- Итак, что мы можем сообщить по рации диспетчеру в Ижевск о природе, которую увидели во время полёта?

 

 

 

 

- Следовательно, какой это был тепловой пояс? Выберите название для этого пояса. Название вывешивается на карту.

- Кто догадался, почему это происходит? Помощник вам сейчас будет глобус. (стр.64)

 

- Прочитайте из учебника и скажите, что важно запомнить про умеренный пояс? (стр.65)

 

 

– Продолжаем наш полёт. Куда летим на этот раз, догадайтесь сами, отгадав ребус. (Слайд №15)

 

Экскаватор (Экватор)

– Посмотрите на глобус с лампой и скажите, хорошо ли солнечные лучи прогревают данный пояс?

 

– Посмотрите в окно иллюминатора и попробуйте описать природу данного пояса,  какая здесь всегда температура воздуха?  (Слайд № 16)

 

– Доложите диспетчеру, какое  название подойдёт для этого пояса?

– Полёт у нас сегодня очень длительный, нам приходится много наблюдать,  анализировать и, конечно же, вы устали.

 

 

 

 

- Эта часть планеты  покрыта ледниками. Очень низкая температура, минусовая. Снежный покров держится почти круглый год. В местах, где из-подо льда на поверхность выходят скалы, существует собственный растительный мир: мхи, лишайники. Из животных в этом месте больше всего птиц. На скалистых местах собираются чайки, кайры, гагарки, тупички.

- Белого медведя, тюленя.

 

- На крайний север.

 

У доски 2 ученика: один показывает по карте, другой на глобусе.

- Северный.

- Северный Ледовитый океан.

 

Дети выбирают название из предложенных названий, которые развешены по классу по 5 экземпляров, названия крепятся на карту полушарий.

 

 

 

 

 

 

 

- Лучи солнца плохо обогревают это место, они лишь скользят по поверхности земли, давая очень мало тепла.

Ответы детей. Выделение главной мысли.

 

- В холодном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В лесу.

- Она разнообразна.

 

- В Россию.

- Нет.

 

 

 

 

- Евразия.

Ответы детей. (Можно опираться на опорные слова)

 

 

 

 

- Она разнообразна, происходит смена времён года, лето – жаркое, зима – холодная, весна и осень – прохладные, разнообразная и богатая растительность, разнообразен животный мир.

- Умеренный.

 

 

- В эту зону солнечных лучей поступает больше, земля успевает нагреваться.

- Здесь лето не очень жаркое, а зима – не слишком суровая. Хотя намного холоднее, чем лето.

 

Отгадывают ребус.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Больше всего солнечных лучей попадают на экватор, здесь Земля больше всего получает солнечного тепла.

- Солнце здесь каждый день поднимается очень высоко. Иногда оно бывает прямо над головой. Зимой здесь также жарко, как и летом.

- Жаркий.

Регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Цель: формировать навыки познавательной частично-поисковой деятельности.

Форма работы: групповая.

Методы: работа с книгой, картой, глобусом.

Дети учатся:

·        распределять работу в группах;

·        самостоятельно добывать знания из книг;

·        отвечать у доски;

·        слушать выступающего, задавать уточняющие вопросы.

V. Физминутка.

       1-2 мин.

Дети по лесу гуляли.

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели.

И их лучики согрели.

Бабочки летали, крыльями махали.

Дружно хлопали, ногами топали!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали.

Показывают движения.

 

 

 

 

 

 

 

Цель: здоровьесбережение.

 

– Продолжаем полёт. С какой зоны мы вылетаем? А куда, догадайтесь сами.

– Мы сейчас летим от экватора в сторону Южного полюса  (сопровождает показом на карте).

– Какой пояс мы пролетаем? (Слайд №17)

– Ну, а сейчас наш самолёт приземлился…(Слайд №18)

– В какой пояс? Как догадались?

 

– Какое название пояса вы сообщите диспетчеру?

 

- С жаркой.

 

 

 

 

- Умеренный.

 

 

- В холодную зону на крайнем юге, в Антарктиде.

- Холодный – вывешивается табличка.

 

 

 

VI. Выявление названия пояса Удмуртского края. 2 мин.

– Я думаю, что вы уже все соскучились по родной земле, предлагаю вернуться домой.

– Где наш дом?

– В какой пояс мы должны с вами полететь?

– Как догадались? Расскажите, какой климат в Удмуртском крае. (Слайд №19)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Итак, давайте посмотрим на карту тепловых поясов, которая получилась у диспетчера. (Слайд № 20)

- Сколько тепловых поясов на Земном шаре?

 

 

 

- В умеренный.

- Сообщение ученика: Происходит смена времён года, зима начинается в ноябре, суровая, выпадает много снега. Лето – жаркое, бывают обильные осадки в виде дождя, весна поздняя, холодная, продолжительная. Осень в крае - лучшее время года. Она солнечная и значительно теплее весны.

 

 

 

 

Ответы детей. (5)

 

Личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Цель: иметь представление о природе родного края.

VII. Самостоятельная работа. 3 мин.

– Ребята, а сейчас вы поработаете парами.  Давайте вспомним правила работы в парах.  На странице 21(3 задание) необходимо раскрасить и подписать тепловые пояса.

Определяю, чья пара работала дружнее всех.

Проверка выполнения работы.

– Все молодцы!

- Работаем тихо, дружно, помогаем друг другу.

Работают в рабочих тетрадях.

(3 минуты)

Регулятивные, коммуникативные.

Цель: установить степень усвоения изученного материала.

Форма работы: работа в парах.

VIII. Закрепление пройденного материала.

2-3 мин.

– Мы сейчас поиграем в крестики и нолики. Я буду задавать вопрос, вы его внимательно слушать, если ответ да, то ставите крестик, если нет, то ставите нолик.

– Лучи солнца обогревают Землю неравномерно, поэтому Землю делят на тепловые пояса.

– Пояс, где вечная мерзлота - умеренный.

– Удмуртский край находится в умеренном поясе.

– А теперь проверьте, правильно ли вы справились с заданием. (Слайд № 21)

 

 

 

 

 

Cтавят крестик.

 

 

Ставят нолик.

Cтавят крестик.

 

Самопроверка.

Личностные, регулятивные.

 

IX. Рефлексия деятельности.

1-2 мин.

 

- Что нового вы сегодня узнали на уроке во время путешествия?

– Мы с вами увидели, что наша Земля делится на тепловые пояса. И это происходит благодаря солнцу.

Самооценка (на доске заготовка солнца).

- Мы знаем, что без солнца жизнь невозможна. Я хочу, чтобы солнце нам светило повсюду. Если вы работали активно, выберите длинный лучик, а если что-то не получалось, то короткий. (На доске получается – солнышко)

(Слайд № 22)

Домашнее задание: №1-2 стр.20 в тетради.

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

Самооценка. Приклеивают лучики.

 

Личностные, коммуникативные.

Цель: подвести итоги урока.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока окружающего мира во 2-м классе по программе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Руководитель образовательной организации

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока окружающего мира во 2-м классе по программе "Школа-2100" на тему " Тепловые пояса Земли. Тепловой пояс Удмуртского края." 

Тип урока: ОНЗ

Тема: Тепловые пояса Земли. Тепловой пояс Удмуртского края.

Цель: Сформировать представления о делении Земли на тепловые пояса и знакомство с тепловым поясом Удмуртского края.

Задачи:

1.     Формировать способности школьников к изучению особенностей природных условий различных участков земного шара в связи с их расположением на Земле и с характером их освещения солнечными лучами.

2.     Научить оценивать разнообразие условий на Земле.

3.     Закрепление навыка работы с картой.

4.     Формирование речевых компетенций через расширение и обогащение словаря научными терминами.

5.     Привитие интереса к изучению природы Удмуртского края.

Оборудование:

·        Глобус.

·        Лампа.

·        Карта.

·        Компьютерная презентация.

·        Плакат: «Смена времён года».

·        Рисунок самолёта.

·        Шкатулка с ключом.

·        Ребус «Экскаватор».

·        Заготовка Солнца.

·        А.А. Вахрушев. Окружающий мир «Наша планета Земля» 2 класс. Учебник в 2-х частях. Часть 1. – М.: Баласс, 2013.

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 020 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 326
    • DOCX 207 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мерзлякова Ирина Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мерзлякова Ирина Алексеевна
    Мерзлякова Ирина Алексеевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 65
    • Всего просмотров: 106520
    • Всего материалов: 58

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 257 человек

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 844 человека

Мини-курс

Детская нейропсихология: особенности, диагностика, исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 119 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 55 человек

Мини-курс

Продвинутые техники нарративного подхода в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов

Мини-курс

Анализ межпредметных связей: связь педагогики с научными дисциплинами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе