Обучение
грамоте
Тема:
Гласный звук[ у ] ,буквы У,у.
Цель: создать
условия для осознания и осмысления новой учебной информации.
Цели
урока по содержанию.
Образовательная: Познакомить
детей со звуком у [у], буквой у и её употреблением в речи, учить
выделять из слов на слух гласный звук [ у] , узнавать графический образ этой
буквы.
Развивающая: развивать
фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.
Воспитательная:
воспитывать культуру поведения по теме «Идём в гости».
Ход урока.
I.Организационно
–мотивационный этап
Солнышко
милое встало.
- Доброе утро!- сказало.
- Доброе утро!- кричу я прохожим,
На утро похожим.
Если проснёшься, а дождь за окном
Стучит и стучит,
И без солнца темно.
- Доброе утро, друзья, всё равно!
Придумано мудро.
Доброе утро…
-Ребята, когда люди встречаются друг с
другом ,они дарят друг другу слова –подарки, не говорят , а дарят. Повернитесь
к нашим гостям и ласково от сердца подарите слово «Доброе утро!» нашим гостям и
улыбнитесь. Улыбнитесь друг другу, учителю.
Вы заметили, как в классе стало веселее,
теплее, уютнее?! Это заслуга ваших улыбок. Улыбайтесь чаще, ребята! Дарите
окружающим вас людям тепло и хорошее настроение.
II.Операционно-
деятельностый этап
1. Мотивация,
постановка проблемной ситуации.
-Ребята, сегодня в наш класс пришло
письмо, хотите его прочитать?(Показывает красочный конверт и приглашается
читающий ученик, который читает текст)
« Дорогие, ребята!!! Приглашаю Вас на мой
день рождения, который состоится 22 октября в кабинете№207. Буду Вас ждать!!!!»
- Кто же нас пригласил??? Непонятно!! На
конверте нет адреса и подписи.
-Кто же этот незнакомец?
-Хотите узнать?
-Сегодня на уроке нам это предстоит
выяснить и постараться узнать о нём как можно больше!
2. Актуализация
знаний.
А)Ребята на день
рождения не приходят без подарка. Я несла подарок и он рассыпался.
Я собрала, но что
- то у меня получилось не так.
-Без вас я не
смогу справится.Вы мне поможете?
(Дети выходят к
доске по одному и дописывают буквы. ) На местах ученики одновременно
-записывают буквы в тетрадях для печатанья.
-Какие звуки
обозначают эти буквы? (Произносят)
-Гласные.
-Докажите.
-Произносятся
свободно. Нет при произношении преград. Поются.
-Каким
цветом эти звуки обозначаем в схемах.
-Красным.
-Поставить красный квадрат и магнит.
-Спасибо ,ребята, теперь и у меня есть
подарок для поздравления.
Б)
-Кроме нас на день рождения приглашены и другие гости.
Пришли дети. Они приготовили ---песню для именинника. Но перед исполнением они
начали распеваться. Посмотрите на их губы и -определите какой звук произносит
каждый из них. Найдите букву, которая обозначает этот звук и отдайте артисту.(СЛАЙД)
-
Что случилось. Почему вы затрудняетесь????(ИЛИ молодцы!Вы смогли отгадать и
этот звук!)
-Так
кто же у нас именинник?
-ЗВУК
У!
Вы
сами узнали новую тему урока!! Молодцы.(Звук У)
-Давайте споем песенку: Дети поют песенку,: [оооо ааа ыы иииии
аааааааааа ы о уууу]. (СЛАЙД)
-Произнесите
последний звук .
3.Открытие
новых знаний
В) Работа
с чистоговоркой. (Заучивание наизусть.)
У-у-у
– губы хоботком тяну.
У-у-у – дую в трубу.
У-у-у – всех детей зову.
-Какой
он? (Гласный.)
-Почему?
(Произносится свободно. Поётся. Нет преград.)
а)
губы вытянуты вперед трубочкой;
б)
зубы не смыкаются, они закрыты губами;
в)
корень языка приподнят вверх;
-А
как в схеме его будем обозначать? (Красным квадратом,кружком)
-Давайте
нарядим звук именинник.
Г)
Работа в Букваре (Один ученик у доски)
-стр.56.
(Наряжают звуковичок)
-А какой же буквой обозначается звук У?
-Найдите
в букваре . Какой она бывает? Вот она какая. Буква «у» бывает печатной большой,
печатной маленькой, письменной заглавной и письменной строчной.
Д) - Чтобы
вам было легче запомнить ее изображение, выучите стишок:
Буква
У совсем проста.
Тянет
ушки из хвоста.
-
Внимательно посмотрите и скажите, на какие предметы похожа эта буква?
(ветка дерева, рогатка, рожки у
улитки._)
Е)
Попробуйте создать графический образ этой буквы у себя на ладошке, у соседа на
спинке.
4.Применение знаний
Ж)Чтение слогов (
СЛАЙД) с различной интонацией
-торжественно РУ,ГУ,ПУ,ТУ,КУ,НУ
-радостно УР,УГ,УП,УТ,УК,УН
-с интонацией вопроса У-РИ,У-ГА,У-КУ,У-ТИ.
З)
-Раз буква У именинница, что мы должны сделать??
-Дарить подарки. Сейчас вы поработаете в
паре .На с. 56 Букваря напечатаны столбики слов. Вы их прочитаете и выберите
названия предметов ,которые можно будет подарить букве У.(Если детям непонятно
значение, то объяснить)
-Дети
называют слова.
-Как
принято дарить подарки?
-Как
принимать?
ФИЗМИНУТКА
ДЛЯ ГЛАЗ «Крошка Енот» .Какие слова вы услышали со звуком у ?
-У
доски стоит ребенок в фамилии которого встречается звук у .Дети подходят с
подарком(выбирают карточку с рисунком:
унты,туника,утка,куры,куртка,какао,рупор,прутик) и дарят.
-В
какой части слова слышится звук у,сколько слогов в этих словах? СЛАЙД с
изображением подарков
-Какие
еще подарки можно подарить этой букве, чтобы в названии встречался звук у
(бусы,туфли,улыбку,букет)
СЛАЙД
-Давайте
поработаем со словом бусы
-Произнесите
слово (У доски 1 ребенок).Обозначим слово схемой
-Сколько
гласных звуков? (2).Поем
-Сколько
слогов ?Почему?Подставим кулачок
-Произносим
1 слог-БУ.Как произносим? (Твердое звучание,потому что звук у,ели он
слышится в слове, обозначает твердость согласного звука)
-Из
чего он образовался? Из слияния согласного и гласного звуков.
-Выбирай
карточку слога слияния.
-Следующий
слог СЫ.Как произносим? (Твердо)
-Обозначим
ударение. Применяем секрет «позовем» или «Попросим»
-Какое
действие выполняли? (Составляли схему слова?)
-Для
чего мы это делали?(Видеть слог слияния)
-Составим
предложение со словом бусы. Кто составит схему предложения?
И)Звук “У” предлагает вам сыграть в игру “Один – много”
Я буду называть 1 предмет, а вы предметы во множественном числе
Например: я скажу стул – стулья.
Говорить будем по очереди
Улитка –
Утюг –
Ухо –
Уж –
Ус –
Улица –
Улыбка –
З)Молодцы, ребята! Порадовали букву У
.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА. «ТАНЕЦ ЛЯГУШАТ»
А теперь пришло время усаживаться за праздничный стол. Как
нужно вести себя за столом в гостях?
Буква У приготовила вам
сладкое угощение. Оно лежит в нашей волшебной коробочке.В названии этой
сладости ,если произнести ,можно услышать звук у,да не один. ЧУПА-ЧУПС.
Немного истории. А вы знаете как переводится название этой
карамельки?
Никто, до сегодняшнего дня не придумал более
оригинальную и популярную конфету, чем испанская компания «Chupa Chups». Все гениальное – просто. Добавили к
обычному круглому леденцу палочку. Идея возникла в связи с тем, что дети обычно
всегда пытались достать конфету изо рта, посмотреть на неё, а потом вытереть
липкие ручки об одежду. «Почему бы не сделать конфету, которую можно было бы
есть как на вилке» .
Тогда он решает производить конфеты на палочке.
Интересно, что в начале палочки были деревянными, только потом их начали
изготавливать из пластика. Название конфеты произошло от испанского глагола
chupar, который переводится как "сосать".
Чупа Чупс" стала первой конфетой, которая в 1995 году
побывала в космосе, а именно на орбитальной станции "МИР".
-Как можно поблагодарить за угощение букву У?
III.Рефлексивно-оценочный
этап
-Что нового вы узнали на
уроке?
Интеллектуальная
игра. Динамическая поза – стоя
·
Как кукует кукушка? (Ку-ку-ку-ку)
·
Как кричит филин ? (У-у –у)
·
Как гудит паровоз? (У-у-у)
·
Как воет волк? (У-у-у)
·
Звук [у] гласный или согласный?
·
Назови слово, которое начинается на букву у?
·
Назови слово, в котором буква у стоит в середине.
-Как
оцениваете свою деятельность на уроке?
-Покажите
мне своей мимикой, какое у вас настроение.
-Урок
окончен. Всем спасибо.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.