- Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
- Тема: § 1. Роль экономики в жизни общества
- 03.10.2020
- 286
- 4
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Урок по обществознанию.
(8 класс)
Тема урока: « Религия как одна из форм культуры».
Цели урока:
Обобщить и систематизировать знания о религии.
Раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе.
Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.
Раскрыть смысл свободы совести и свободы вероисповедания.
Основные понятия: Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм.
Оборудование: мультимедийный проектор, Библия, Коран, иконы, раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения, отрывков из Библии, Корана, наставлений Будды.
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Изучение нового материала:
Учитель: Тема нашего сегодня урока «Религия как одна из форм культуры» (слайд 1)
Цели урока(слайд 2)
Обратите внимание на план урока (слайд 3)
Определение понятия « религия».
Особенности религиозной веры.
Функции религии.
Религиозные организации и объединения.
Свобода совести, свобода вероисповедания.
Вопросы по данной теме: (слайд 4)
Что такое религия?
Когда появились первые религии?
Что им было свойственно?
1. Первый пункт плана
Учитель: А давайтеподберем слова, которые подходят к пониманию слова «религия».
Вера Крест Бог Душа Секта
РЕЛИГИЯ
(ответы детей: секта, вера, бог, душа, крест и т.д.)
Учитель. Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.
Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок тысяч лет назад.
На определенном этапе развития религии появляется такой социальный институт, как церковь, которая объединяет людей одного вероисповедания, формирует единые каноны, догматы, нормы поведения.
Большое значение религия имеет и в наше время.
Учебник трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «мнение»). Одни исследователи переводят это слово с латинского как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.
Согласно другому толкованию, религия - это «набожность, святыня, предмет культа».
Попробуйте самостоятельно определить смысл слова «религия», опираясь на эти переводы с латыни (предполагаемыеответы детей: для меня религия – это вера и эта связь между мною и Богом).
Учитель: ответим на вопрос: Что такое религия?
(слайд 5)
Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (записать в тетради).
Исторические формы развития религии.
Племенные
Национальные
Мировые
Перечислите мировые религии (слайд 6) Христианство Ислам
Буддизм
2.Второй пункт плана: Особенности религиозной веры ( слайд 7)
Учитель :
Убежденность в существовании сверхъестественных сил;
Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом;
Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.
Учитель задает вопрос по третьему пункту плана.
3. Функции религии.
Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих? (слайд 8)
Практическая работа.
Заполните таблицу «Функции религии». Стр. 78 учебника.
(слайд 9) и ответы
Функция религии
Её сущность
примеры
Регулирующая
Воспитательная
Мировоззрен
ческая
Психологическая (компенсаторная)
Коммуникативная
Коммуникативная
Интегративная
Учитель: следующий вопрос ( слайд 10) к третьему пункту плана.
Обратите внимание на христианские заповеди. Актуальны ли они сегодня? Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей?
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.
(ответ подходит 1,2 функция: регулирующая и воспитательная)
Религиозные организации и объединения (слайд 11 – 16)
1.Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным организациям относят:
-церковь
-секты
-организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.
На начало 2010 года в России зарегистрировано 23 494 религиозных организаций.
Правовое положение религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».
2. Церковь (слайд 12)
Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура.
иерархия в Русской Православной церкви
Иерархия - (от греч . hieros - священный и arche - власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви;
Диакон
Священник
Епископ
3.Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения (догматов) и обрядов (слайд 13)Крещение
(слайд 14)
4.Возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации.
Для секты характерны:
- замкнутость,- обособленность,- претензии на исключительность своей роли,- абсолютная нетерпимость к инакомыслию
5.В ЧЁМ СОСТОИТ ОПАСНОСТЬ МНОГИХ СУЩЕСТВУЮЩИХ НЫНЕ СЕКТ? (слайд 15)
(слайд 16)
По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года население РФ распределяется по религиозной принадлежности следующим образом:
Православие — 75 %
Ислам — 5 %
Католицизм, Протестантизм, Иудаизм, Буддизм — по 1 % и меньше
Неверующие — 8 %
Свобода совести, свобода вероисповедание.
(слайд 17)
Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.
Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.
Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного— богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.
В Конституции РФ статья 28 (слайд 18)
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Учитель: Вопросы религии не только отражены в конституции, но и в других документах в
Конвенция ООН о правах ребенка (слайд 19)
Ст. 14. Свобода мысли, совести и религии. Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.
Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:
Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная религия
Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ
Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ
Предусматривается равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования.
На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.)
III. Закрепление и обобщение:
1.Почему данные религии названы мировыми?
2. К какому виду и типу можно отнести каждую из мировых религий?
3. Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?
4. Каковы между ними различия?
IV. Заключение
Возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам:
- Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке?
- Какие выводы о роли религии в жизни человека можно сделать?
V. Домашнее задание: § 10, вопросы и задания.
6 656 304 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Cтатьева Марианна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
7 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.