Тема
урока: «Народные промыслы. Их истоки
и современное
развитие. Скопинская керамика». 5 класс.
Цель и задачи
урока урока:
-
познакомить
учащихся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства;
-
беседа
о красоте скопинской керамики;
-
дать
учащимся сведения об истории возникновения и развития традиционного промысла;
-
рассказать
о современном состоянии промысла, его лучших мастерах, демонтрация их работ;
-
дальнейшее
формирование навыков, умений и знаний рисования по памяти, по представлению;
-
дальнейшее
развитие у учащихся изобразительных способностей, художественного вкуса,
творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и
понимания прекрасного.
Оборудование:
- Изделия скопинской керамики.
- Фотографии керамических
сосудов, кувшинов.
- Репродукции скопинской
керамики из книги «Областной Рязанский музей».
- Фотографии из музея скопинской
художественной керамики (г.Скопин).
- Методическая таблица
«Географическое расположение г.Скопина».
- Методическая таблица «Тематическое
разнообразие скопинской керамики».
- Методическая таблица
«Поэтапное построение кувшина».
План урока:
- Организационный момент.
- Объявление темы урока, цели
урока.
- Беседа о произведениях
народного прикладного искусства.
Выступление
учащихся — поисковой группы.
4. Объяснение
учителя — постановка учебной задачи, работа с
методическими
таблицами.
5.
Самостоятельная работа учащихся над выполнением наброска
декоративного
кувшина или квасника по мотивам скопинской
керамики.
6. Итоги урока. Анализ работы
учащихся. Домашнее задание.
Для учителя:
1.
Географическая карта (месторасположение г.Скопина).
2. Методическая
таблица «Скопинская керамика» .
3.
Иллюстрации изделий скопинской керамики.
4. Методическая
таблица «Поэтапное построение кувшина».
Литература
к уроку:
1.
Богуславская
И.Я. «Русская глиняная игрушка».
2.
Неменский
Б.М. «Мудрость красоты», Москва «Просвещение». 1987.
3.
Салтыков
А.Б. «Русская народная керамика».
4.
Е.Ю.Ежова
«Декоративно-прикладное искусство Рязанского края»,
Рязань.
Издательство РГПУ. 1997.
Ход урока.
Учитель: Прежде
чем объявить тему урока, я хочу задать вам загадку.
Был я копан,
Был я топан,
Был я на кружале,
Был я на базаре.
Семью кормил,
Стар я стал,
Выбросили в поле,
Птицы не клюют,
Звери не едят.
Что это? (кувшин)
В волшебных
сказках, действие которых происходит в тридесятом царстве, в тридесятом
государстве, герои не только наделены сверхъестественной силой, но и владеют
чудесными предметами: шапкой-невидимкой, ковром-самолетом и т.д.
Силой народной
фантазии обычные предметы превращаются в необычные.
Такое же волшебное
превращение обычных предметов в необычные мы встречаем и в творчестве народных
мастеров — создателей фигурных сосудов.
Чудо-сосуды
народных мастеров гончарного искусства продолжают жить и сегодня в г.Скопине на
нашей Рязанской земле.
Выставка изделий скопинских мастеров
Ученик 1.
Скопин —
город, районный центр. Живописно расположенный на левом берегу реки Верды. От
Рязани до Скопина автобусом — 135 км.
Учитель: Исследователи
утверждают, что гончары в окрестностях
Скопина жили еще в XII веке.
Ученик 2.
Скопин
известен с XII века, хотя несомненно существовал значительно раньше. Он
именовался как Остожёк, т.е. не большое укрепление, крепость. Во второй
половине XVIIв. - Скопинская слободка, ас 1663 года — Скопин. В основе названия
города — прозвище Скопа, принадлежавшее первопоселенцу или одному из владельцев
селения. Скопой также называется один из видов хищных птиц. Прозвище Скопа
носил князь Шуйский в XVI веке, от которого пошла княжеская ветвь
Скопиных-Шуйских.
Ученик 3.
А еще есть
версия, то Скопин назван от слова «скоплять», так как он является центром
скученных крупнейших селений.
Учитель: В XIX веке
гончарное производство сосредоточилось уже водном месте, на краю Скопина, в
слободе Подзаводы. Делали мастера только «синюшки» — самую простую глиняную
посуду без поливы, секрета которой не знали. Да еще лепили в виде зверюшек, птиц
и всадников, за что прозывались в народе «свистушники».
Стояла эта
продукция копейки, и жили мастера худо.
А липецкие,
украинские мастера выставляли свою поливную жарко сияющую, разноцветную посуду
на ярмарке в Рязани в Петров или Иванов день, или в Москве на вербной недели.
Покупатель к ним валом валил, а на «синюшки» — никакого внимания.
С липецкой поливы,
говорят, все и началось. Старик Иван Оводов надумал вдруг послать в Липецк
своего сына Федора. Это было в 50-х годах XIX века. Старик знал кого послать,
знал, что Федор ночей спать не будет, а до последней тонкости все про цветные
глазури разведает.
...не успел Федор
Оводов вернуться, после долгого отсутствия, как на
их воротах появился
никогда в Скопине не виданный, словно стеклом облитый, ярко-желтый лев.
Одну ногу лев на шар положил, в
разинутой пасти клычищи горят, а глаза выпученные, на гриве чуть не каждый
волосок различим (показ рисунка и фотографии). А Федор удумал: он
сырую глину через редкий холст пропустил, вроде теперешней вермишели из нее
сделал, да и налепил эту «вермишель» на льва, да глазурью покрыл.
В русском
народном искусстве начало фантастической фигурной керамике положили именно
Оводовы.
Обычный скопинский
горшок или крынка стоили на базаре от 3до 5 копеек, это уже поливные. А фигурки
— шли по1,5 или по 2, а то и по 3 рубля за штуку. Деньги по тем временам
большие, и интересно,что назначили эти цены сами покупатели, а в первую очередь
богатые московские господа.
Случалось,что
коллекционеры целыми возами их покупали.
И как ни старались
Оводовы утаить рецепт приготовления цветной глазури, а вскоре и в других домах
появились глазированные кувшины, сосуды, фигурки.
Строгали свинцовые
чушки - готовили гнёт. Потом свинцовые стружки толкли в порошок, единожды
обожженную посуду мазали дёгтем, обсыпали эти порошком и снова обжигали — она
покрывалась бесцветной стекловидной коркой. Чтобы получить коричневую глазурь в
порошок добавляли окись марганца, зеленую — окись меди, желтую — окись железа.
От пропорции этих соединений зависела яркость цвета, а оттого как смолот свинец
— плотность глазури.
Так как трудились
скопинские мастера в избах, то горны были прямо за избой, чтобы зимой не
выходить на мороз. И не было никаких вытяжек, что скоро обернулось для
скопинцев тяжелыми отравлениями и болезнями глаз и дыхательных путей. Но что
было делать, от нужды и не на такое решишься.
Земли вокруг
Скопина голые, развалистые. Слегка холмистые, без лесов. А говорят, что
когда-то были в дремучих лесах. И речки Веда, Проня, Галина, протекающие
поблизости, были вроде не такие узкие и мелкие и птица скопа селилась —
огромный речной охотник. Белогрудый, с темными рябыми крыльями. Желтыми
глазами. Питалась только крупной рыбой.
Ученик 4.
Птица
Скопа — внесена в Красную книгу. Она имеет широкое распространение. Встречается
вблизи водоемов. Скопа- элегантная, крылья острые и длинные — общая длина 55 —
60см. Масса птицы 1,3 — 1,9кг.Нижняясторонажелтовато-белая, с бурой полоской
через зоб, по бокам белой головы черные полоски, на затылке небольшой хохолок.
Спина бурая. Глаза желтые. На многих языках мира Скопа зовется «рыболовкой»,
поскольку ест только рыбу. Она — хищник, когти длинные, острые, круто
изогнутые. (Показ рисунка).
Учитель: Получается,
что и название город получил от этой птицы. Скопа стала для здешнего народа
символом этих зеленых богатств, вошла в герб города (показ фото), а с
начала этого века заняла первое место в скопинской керамике. Ее стали лепить и
отдельно, и в виде кувшинов. (Показ фото).
Скопинскую
керамику изучали по немногу. В 1948 году в Скопин приехали работники
научно-исследовательского института художественной промышленности. Из бывших
гончаров только двое решили попробовать: пенсионер Михаил Иванович Тащеев да
недавний фронтовик Михаил Михайлович Пеленкин.
Большие залежи
высоко качественной светло-жгучейся глины послужили базой для создания в
Скопине гончарного производства. В 1934 году в Скопине была артель «Керамика»,
объединившая мелкие разрозненные мастерские, выпускавшая гончарную посуду.
Несколько позже был построен новый керамический цех. Появились механические
гончарные круги.
После войны в 1954
году при фабрике художественных изделий организовали керамический цех. И дело
пошло. Взяли учениц. Всего двадцать человек (шлифовальщицы, глазировщицы,
кочегары). Тематика изделий была разнообразная — птица, лев, медведь и мн. др.
В сентябре 1971 года, в связи с укрупнение предприятий, цех художественной
керамики вошел в ведение Скопинского кирпичного завода. К 1976 году выпуск керамических
изделий на предприятии возрос в 9 раз.
В настоящее время
традиции гончарства Скопина продолжают художники Скопинского завода
художественной керамики, где мне довелось побывать. Предлагаю вам посмотреть
фотографии, сделанные в цехе художественной скопинской керамики и музее при
фабрике. (Показ фотографий).
Думаю, что наше
знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства Скопина
оставит и в вашей душе добрый след.
Предлагаю вам,
ребята, сделать эскиз фигурного сосуда, кувшина, квасника по мотивам скопинской
керамики. (Работа учителя с методической таблицей).
При выполнении
работы вы должны соблюдать следующие правила:
1. Определить
форму фигурного сосуда (кувшин,кружка, солонка и т.д.),
в
которой должны сочетаться скульптурное начало и функциональность
вещи);
2.
Определить
композиционное положение листа.
3.
Наметить
короткими штрихами крайние точки объектов по высоте и ширине на плоскости
листа бумаги.
4. Нанести осевую
линию и общее очертание объекта.
5.
Прорисовать
и уточнить отдельные пропорции изображаемого
предмета.
6.
Цветовое
решение работы (передача акварелью, гуашью материальности предмета).
Если урок
рассчитан на один учебный час, то 6-е задание можно задать на дом.
Учитель: Основа
скопинских сосудов в форме упрощенной фляги «вытачивалась» на гончарном круге,
а лепные детали выполнялись вручную и затем приделывались к сосуду. Об этих
лепных деталях следует сказать особо. Гончары были духовно богатыми людьми,
способными чувствовать красоту родной природы. Они сумели увидеть и красоту
играющей на солнце в речной заводи рыбки, и грациозность извивающейся змеи, и
трепет крыльев птицы, и шелковистость гривы льва. Их фантазии не было предела:
придумали сказочное существо Полкана, птицу Скопу с огромным размахом крыльев,
Кентавра, заморских птиц и зверюшек. (Показ фотографий). Мне тоже
хочется, чтобы вы, ребята, проявили свою фантазию свое творчество, работая над
эскизом.
Обход
класса. Фронтально-индивидуальная работа с учащимися. Показ интересных работ.
Итоги
урока.
Итоговое
слово учителя: Вот и подошел к концу наш урок. Думаю, что рассказ о
городе Скопине — о городе рожденья народных талантов, сказок гончарных рассвет,
как сказал о родном городе поэт Николай Клюев, и его знаменитых
жителях-гончарах вам запомниться надолго.
Для 2-го урока:на
следующем уроке мы с вами поговорим о современных мастерах, которые успешно
развивают традиции и приемы старых гончаров и о цветовом решении ваших эскизов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.