Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока обучения грамоте по теме «Звук [ж], буква ж» (УМК «Школа 2100»)

Конспект урока обучения грамоте по теме «Звук [ж], буква ж» (УМК «Школа 2100»)

Скачать материал

 

Щеблыкина Ирина Витальевна

 План- конспект урока обучения грамоте по теме «Звук [ж], буква ж» (УМК «Школа 2100»)

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Задачи урока:     

                              образовательные:

·        познакомить с буквой Ж   и звуком [ж];

·        учить выполнять звукобуквенный анализ слов;

·        учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой;

·        учить писать строчную букву ж, слоги, слова, предложения с буквой ж

                     развивающие:

·        развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;

·        развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

·        развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

                         воспитательные:

·        воспитывать интерес к чтению;

·        привитие навыков культурного общения;

·        воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Методы обучения:

·        Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

 Формы обучения:

·        фронтальная работа;

·        парная;

·        индивидуальная 

Формирование ключевых компетенций:

·                 учебно – познавательной

·                 коммуникативной

Единица содержания: характеристика звука [ж], обозначаемого на письме буквой ж

Граница знания – незнания:

·        дети знают и умеют читать слова с новой буквой (дошкольная подготовка детей разного уровня)

·        не знают какие звуки обозначает буква ж

·        не могут писать строчную букву ж

 

 

 

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, предметные картинки, образцы печатных букв «Ж» и «ж».

Учебные пособия: 

·       Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина «Букварь», 1 класс (учебник), Москва, издательство «Баласс», 2012г.

·       Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина «Прописи», 1 класс (учебник), Москва, издательство «Баласс», 2012

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

Ι.  Самоопределение учебной деятельности. Организационный

момент

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Встаньте, подравняйтесь.

Проверьте всё ли готово к уроку. Тихо садимся.     

 – Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим товарищам. А я дарю вам свою улыбку. Мы продолжаем наше путешествие за новыми знаниями.

Но вначале давайте вспомним основные правила работы на уроке:

 – работать дружно и активно;         

 – уметь слушать друг друга;

 – уважать друг друга;

 

Проверка готовности к уроку

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному ма­териалу.

 

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

 

ΙΙ. Актуализация знаний

 

1. – Чем мы занимались на прошлом уроке обучения грамоте?

– Давайте посмотрим, какие рисунки вы нарисовали.

– Что вы знаете о маленьких словах ах, ох, ух?

2. – Откройте учебники на с. 126–127.

– Рассмотрите страницу. Определите тему урока. Назовите её.

– Давайте составим план урока.

Составление плана урока.

– Что нового мы узнаем сегодня?

 

Выставка рисунков

Чтение наизусть стихотворения в паре

Составляют план урока.

 

План (примерный) 

  1. Знакомство с новыми звуками и буквой.

2.     Звуко - буквенный анализ слов.

3.     Чтение слогов и слов.

  1. Чтение предложений и текстов.

5.     Знакомство с написанием буквы Ж.

6.     Письмо буквы, слогов, слов и предложений.

 

 

 

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

 

 

ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

 

1. Работа в «Букваре» (с. 126).   

1) Выделение звука [ж] из слов.

– Рассмотрите иллюстрации.

– Произнесите названия предметов, которые нарисованы на картинках.

– Какой звук слышится в начале слова?

– Произнесите его.

– Дайте ему характеристику. (Звук [ж] согласный, твёрдый, звонкий)

Слайд 1

– Подберите слова, которые начинаются с нового звука.

– Что теперь мы должны узнать? (Как звук обозначается на письме.)

2) Знакомство с буквой Ж. Сравнение с буквами Х, С.

– Рассмотрите в «Букваре», как выглядит буква Ж.

Слайд 3

– На что похожа буква Ж?

Посмотри-ка, буква Ж

На жука похожа,

Потому что у неё

Шесть жучиных ножек.

Слайд 4

– Какую схему- «человечка» нарисовал художник рядом с новой буквой?

– Почему?

 

– Раскрасьте наших «человечков». Обратите внимание на синий цвет обоих башмачков у схемы Ж.

– Что нового мы сейчас узнали?

– Чему научились?

2. Работа в тетради для печатания (с. 42).

Печатание букв ж, х.

– Какую букву мы с вами печатали?

– Как вы думаете, сложно написать прописную букву ж?

Давайте попробуем. Где мы будем учиться писать прописную букву ж?

 3. Работа в прописи (с. 18).  

1) Знакомство с написанием строчной буквы ж.

– Начинаем писать букву с левого полуовала, как и бук­ву х, затем вверх ведём соединительный штрих и сверху вниз пишем наклонную черту, снизу-вверх соединительный штрих и, наконец, правый полуовал, как букву с.

Слайд 5

– Какие элементы должны быть написаны с одинаковым наклоном (параллельны)?

– Сколько таких элементов?

– Напишите букву, сохранив параллельность трёх элементов.

2) Самопроверка. «Конкурс красоты».

Называют первый звук слов-отгадок: [ж].

Дают характеристику звуку

 

Формулируют тему урока:

Звук [ж], буква Ж.

 

Формулируют цели:

 -познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж.

- учиться читать и писать слоги, слова, тексты с новой буквой.

 

Подбирают слова с новой буквой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звуковой анализ

 

Завершение схем- «человечков».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сравнивают печатную и письменную строчную букву ж.

Сравнивают со строчной буквой х.

«Написание» буквы на левой ладони (леворукие дети – на пра­вой).

 Обводят буквы ж в рамке по светлым линиям и на 1–2-й строчках.

 

 

 

Сравнивают правильные и ошибочные написания.

 

Сравнивают написание букв и выбирают лучшую

 

 

.

 

 

Регулятивные:

целеполагание.

 

Познавательные:

обще учебные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

ΙV. Применение нового знания

 

1. Работа в «Букваре» (с. 126). 

Чтение слогов и слов с буквой ж.

1) Самостоятельное чтение 1-й строчки слогов.

2) – Произнесите слоги, заменив звонкий согласный [ж] на глухой [ш].

3) Чтение по вариантам: 1-й вариант читает слоги с [ж], 2-й вариант читает слоги с [ш].

4) Чтение 1–2-го столбиков слов:

– Прочитайте слова, которые начинаются со слогов 1-й строчки.

– Прочитайте слово, обозначающее часть тела. (Живот.)

– Объясните значение слова жар. (Очень сильно разогретое место. Повышенная температура тела.)

– Прочитайте слово, которое называет плод дуба. (Жёлудь.)

– Назо­вите звуки в этом слове.  металл. (Железо.)

– Объясните значение слова журнал. (Периодическое издание в виде книжки. Книга или тетрадь для записей.)

– Цирковой артист, а по-другому? (Жонглёр.)

– Обозначьте твёрдость звука [ж] синей точкой.

5) Чтение 2-й строчки слогов.

– Прочитайте слоги.

– Прочитайте слоги, которые являются словом. (Уж, ёж.)

– В каких словах мягкость согласного звука обозначена гласными буквами? (Жонглёр, железо, жёлуди.)

6) Чтение 3-го столбика слов.

– Прочитайте слово, которое обозначает:

а) Небольшое углубление с дождевой водой или пролитую на стол жидкость. (Лужа.)

б) Неболь­шое животное с иглами на теле. (Ежи, ёжик.)

– Подберите ещё 2 слова, которые можно поставить вместо точек.

– Подтверждается ли наш вывод, что [ж] – постоянно твёрдый звук?

– Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.)

 

 

 

2. Физкультминутка

 

 

 

3. Работа в прописи.  

1) Написание слогов и слов с письменного образца.

2) – Прочитайте два последних слова.

Слайд 6.

– Назовите звуки в этих словах.

– Ка­кими буквами они обозначены?

– Какой звук не соответствует букве? (Слышим после [ж] звук [ы],

а пишем букву И.)

Слайд 7

– Кто из вас слышал про такое правило? (Если дети испытывают затруднение: Сочетание жи надо запомнить. Подчёркивать его в словах будем так: букву безударного гласного звука – одной чертой, а согласного – двумя чертами.)

– Напи­шите это буквосочетание. Подчеркните буквы (жи).

3) Написание слов с печатного образца.

– Прочитайте слова.

– Напишите только те, в которых все согласные звуки твёрдые. Какие это слова? (Все.)

 

 

 

 

Читают слоги и слова с буквой ж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают над значением слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: звук [ж] постоянно твёрдый. Он имеет парный по глухости согласный звук – [ш].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сначала дети читают слоги, слова, обозначают соответствующей точкой звуки, про­говаривается способ соединения буквы Ж с другими буквами.

Запись слов и слогов. Подчёркивание слов.

 

Самостоятельно списывают.

 

 

Делают вывод:

«Сочетания жи – ши пишутся с бук­вой И

Обозначают «опасные» места

 

 

 

Самооценка.

 

 

 

 

 

Познавательные: логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- подведение под понятие, выведение следствий;

 

общеучебные:

- постановка и решение проблемы;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

знаково – символические;

- создавать и преобразовывать модели.

 

 

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий;

 

 

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

 

V. Итог

 

Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или есть недочёты?

– Ты записал всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку? Почему?

– Отметь под строчкой справа внизу.

– Что нового узнали? 

– Чем необычна новая буква?

– Какие уже известные нам знания повторили?

 – Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке

Слайд 8

Формируют алгоритм самооценки

 

 

V. Домашнее задание (по желанию)

Выучить стихотворение наизусть.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока обучения грамоте по теме «Звук [ж], буква ж» (УМК «Школа 2100»)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Клининговый менеджер

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект открытого урока обучения грамоте по теме «Звук [ж], буква ж» (УМК «Школа 2100").

Тип урока: урок открытия новых знаний

 

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, предметные картинки, образцы печатных букв «Ж» и «ж».

Учебные пособия: 

·        Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина «Букварь», 1 класс (учебник), Москва, издательство «Баласс», 2012г.

 

·        Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина «Прописи», 1 класс (учебник), Москва, издательство «Баласс», 2012

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 823 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 826
    • DOCX 77.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Щеблыкина Ирина Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Щеблыкина Ирина Витальевна
    Щеблыкина Ирина Витальевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 3516
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 22 регионов

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 20 регионов

Мини-курс

Российское движение школьников (РДШ): воспитательная работа

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Брендинг и архитектура бренда: создание уникальности и цельности в маркетинге

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология эмпатии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 16 регионов