Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока на тему: "Тема "маленького человека" в творчестве А.Чехова и Н.Гоголя

Конспект урока на тему: "Тема "маленького человека" в творчестве А.Чехова и Н.Гоголя

Скачать материал

Ибраева Куаныш Сагидулловна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

 

Тема:  «Тема «маленького человека» в творчестве А.Чехова и Н.Гоголя»

(«Толстый и тонкий», «Шинель»).

 

Цель:

 - проследить, как тема «маленького человека» раскрывается в творчестве Н.В. Гоголя, А.П.Чехова;

- выявить особенности раскрытия образов;

- какими средствами авторы достигают смеха;

 - каков юмор у Гоголя и Чехова.

Ход урока:

 

I. Психологический настрой.

...Генерал едет, не сказав ему спасибо.

Через пять минут – колокольчик! ... и

 фельдъегерь бросает ему на стол свою

подорожную! ...Вникнем во все это

хорошенько, и вместо негодования

сердце наше исполнится искренним

состраданием.

 

А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

 

Сегодня на уроке мы будем говорить об актуальной проблеме, теме прошлых столетий русской литературы и современности - это тема «маленького человека».

Мы проследим, как эта тема раскрывается в творчестве Гоголя, Чехова и в творчестве других писателей. Попробуем определить, чем отличается смех у писателей, какими средствами они достигают этого?

Эпиграфом к уроку стали следующие слова «...Генерал едет, не сказав ему спасибо. Через пять минут – колокольчик! ... и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную! ...Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием» А.С.Пушкина из «Станционного смотрителя».

 

А  как вы  думаете,   почему эпиграфом к уроку стали именно  эти строки А.С.Пушкина?

Совершенно верно, первые с темой «маленького человека»  мы сталкиваемся в произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель» - образ Самсона Вырина, «маленького человека». Затем к этой теме обращается Гоголь в повести «Шинель», «Ревизор», Достоевский «Бедные люди». И замыкает эту цепочку А.П.Чехов своими рассказами «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон». В русской литературе складывается целое направление: создаются повести и рассказы «о бедных людях», «о маленьком человеке».

Но у каждого писателя образ «маленького человека» свой. Сколько сочувственных слов было сказано об этом герое в русской литературе!

 

  А что вы знаете или думаете о том, кто он - «маленький человек? Напишите эссе (учащиеся зачитывают  эссе).

 

II. Какие ассоциации у вас возникают с образом «маленького человека»   

 

   – Акакий Акакиевич

   – Самсон Вырин  

   – Червяков  

   – Тонкий

 (приниженность, смирение, робость, сожаление, смятение, обида, унижение, чинопочитание, жалкое существо, издевательство, никчемность, рабство души, низкий  достаток   и   сословие,   незаметность,   серость,   скучный   образ   жизни, бесправный, невзрачность, униженный и в жизни, и в смерти).

 

Что помогает авторам раскрыть образ «маленького человека», какие формы и средства? Выделите  данные ключевые слова.

1.  внешность героя;

2.  его социальное положение;

3.  внутренний мир;

4.   отношение общества к герою;

5.  речь героя, говорящие фамилии, детали.

 

III. Разноуровневые вопросы.

 

1       группа:

–  Опишите внешность Акакия Акакиевича. Как портрет раскрывает героя?  – Какие ассоциации вызывает у вас имя и фамилия главного героя?

             Башмачкин, Акакий Акакиевич. Фамилия от слова «башмак» подчеркивает невзрачность облика героя, привыкшего ощущать себя в самом низу социальной иерархической лестницы. Под вечным «башмаком» тот, кому не лень поиздеваться.

 – Какое событие произошло в жизни главного героя? И почему оно стало для него важным и переломным?

 

2       группа:

Опишите внешность тонкого и толстого. Как портрет указывает на

социальное положение героя?

Как изменяется тонкий? Почему? Как изменяется его речь?

С помощью каких средств автор достигает комического эффекта. Приведите примеры  (контраст, деталь).

 

 Заключительные вопросы:

Почему финал повести «Шинель» трагичен? Согласны ли вы с ним? Как бы вы его закончили?

Гоголь не мог пойти по иному пути. Это единственное возможное, реалистическое решение сюжет.

 

Как авторы (Гоголь и Чехов) относятся к своим героям? Чем отличается смех Гоголя от Чехова?

 

 Вывод: в  русской литературе сложилась традиция, что «маленького человека» следует жалеть, защищать и сострадать ему. «Маленький человек до Чехова, какую бы ступеньку он не занимал на социальной лестнице, к какому низкому разряду чиновников не принадлежал, как бы ни был обижен и угнетен сильными мира сего, значительными лицами, он все-таки старался изо всех сил сохранить свою человеческую сущность, отстоять своё человеческое достоинство или,  во всяком случае, помнил о нем,  страдал, когда это достоинство попирали.

Так, Гоголь сочувственно относится к своему герою, но не скрывает его недостатков, правдиво изображая судьбу «маленького человека» как объективное явленное действительности. Гоголю близок Акакий Акакиевич, даже дорог своим смирением, кротостью, той любовью и прощением, которой отвечает он своим гонителям.

А у Чехова совсем не то он решительно отказывается писать о трагической участи такого героя. У героев Чехова нет ни тени чувства собственного достоинства. Все человеческое умерло, оно вытиснилось в них раболепским чинопочитанием, ощущением полного своего ничтожества, добровольным пресмыкательством. Его герои вызывают «смех сквозь слезы».

 

Домашнее задание: Написать эссе на тему «Тема «маленького человека» в творчестве А.П. Чехова и Н.В. Гоголя.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока на тему: "Тема "маленького человека" в творчестве А.Чехова и Н.Гоголя"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Научный сотрудник музея

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема:  «Тема «маленького человека» в творчестве А.Чехова и Н.Гоголя»

(«Толстый и тонкий», «Шинель»).

 

Цель:

 - проследить, как тема «маленького человека» раскрывается в творчестве Н.В. Гоголя, А.П.Чехова;

- выявить особенности раскрытия образов;

- какими средствами авторы достигают смеха;

 - каков юмор у Гоголя и Чехова.

Ход урока:

 

I. Психологический настрой.

...Генерал едет, не сказав ему спасибо.

Через пять минут – колокольчик! ... и

 фельдъегерь бросает ему на стол свою

подорожную! ...Вникнем во все это

хорошенько, и вместо негодования

сердце наше исполнится искренним

состраданием.

 

 

А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 676 944 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 1541
    • DOCX 43 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ибраева Куаныш Сагидулловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ибраева Куаныш Сагидулловна
    Ибраева Куаныш Сагидулловна
    • На сайте: 8 лет и 10 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6247
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 239 человек

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 216 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 485 человек

Мини-курс

Практические аспекты работы логопеда: методы и приемы в логоритмике

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 22 человека

Мини-курс

Основы искусствознания

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Современные направления в архитектуре: архитектурные решения гениальных изобретателей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе