Инфоурок Начальные классы КонспектыКонспект урока обучения грамоте на тему:Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С.

Конспект урока обучения грамоте на тему:Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С.

Скачать материал

Урок 32.

Тема: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С.

Цели:

– формируем умение выделять звук в слове;

– формируем умение находить слова с заданным звуком;

– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

– формируем умение писать предложения;

– формируем умение анализировать текст.

Оборудование: индивидуальные карточки со схемами-«человечками» в чёрной шапочке и в звоночке.

Символы

                                    

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

 

 Выделение звука [с].  3

– Послушайте стихотворение.

Целый день он спать не прочь,

Но едва наступит ночь,

Запоёт его смычок.

Музыканта звать... (сверчок).

То погаснет, то зажжётся

Ночью в роще огонёк.

Угадай, как он зовётся?

Золотистый... (светлячок).

Ходит длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами,

Как гора, огромный он.

Ты узнал, кто это?.. (Слон.)

– Что общего в словах сверчок, светлячок, слон? (Это живые суще­ства. Слова начинаются на звук [с] – согласный глухой, твёрдый.)

– Подберите слова со звуком [с’]. (Сено [с’], силач [с’], сирота [с’] и др.)

– Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

– Составьте план работы на уроке.

План (примерный) 3 2

1.     Выделение в слове звуков [с] и [с’].

2.     Знакомство с новой буквой.

3.     Письмо букв, слогов и слов.

4.     Чтение слогов и слов.

5.     Составление схем слов.

6.     Работа с предложением.

     7.  Работа с текстом.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

– Кто знает букву, которая обозначает звуки [с] и [с’]?

– Где она находится на ленте букв?

  1. Работа в «Букваре».  1

– Откройте с. 61, давайте дорисуем схему-«человечка», который будет показывать новые звуки. Как мы его «оденем»? (Звуки [с] и [с’] – глухие, рисуем на голове чёрную шляпу, звук [с] – твёрдый, закрашиваем один башмак синим цветом, звук [с’] – мягкий, закрашиваем другой башмак зелёным цветом.)

– Подберите слова, которые будут начинаться с новых звуков. Назовите только первый звук.

– Что нового мы сейчас узнали? 4  4

2. Работа в прописи (с. 0).  4

– Что вам напоминает буква С?

Полумесяц в небе тёмном

Буквой С повис над домом.

                                             (В. Степанов)

  – Откройте на с. 0 прописи № 3. Сравните письменную и печатную буквы С.

– Посмотрите на рисунки вверху, найдите на рисунках букву С, обведите её по серым линиям.

Показ учителем буквы С на доске (сказать, что это часть овала, поэтому должна быть округлой.)

Обведение буквы С на табло.

  – Найдите букву С на первой строчке,  обведите первую букву красным цветом, вторую букву – зелёным, третью – синим, четвёртую – красным.

– Каким цветом обведём следующую букву? Найдите закономерность, обведите буквы до конца строчки.

Запись второй строчки буквы, буквы С с наклонной прямой.

 

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

 

ΙΙΙ. Применение нового знания

 1. Работа в «Букваре».    5

     Чтение слогов.

– Посмотрите в «Буквари», найдите слоги с буквой С. Прочитайте их.

– Найдите слоги с мягкими звуками [н’], [к’], [т’].

– Прочитайте слоги первого столбика.

– Дополните их, чтобы получились слова.

         2. Работа в прописи.

– Вы хорошо читаете слоги, а сможете вы их написать? Где будем записывать слоги?

– Прочитайте их.

– Какое соединение будем использовать?

Запись слогов с буквой С (с. 0) до половины строки (со, си, су, сы) ручками двух цветов, договаривание слогов до слова.

Аналогично запись слогов ас, ос, ис, ус, ыс до половины строки.

– Проведём Конкурс красоты. Найдите и подчеркните самые красивые слоги на строке.

– Объясните, как вы делали свой выбор. 4

На последней строке письмо под диктовку (двумя цветами): он, ар, ок, но, са, ус, ис.

     3. Работа в «Букваре».  6   3   2

– Посмотрите, что мы сейчас будем делать в «Букваре»? (Читать слова.)

Чтение слов.

– Прочитайте про себя слова первого столбика.

– Прочитайте вслух самое длинное слово. (Усики.)

– Что это слово означает? (Маленький предмет, маленькие усы.)

– А теперь прочитайте короткое слово, обозначающее большой предмет. (Ус.)

– Что заметили? (– Вы обратили внимание, что у этих слов есть одинаковая часть?)

– (Пропедевтика.) Это корень слова. Общая часть слов-родственников называется корнем. Мы постепенно запомним это название. А слова с одинако­вым корнем будем называть однокоренными.

Учитель может ввести это понятие и раньше, и позже, когда сочтёт нужным обобщить на­блюдения детей.

Выделение корня (показ учителя).

– Прочитайте второй столбик слов про себя.

– Прочитайте короткое слово, обозначающее большой предмет, и длинное слово, обозначающее маленький предмет. (Сын, сыр – сынок, сырок.)

Прочитайте третий столбик слов про себя.

Прочитайте слово, обозначающее слив воды. (Сток.)

– Прочитайте слова четвёртого столбика про себя.

Прочитайте слова, значение которых вам не совсем понятно.

(Трос – стальной канат.)

– Кто может объяснить значение этих слов?

Объясняют дети или учитель или обращаемся к толковому словарю. Но темп урока стараемся не сбавлять.

– Прочитайте слова из всех четырёх столбиков, в которых есть мяг­кий звук [с’]. (Усик, усики.)

Чтение слов ниже.

– Прочитайте слова, у которых одинаковый корень. (Рост, росток, ростки, куст, кустик, кусток.)

В порядке пропедевтики обращаем внимание на то, что укус и укусы – формы одного и того же слова.

– Когда говорят кустик, кусток? (Кустик – уменьшительно-лас­кательное значение от слова куст, а слово кусток больше употребля­ется в сказках, потешках.)

– Прочитайте слова, в которых есть сразу две буквы С. (Уксус, сосна.)

Прочитайте слова, состоящие из трёх слогов. (Укусы, осина.)

   – Сделаем звуко-буквенный анализ слова осина4

– В этом слове три слога, так как три гласных звука, ударный второй слог.

1.       Звук [а] – гласный безударный. Ставим точку красным цветом, на письме обозначается буквой О.

2.       Звук [с’] – согласный глухой, мягкий. Ставим точку зелёным цветом, на письме обозначается буквой С.

3.       Звук [и] – гласный ударный, ставим точку красным цветом, на письме обозначается буквой И.

4.       Звук [н] – согласный звонкий, твёрдый, ставим точку синим цветом, на письме обозначается буквой Н.

5.      Звук [а] – гласный безударный. Ставим точку красным цветом, на письме обозначается буквой А. В этом слове пять букв, пять звуков.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе провести звуко-буквенный анализ?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали все вместе?

– Для чего нужно уметь делать звуко-буквенный анализ? 4  2

  4.  Работа в прописи.  2

– Посмотрите, что вы видите в прописи на с. 1? (Таблицу.)

– Кто догадался, что нужно сделать в таблице?

– Давайте отгадаем, какие слова спрятались? И напечатаем эти слова.

сок

сон

сор

сыр

сто

стон

сток

стоп

– Найдите слово, которое обозначает напиток. Напишите его прописными буквами.

Запись слова по алгоритму.

– Найдите слово, которое обозначает число. Напишем его и т.д.

Прочитайте слова, которые написаны печатными буквами, что заметили? Отметьте гласные в словах.

– Посмотрите на следующую строчку, какое слово лишнее? Почему? Как можно назвать слова куст и кустик? (Однокоренные.)

– Запишите эти два слова.

– Мы выполнили с вами очень сложную работу. Кому из вас было нелегко? В чём? А что у вас хорошо получилось?

– Нарисуйте в конце страницы кружок и раскрасьте его тем цветом (символом), который скажет, как вы оценили свою работу в прописи.

– Давайте заглянем в «Букварь», может, там вы увидите изображение этих слов?

Кубик внизу.

   5. Работа в «Букваре».

Чтение текста «У сопки».    5

1. Работа с текстом до чтения.   7   3   1

Прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию. Выскажите предположение, о чём будем читать. (На картинке изображён пей­заж. Наверное, будем читать о природе. Текст называется «У соп­ки». Значит, будем читать про сопку.)

Что такое сопка? (Небольшая гора.)

–  Давайте прочитаем текст и узнаем, о чём он.

2. Чтение про себя. После чтения.

Прочитайте, что растёт у сопки.

Прочитайте, что растёт у куста. (У куста ростки.)

Как это понять? (Это значит, что у куста появились новые по­беги.)

Правильно ли мы сделали предположение, о чём текст? (Да. Но мы не знали, что у сопки растут кусты, у кустов ростки и что воз­ле сопки – сыро. Это мы узнали после того, как прочитали текст.)

3. Повторное чтение вслух. Вопрос после чтения.

Давайте вернёмся ещё раз к иллюстрации. Совпадает ли взгляд художника и автора на содержание текста? (Да, совпадает. Худож­ник изобразил вечер, закат солнца. Возле сопки – тропинка, растут деревья и кустарники. Раз это вечер, то, наверное, прохладно. Автор написал: тут сыро.)

– Что мы сейчас делали?

– Кому было легко?

– Кто мог бы с таким заданием справиться самостоятельно?

– Кому понять текст помогали мои вопросы?

– Молодцы!

6. Работа в тетради для печатания по плану учителя.

    7. Работа в «Букваре».

Чтение рассказа Г. Скребицкого «Сорока».      5

1) Работа с текстом до чтения. 1   1   3   1   3

Посмотрите на с. 60. Найдите сороку на картинке.

На картинке сорока? А кто?

Что подписано под картинкой?

А что подписано под правой картинкой?

– Что это значит? (Трещат как сороки – значит, очень быстро, неразборчиво раз­говаривают.) А есть ли у нас в классе сороки (особенно на перемене)?

2) Посмотрите на с. 61.

– Что вы видите на странице?

– С чего начнём работать? (Автор, название, иллюстрация.)

Как называется рассказ?

А что мог написать Георгий Скребицкий про сороку?

Про какую птицу мы уже читали в «Букваре»? (А на том дубку си­дит / Ворон в красных сапогах, / Во зелёненьких серьгах.)

А теперь посмотрите на иллюстрацию. Почему птица повернула голову?

А что она держит в лапках?

Посмотрите, не просто держит, а прячет под крылышком. Почему?

Прочитаем, проверим наши предположения.

Разрешите, я начну, а вы продолжите.

3) Работа с текстом во время чтения.  3

а) Чтение учителем первого и второго абзацев.

А что может стащить сорока?

Проверим себя по тексту.

б) Чтение следующих абзацев про себя.

в) Проверка первичного восприятия.

Понравился вам рассказ?

А что понравилось?

Догадались ли мы, что может стащить сорока?

Оказалось, что она может стащить?

А может, мы ещё что-то не заметили в тексте?

Давайте прочитаем и прокомментируем.

г) Повторное чтение.

– Прозвище, то есть так её прозвали

– Интересно, за что?

2-е предложение:

– Посмотрите на рисунок. Не совсем похожа на рисунке.

– А что не похоже?

4-е предложение:

Интересно, а почему хвост красив? (Яркий, переливается.)

5-е предложение:

Представили? Длинный с зеленоватым отливом, оттенком.

Красиво, правда?

6-е предложение (слово суетится):

 А как это? Покажите, сидя на месте.

8-е предложение (слово плутоватая):

– Вспомните, как лиса, та тоже плутовка, значит, какая? (Плуто­ватый – это тот, кто всё приглядывает, нельзя ли чем-нибудь пожи­виться... Дети могут добавить: «стащить что-нибудь».)

9-е предложение (тут как тут):

– Значит... оказывается всегда рядом.

10-е предложение (заприметила):

– Заметила.

11-е предложение:

Живо – это как? Ну действительно, воровка, вредительница какая!

12-е предложение.

4) Работа с текстом после чтения.

– С каким чувством автор описывает сороку?

– А она ему нравится или он её ругает? Вернёмся к тексту, какими словами он её описывает? (Нарядная, подвижная, красив хвост.)

– А по-моему, Скребицкий сказал, что сорока не только наряд­ная, плутоватая, но ещё и наблюдательная, внимательная птица.

– Найдите в третьем абзаце, какое слово об этом говорит? (Учитель чи­тает третий абзац и выделяет слово заприметила.)

Прочитайте ещё раз четвёртый абзац.

Как вам показалось, часто ли ей удаётся птенца утащить?

А какое слово подсказывает? (Полакомиться.)

Какая же получилась сорока у Скребицкого?

 

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

 

 

 

 

 

 

 

 

ТООУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТООУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТООУ

 

 

 

 

 

ΙV. Итог

– Какую работу мы сейчас выполняли?  4

– Все ли пункты плана выполнили?

– Кому сегодня было легко?

– Кому ПОКА было трудновато?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким бы словом вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?– Отметьте своё настроение в дневнике.

ТООУ

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока обучения грамоте на тему:Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Страховой брокер

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока по обучению грамоте разработан для учащихся 1 класса по программе 2100.

Тема: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С.

Цели:

– формируем умение выделять звук в слове;

– формируем умение находить слова с заданным звуком;

– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

– формируем умение писать предложения;

– формируем умение анализировать текст.

Оборудование: индивидуальные карточки со схемами-«человечками» в чёрной шапочке и в звоночке.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 727 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.01.2015 303
    • DOCX 1.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кобычева Татьяна Семёновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кобычева Татьяна Семёновна
    Кобычева Татьяна Семёновна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 30597
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 390 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 218 человек

Мини-курс

Воспитание будущего поколения: от педагогики до игровых технологий

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Эволюция и современное состояние искусства

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Классики и современники: литературные портреты и психология творчества

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек