Урок №10
Тема: «Расцвет Киевской Руси»
Цель урока: сформировать начальные
знания и элементарные представления об эпохе расцвета Киевской Руси на примере
деятельности князей Владимира Великого и Ярослава Мудрого. Учить составлять
исторический портрет личности. Способствовать формированию активного словарика
из таких терминов и понятий, как язычество, христианство, князь, император,
детинец, фреска, Киевская Русь, мозаика, Софийский собор. Углублять знания по
исторической топонимике (Византийская империя, Царьград). Совершенствовать
навыки работы с историческим текстом. Продолжать работу по совершенствованию
умений и навыков работы с исторической картой. Развивать способность
сопоставлять исторические факты, сравнивать их. Совершенствовать элементарные
умения работать с лентой времени (определять продолжительность событий и
отдаленность от сегодняшних дней). Расширять кругозор пятиклассников, развивать
интерес к чтению, как одного из ведущего способа получения информации.
Воспитывать уважительное отношение к истории своего народа.
Тип урока: урок изучения нового
материала.
Форма урока: практически-лабораторная
работа на основе текста учебника.
Оборудование урока:
слайдовая презентация «Расцвет Киевской Руси», карты атласа «Киевское
государство в 862-972 гг.» (с.6-7); шаблон таблицы «Исторические портреты
князей Киевской Руси», портреты Владимира Великого и Ярослава Мудрого.
Основные термины: язычество,
христианство, детинец, мозаика, фреска, Софийский собор.
Ход урока
I.
Организационный момент
Учитель раздает
заготовленные листочки, на которых учащиеся изображают себя и пишут, что они
ожидают от урока. Затем эти листочки помещают на доску.
II.
Актуализация опорных знаний. Проверка
домашнего задания
Устная проверка
выполненных упражнений в тетради дома.
Игра «отгадай героя»
Дети по очереди задают
загадки о князьях друг другу или учитель загадывает учащимся.
Предполагаемые загадки:
Прославился военными
походами против Византии. Первым из правителей Руси принял христианство. Был вероломно
убит варягом (князь Аскольд).
Варяжский наемник,
который быстро из защитника Киева превратился в правителя. Стал первым
князем-христианином, построил в Киеве первую христианскую церковь Святого Илии
(князь Аскольд).
Друг ему пожаловал титул
князя и на смертном одре поручил заботиться и воспитывать своего сына. Князь
захватил все днепровские земли. Установил контроль над водным торговым путем в
Восточную Византию и завоевал хитростью Киевское княжество (князь Олег).
Объединил Киев и
Новгород. Превратил Русь в одно из самых могущественных государств Европы (князь
Олег).
Правил 33 года. За
неизменную удачливость в военных походах, за удаль и смекалку народ прозвал его
«Вещим» (князь Олег).
Главной исторической
заслугой этого князя можно считать объединение всех славянских племен под
единым началом. Укрепление и расширение великого княжества Киевского (князь Олег).
В Киев пришел малолетним
отроком. Вступил на киевский престол уже в зрелом возрасте. При его княжении
расширялась торговля с иностранными государствами. Его княжение было
относительно спокойным (князь Игорь).
Княжил 32 года. Он не
ознаменовал свое правление ни великими победами в сражениях, ни удачными
военными походами, ни новыми прогрессивными реформами. Но смог сохранить
целостность государства князь (Игорь).
Придерживался политики
терпимости к различным верам славян, не мешая принятию христианства. Во времена
его княжения на Руси появилась славянская азбука, составленная братьями Кириллом
и Мефодием (князь Игорь).
После смерти мужа правила
государством. Приняла христианство и содействовала его распространению. Церковь
ее почитает как святую (княгиня Ольга).
На протяжении 20-летнего
управления государством сумела сохранить мир в своей стране, а также с
иностранными государствами и соседями-кочевниками. При ней Русь стала известной
в самых дальних странах Европы (княгиня Ольга).
После смерти мужа смогла
сохранить власть и единство Руси. Установила точный размер взимаемой в пользу
Киева дани и периодичность ее сбора. Всю территорию княжества разделила на
административные единицы, в каждой из которых был поставлен тиун – княжеский
управитель (княгиня Ольга).
Своей главной задачей
князь считал преумножение воинской славы. В летописи говорится, что князь,
уверенный в непобедимости своей дружины, никогда не нападал на врага врасплох,
всякий раз предупреждал: «Иду на Вы!» (князь Святослав).
Разделив управление в
государстве между тремя сыновьями, первый из князей ввел обычай давать
наследникам уделы еще при своей жизни. Это был «пример несчастный, который
принесет много бедствий Руси» (князь Святослав).
Князь успешно воевал с
хазарами, волжскими булгарами, ходил походами на Византию. Эти походы
увеличивали территорию киевской Руси, способствовали налаживанию торговли,
отношений с более просвещенными народами, приносили новые знания русичам, но
приводили к большим человеческим потерям (князь Святослав).
III.
Сообщение темы и цели урока. Мотивация
учебной деятельности.
Сегодня мы продолжаем знакомиться
с важными страничками нашей истории - «Княжеской эпохой». Вы узнаете, почему
о временах правления князей Владимира Святославовича и его сына Ярослава
Владимировича говорят как о времени расцвета Киевской Руси; почему Владимира
называют Великим, а Ярослава – Мудрым?
Обсуждение проблемного
вопроса на основе карты атласа. Ученики сравнивают территорию Киевской Руси
времен князя Олега и времен Владимира, Ярослава. После ответов учащихся учитель
обобщает:
Киевская Русь
действительно стало сильным и могущественным государством за время правления
Игоря, Ольги и Святослава. Но это не означает, что границы государства были
постоянными. Каждому киевскому князю приходилось прикладывать усилия для
возобновления своей власти над непокорными племенными князьями.
Начиная с X ст. Русь
становится «известна и услышана во всех концах земли». Наибольшая заслуга в
этом князей Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича. Они провели
реформы, которые существенно изменили внутреннюю и внешнюю жизнь страны.
IV.
Изучение нового материала
1. Групповая
работа
Учитель объясняет условия
работы на уроке и напоминает алгоритм работы в группах (проговаривает устно,
либо каждая группа получает инструкцию работы в группе).
Алгоритм работы в группах
1. Каждый
ученик должен работать в полную силу, чтобы не подвести членов группы.
2. Внимательно,
не перебивая, выслушать каждого ученика в группе, который отвечает.
3. Говорить
кратко и четко, чтобы все могли высказаться.
4. Пока
выдвигаются предложения – никакой критики (все предложения записываются на
листке, потом обговариваются).
5. Придерживаться
правил диалога – не перебивать того, кто говорит. Дать ему возможность
высказаться.
6. Используйте
слова во время обсуждения: «Я считаю…», «Мне кажется …», «Извини, но я думаю
…».
7. Во
время работы необходимо уважительно относиться к одноклассникам, отвергая
предложенные ими идеи. Делайте это вежливо.
8. Если
нет желающих высказаться, действует правило: начинает говорить первый от
спикера группы по часовой стрелке.
9. Спикер
устанавливает разногласия в идеях и вместе со всеми выбирает лучшую мысль.
10.
Выступать от имени группы – почетно. Того,
кто выступает, выбирает и готовит группа.
Каждая группа получает
алгоритм к составлению исторического портрета личности (таблица)
Личность
|
План
составления исторического портрета
|
Исторический
портрет
|
Владимир
Великий
|
1. Характеристика
исторической эпохи
|
|
2. Биографические
данные:
а) дата
рождения и смерти;
б)
какого рода личность;
|
(? – 1015). Годы
правления 980 – 1015 гг. Младший сын Святослава Игоревича. Был рожден
рабыней, ключницей княгини Ольги Маклушей. Воспитанием Владимира занимался
воевода Добрыня.
|
3. Черты
характера.
|
Мстительный,
властный, закаленный, мужественный, решительный.
|
4. Какие
реформы проводил в государстве.
|
В
братоубийственной войне с помощью варягов, завоевал Киевский престол, правил
35 лет. За время княжения расширил границы государства от Карпат на западе,
до верховьев Оки и Волги на востоке, от Новгорода на севере до Черного моря
на юге. Для защиты государства возводил крепости и оборонительные рубежи. Способствовал
городскому строительству Киева (детинец). Крестился сам и крестил Русь.
Открыл специальные училища для боярских сыновей. Устраивал обеды для бедных.
По всей Руси воздвигались православные соборы и церкви. Заменил смертную
казнь на денежный откуп. Следуя традиции, разделил свое государство на области,
распределил их между своими сыновьями (12) еще при жизни.
|
5. Значение
его деятельности для государства.
|
Расшил
территорию государства; укрепление монархической (центральной) власти и
политического единства Киевской Руси; формирование верхушки военной знати;
печатал свои монеты (златники, серебряники); введение христианства как
государственной религии, что привело к укреплению центральной власти и
политическому единству Киевской Руси. Способствовал распространению
образования. Повысил международный авторитет государства.
|
6. Твое
отношение к личности как к государственному деятелю, как к человеку.
|
Князь Владимир,
заслужив бессмертие в летописях своими победами, усердием к христианству,
любовью к наукам, живет доныне в памяти народа.
|
Учитель ставит
задачу группам учащихся и определяет время работы.
Личность
|
План
составления исторического портрета
|
Исторический
портрет
|
Ярослав
Мудрый
|
1. Характеристика
исторической эпохи
|
|
2. Биографические
данные:
а) дата
рождения и смерти;
б)
какого рода личность;
|
(78 – 1054).
Годы правления : 1019 – 1054 гг. сын Владимира Великого и византийской
принцессы Анны.
|
3. Черты
характера.
|
мстительный, имел
дар распознавать ум и талант в человеке, стремился окружить себя такими
людьми; любил читать, «был храбр в рати» по словам летописца
|
4. Какие
реформы проводил в государстве.
|
Стремился
сохранить величие государства. Разбил печенегов. Расстраивал Киев (в 7 раз
больше стал Киев, чем пи Владимире); строил церкви, соборы, школы и
библиотеки; был составлен первый на Руси сборник законов. Заключал
династические браки своих детей («тесть Европы»)
|
5. Значение
его деятельности для государства.
|
После 35-летнего
княжения оставил могучее, процветающее государство. Мирные политические
соглашения и династические браки, позволили укрепить международный авторитет
Киевской Руси. При Ярославе Мудром закончилось формирование государства. Но
введение наследования великокняжеской власти и разделение между сыновьями
территории государства, привело к новому витку междоусобиц и в дальнейшем к
политической раздробленности Руси.
|
6. Твое
отношение к личности как к государственному деятелю, как к человеку.
|
За то, что вел
мудрую политику в интересах народа и государства, его прозвали «Мудрым».
Как человек он
был глубоко несчастен. Физические увечья отталкивали от него людей. В детстве
не имел должной материнской и отцовской любви, наверное поэтому, став
взрослым отомстил своим братьям и старался уменьшить заслуги отца.
|
Междоусобицы
– войны между князьями за власть и землю.
Презентация
результатов работы.
Каждая группа знакомит с
результатами своей деятельности. Остальные ученики записывают основные
положения докладов. При необходимости учитель корректирует ответы учащихся.
2. Мини-экскурсия
по памятникам времен Владимира и Ярослава (иллюстрации слайдовой презентации)
Экскурсию проводят
учащиеся, которые получили опережающее д/з.
София Киевская
Софийский собор – самое
главное сооружение Киева того времени. В нем проводили не только богослужения,
но и торжественные встречи, церемонии. Это огромных размеров здание с 13
куполами (символ Христа и 12 апостолов), украшенное фресками (картины,
написанные красками на свежей влажной штукатурке), яркими сверкающими мозаиками
(изображения или узоры, сделанные из отдельных, очень плотно уложенных друг к
другу и закрепленных каким-либо раствором кусочков стекла или камешков). Фрески
и мозаика изображают не только сцены религиозной жизни, но и музыкантов. Больше
всего поражает большое мозаичное изображение Богородицы – Оранты. В народе ее
считали защитницей Киева и Руси. Эти фрески и мозаика – шедевры (высшее
достижение) мирового искусства.
Киево-Печерская Лавра
Мужской монастырь был
построен в 1051 г. на живописных берегах Днепра. Основал его монах Антоний
Печерский. Первоначально это были пещеры, соединенные между собой подземными
ходами. Монахи-отшельники уединялись в них и ревностно молились, чтобы спасти
сувои души. Изменения в жизни монастыря произошли, когда его возглавил ученик
Антония – Феодосий. Киево-Печерский монастырь стал образцом духовного труда.
Под руководством Феодосия началось строительство главного храма монастыря –
собора Успения Пресвятой Богородицы, или Успенского. Это строительство положило
начало превращения монастыря в ведущий центр культурной жизни княжеской
Руси-Украины. Вокруг него объединялись выдающиеся церковные деятели, ученые,
иконописцы. Там работал иконописец Алипий, который за свою работу не брал ни
золота, ни серебра. В монастыре создавались летописи, переводились с других
языков богослужебные книги.
V.
Закрепление полученных знаний и умений
Учитель просит
прокомментировать метафорическое название параграфа. Почему параграф о Киевской
Руси эпохи князей Владимира и Ярослава назван «Известна и слышима во всех
концах земли»?
При наличии времени
обсуждение провести в форме «мозгового штурма».
Решение хронологической
задачи, расположенной в тексте параграфа учебника (учебник с. 50).
Реши
хронологическую задачу. Расчеты и даты отметьте на ленте времени.
1. В
каком году состоялось крещение киевлян?
2. Сколько
лет тому назад это произошло?
2011 – 988 = 1023 года
прошло с момента крещения Владимиром Руси.
Заполни пропуски
1) Границы
Киевской Руси при Владимире Великом на востоке достигли верховьев рек … и … .
(Оки и Волги)
2) Границы
Киевской Руси при Владимире Великом на юге достигли … моря (Черного).
3) Князь
Владимир принял крещение в городе … (Херсонесе).
4) Столицу
Руси времен Ярослава Мудрого называли соперницей столицы Византии и сравнивали
Киев с …. (Царьградом).
5) Один
из самых известных символов Киевской Руси … собор (Софийский).
VI.
Подведение итогов
Учитель предлагает
учащимся ответить на проблемный вопрос урока.
Подводят итоги
ученической деятельности, выясняют, что сегодня каждый приобрел (знания,
умения, навыки); оправдались ли его надежды или нет и почему.
Оценивание работы
пятиклассников, сопровождаемое кратким комментарием.
VII.
Домашнее задание:
1. Читать
параграф учебника 7.
2. Подготовить
кроссворды на тему: «Первые князья Киевской Руси».
3. На
контурную карту нанести границы Киевской Руси при правлении князей Олега,
Владимира, Ярослава.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.