II. Актуализация
опорных знаний и фиксация затруднения в учебном действии. 4-5 мин.
|
Учитель предлагает детям отправиться в путешествие.
– Ребята, я предлагаю отправиться в путешествие по Земному шару. А на
чём будем путешествовать, должны отгадать.
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернётся над лугами -
Отливает серебром. (Самолёт)
Показ самолёта.
– Но, чтобы отправиться в полёт, нам нужен ключ зажигания, его мы
сможем взять в волшебной шкатулке, а она откроется только тогда, когда вы
расскажете ей всё, что знаете о Земле. Для этого мы разобьёмся на три
экипажа, каждому экипажу (ряду) будут задаваться отдельные вопросы (вопросы
задаю по очереди, каждому ряду отдельно)
– Что такое Земля? (Планета)
– Какую форму имеет Земля? (Форму шара)
– Что такое горизонт? (Воображаемая линия, между небом и землёй)
– Какая из звёзд ближе всего к Земле? (Солнце)
– Что ты знаешь о звёздах? (Звёзды – огненные шары, вблизи похожие на
Солнце. Они горячие, что светятся ослепительно ярко. Они так далеки, что
кажутся очень маленькими.)
– Каким цветом обозначены океаны, моря, реки, озёра на карте или
глобусе?
– Какие планеты ты знаешь? Как они удалены от Солнца?
– Покажите на глобусе юг, север, экватор;
– Благодаря какой звезде на планете Земля есть жизнь?
– Земля притягивает к себе все предметы? Почему?
– Почему на планете происходит смена дня и ночи?
– Какие времена года вы знаете? Какое время года у нас сегодня?
– Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы, шкатулка открыта, и
мы можем взять ключ зажигания. (Показываю ключ.) Для полёта нам нужны силы,
поэтому надо немного размяться.
|
Отгадывают загадку.
Ответы детей.
|
Регулятивные, коммуникативные,
познавательные.
Цель:
вспомнить изученный материал, подготовить учащихся к изучению нового
материала.
Форма работы: фронтальная.
|
III. Физминутка.
2 мин.
|
Солнце спит, и небо спит,
Даже ветер не шумит
Рано утром солнце встало,
Все лучи свои послало.
Вдруг повеял ветерок,
Небо тучей заволок
И деревья раскачал
Дождь по крыше застучал,
Барабанит дождь по крышам
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик.
Учитель предлагает прочитать в учебнике диалог Миши и Лены.
- По вашему мнению, кто прав в своём высказывании?
- Так значит, на какой вопрос мы должны будем ответить сегодня на
уроке? (Слайд №1)
– Итак, пристегните ремни, мы отправляемся в путешествие на
самолёте. Точка отправления город Ижевск Удмуртский край (на карте
обозначено место флажком). Ребята, о своих наблюдениях мы должны будем
постоянно докладывать диспетчеру в Ижевске (диспетчер – работник,
регулирующий движение транспорта или ход работы предприятия).
|
Показывают
движения.
Дети зачитывают
диалог.
Ответы детей.
- Где на Земле
теплее?
|
Цель: здоровьесбережение.
|
IV. «Открытие»
детьми нового знания.
17-20 мин.
|
– Наш самолёт делает первую посадку. Догадайтесь, где мы
приземлились, посмотрев в иллюминатор самолёта. (Слайд №2)
– Какую картину природы вы видите через иллюминаторы? (Слайды №3-4)
– Каких животных мы ещё здесь видим? (Слайды №5-6)
– Кто догадался, куда мы прилетели? (Слайд №7)
– Покажите это место на карте и глобусе.
– Как называется полюс?
– Какой океан находится на Северном полюсе? (Слайд №8)
– Как вы думаете, какое название подойдёт для этого пояса?
– Посмотрите на глобус и ответьте, почему этот пояс назвали холодный?
(стр.64)
- Прочитайте из учебника и скажите, что новое вы узнали про Северный
полюс? (стр.65)
– Что мы доложим диспетчеру в Ижевск, в каком поясе побывали?
– Итак, наш полёт продолжается. Мы с холодного пояса летим в другой
тепловой пояс, а в какой вы узнаете позже.
Учитель зачитывает стихотворение.
Остановитесь на мгновение, замрите…
Как красиво вокруг!
Удивителен утренний лес,
Храм цветов и рогатых улиток!
Он как будто бы вылеплен весь
Из тончайших серебряных ниток.
Ребята, как хорошо в лесу!
В прекрасном мире веток и теней.
Всё то, что живо, музыкою дышит!
Здесь всё поёт, здесь даже муравей
Ползёт, поёт и сам себя не слышит.
– Где же мы сейчас находимся? (Слайд № 9)
– Что можно сказать о природе леса? (Слайды №10-11)
– В какую страну мы прилетели?
– Везде ли в России есть лес?
– Природа России очень разнообразна. Есть также степи (Слайд № 12).
Есть горы (Слайд № 13), например – Уральские горы.
(Учитель показывает на карте полушарий.)
- На каком материке находится Россия?
- Пролетев над Евразией и посмотрев в иллюминатор, что можете
сказать о климате, температуре воздуха, о разнообразии природы?
- Как вы думаете, происходит ли смена времён года? (Слайд № 14)
- Итак, что мы можем сообщить по рации диспетчеру в Ижевск о природе,
которую увидели во время полёта?
- Следовательно, какой это был тепловой пояс? Выберите название для
этого пояса. Название вывешивается на карту.
- Кто догадался, почему это происходит? Помощник вам сейчас будет
глобус. (стр.64)
- Прочитайте из учебника и скажите, что важно запомнить про умеренный
пояс? (стр.65)
– Продолжаем наш полёт. Куда летим на этот раз, догадайтесь сами,
отгадав ребус. (Слайд №15)
Экскаватор (Экватор)
– Посмотрите на глобус с лампой и скажите, хорошо ли
солнечные лучи прогревают данный пояс?
– Посмотрите в окно иллюминатора и попробуйте описать
природу данного пояса, какая здесь всегда температура воздуха? (Слайд № 16)
– Доложите диспетчеру, какое название подойдёт для этого
пояса?
– Полёт у нас сегодня очень длительный, нам приходится
много наблюдать, анализировать и, конечно же, вы устали.
|
- Эта часть планеты покрыта ледниками. Очень низкая температура,
минусовая. Снежный покров держится почти круглый год. В местах, где из-подо
льда на поверхность выходят скалы, существует собственный растительный мир:
мхи, лишайники. Из животных в этом месте больше всего птиц. На скалистых
местах собираются чайки, кайры, гагарки, тупички.
- Белого медведя, тюленя.
- На крайний север.
У доски 2 ученика: один показывает по карте, другой на глобусе.
- Северный.
- Северный Ледовитый океан.
Дети выбирают название из предложенных названий, которые развешены по
классу по 5 экземпляров, названия крепятся на карту полушарий.
- Лучи солнца плохо обогревают это место, они лишь скользят по
поверхности земли, давая очень мало тепла.
Ответы детей. Выделение главной мысли.
- В холодном.
- В лесу.
- Она разнообразна.
- В Россию.
- Нет.
- Евразия.
Ответы детей. (Можно опираться на опорные слова)
- Она разнообразна, происходит смена времён года, лето – жаркое, зима
– холодная, весна и осень – прохладные, разнообразная и богатая
растительность, разнообразен животный мир.
- Умеренный.
- В эту зону солнечных лучей поступает больше, земля успевает
нагреваться.
- Здесь лето не очень жаркое, а зима – не слишком суровая. Хотя
намного холоднее, чем лето.
Отгадывают ребус.
- Больше всего солнечных лучей попадают на
экватор, здесь Земля больше всего получает солнечного тепла.
- Солнце здесь каждый день поднимается очень высоко. Иногда оно
бывает прямо над головой. Зимой здесь также жарко, как и летом.
- Жаркий.
|
Регулятивные, познавательные,
коммуникативные.
Цель:
формировать навыки познавательной частично-поисковой деятельности.
Форма работы: групповая.
Методы: работа с книгой, картой, глобусом.
Дети учатся:
·
распределять работу в
группах;
·
самостоятельно добывать
знания из книг;
·
отвечать у доски;
·
слушать выступающего,
задавать уточняющие вопросы.
|
VI. Выявление названия пояса Удмуртского края.
2 мин.
|
– Я думаю, что вы уже все соскучились по родной земле, предлагаю
вернуться домой.
– Где наш дом?
– В какой пояс мы должны с вами полететь?
– Как догадались? Расскажите, какой климат в Удмуртском крае. (Слайд
№19)
– Итак, давайте посмотрим на карту тепловых поясов, которая
получилась у диспетчера. (Слайд № 20)
- Сколько тепловых поясов на Земном шаре?
|
- В умеренный.
- Сообщение ученика: Происходит смена времён года, зима начинается в
ноябре, суровая, выпадает много снега. Лето – жаркое, бывают обильные осадки
в виде дождя, весна поздняя, холодная, продолжительная. Осень в крае - лучшее
время года. Она солнечная и значительно теплее весны.
Ответы детей. (5)
|
Личностные, регулятивные, познавательные,
коммуникативные.
Цель:
иметь представление о природе родного края.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.