Урок русского языка во 2 классе (программа
«Школа России»)
Поддубная Жанна
Викторовна, учитель начальных классов
БОУ «Средняя
общеобразовательная школа №81» г.Омска
Тема: Парные
согласные на конце слова.
Цели: познакомить с
правилом правописания парных звонких - глухих согласных; развивать умение проверять
слова с парными согласными, навык правописания слов с парными звонкими –
глухими согласными на конце слов. Воспитывать культуру учебного труда.
Решаемая проблема: как писать слова с
парными согласными на конце слов.
Планируемые результаты:
Предметные
|
Универсальные
учебные действия
|
Личностные
|
Узнают парные и непарные
согласные, звонкие и глухие согласные.
|
Регулятивные: удерживать учебную
задачу, применять установленные правила в планировании способа решения.
|
Мотивация учебной деятельности.
|
Научатся проверять парные
согласные, применять на практике правило о проверке слов с парными звонкими –
глухими согласными на конце слов.
|
Познавательные: рефлексия
способов и условий действий.
|
|
|
Коммуникативные: ставить вопросы,
обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
|
|
1.
Организационный момент.
Прозвенел для нас
звонок -
Начинается урок.
К нам без
опоздания
Приходи,
старание.
Помоги нам
потрудиться:
Мы пришли сюда
учиться.
2. Актуализация
знаний.
- Сегодня к нам
на урок пришёл герой известного мультфильма. Отгадайте загадку.
Он не тучка, а
медведь.
Очень любит песни
петь.
И еще, как
говорится,
Рад он медом
подкрепиться.
-Правильно. Это Винни-Пух.
- Ребята, что случилось с
Винни-Пухом?(На него напали пчёлы)
-Как жужжат пчелы?
- Какой звук услышали?
-Какой парный звук?
- Что можно сказать про звуки [ж], [ш]? (Эти звуки
– согласные, парные: [ж] – звонкий, [ш] – глухой.)
- Какие еще парные звуки знаете? (Б-п, з-с, г-к,
в-ф, д-т.)
Пальчиковая гимнастика.
3.
Минутка чистописания.
- Запишите число, классная работа, парами в
строчку буквы, которые обозначают парные звуки.
- Проверьте написание букв по образцу. (На доске.)
4. Постановка учебной задачи.
На доске записаны слова: воробей, ворона, сорока,
ёж.
-Какое слово лишнее? Почему?
- Как выдумаете, почему я обращаю внимание на правописание
слова ёж?
- В слове еж неизвестная орфограмма.
- Какая буква вызывает сомнение при написании?
(Сомнение вызывает буква ж.)
- Почему сомневаетесь? (Слышится звук [ш], а
пишется буква ж.)
- Где в слове она находится? (Буква стоит в конце
слова.)
- Что можете сказать про звук на месте этой буквы?
(Звук согласный, глухой, парный [ш].)
- Что нам неизвестно? (Неизвестно правописание
парных согласных на конце слова.)
-
Как вы думаете, что же станет темой сегодняшнего нашего урока? (Парные
согласные на конце слова.)
Физминутка.
5. Новый материал.
- Каким способом определите, какую букву нужно
написать на конце слова?
(Проверка – удобный способ.)
Картинка со словами.
Мё___ Медве___ь
- Запишите слова. Вставьте пропущенные буквы.
Подберите самостоятельно и запишите проверочные слова.
Проверка фронтально.
- Как подбирали проверочное слово? (Изменяли слово
так, чтобы парный согласный звук произносился ясно.)
- Молодцы, вы самостоятельно нашли способ проверки
парных согласных на конце слова. Теперь ознакомьтесь с правилом в учебнике.
Чтение правила по учебнику с. 114 про себя.
- Как нужно подбирать проверочное слово? (Нужно
изменять слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук или это же слово
ставить во множественное число.)
Построение алгоритма подбора проверочных слов.
В русском языке встречаются слова, к которым
трудно подобрать несколько проверочных слов.
Я в помощь вам даю подмогу.
И дальше в путь, друзья, в дорогу!
1. Было мало, стало много
Так скорее проверяй.
(Поставь слово во множественное число)
Зуб-зубы.
2. Большой – маленький.
(Подбери однокоренное слово, которое обозначает
маленький предмет)
Глаз-глазик.
3. Слово ласково назови,
И правильно напиши.
(Подбери однокоренное слово, используя
уменьшительно-ласкательные суффиксы –очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк-.)
Гриб-грибочек.
4. Писать правильный ответ
Нам поможет слово НЕТ.
(Добавить слово Нет – изменить форму слова)
Хлеб-(нет) хлеба.
5. Чтобы написать на 5,
Глагол надо подобрать.
(Подобрать однокоренное слово – глагол)
Груз – грузить.
6. Чтобы написать на 5,
Надо признак подобрать.
(Подобрать однокоренное слово, отвечающее на
вопросы: Какой? Какая? Какие?)
Суп – суповая.
6. Закрепление.
Винни-Пух принёс для вас Воздушные шары (со
словами на обратной стороне).
Но шары не простые, а с заданиями. Вставьте пропущенную
букву. Устно подбирайте проверочные слова.
шка.
автобу.
Проверка в парах по ключу на доске ( з, д, г, б,ф,с
).
7. Рефлексия. Итог.
- Чему учились на уроке? (Учились правильно писать
слова с парной согласной на конце слова.)
- Как подбирали проверочное слово? (Изменяли слово
так, чтобы после согласного стоял гласный звук или это же слово ставили во
множественное число.)
-Выучили алгоритм подбора проверочных слов.
Возьмите карточку самооценки.
Какое у вас настроение? (тучка, солнышко)
На уроке мне всё было
понятно,
я доволен своей работой.
Я не всё понял
и допускал ошибки.
Кто уверен, что сегодняшний материал он усвоил?
8. Домашнее задание.
Карточки. Отгадать загадки, записать отгадки,
подобрать проверочное слово, записать в скобках.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.