Инфоурок География Другие методич. материалыКонспект урока на тему: "Народные движения первой четверти 18 века" (7 класс)

Конспект урока на тему: "Народные движения первой четверти 18 века" (7 класс)

Скачать материал

 

Тема урока:          «Народные движения первой четверти XVIII века»-

Урок – путешествие   «По дорогам Истории»

 

 Цели урока:

 Образовательные. Сформировать знания учащихся об основных причинах народных выступлений  в царствование Петра I; рассмотреть ход восстаний и их историческое значение.

  Развивающие. Развивать умение самостоятельно вычленять причины и следствия событий, явлений; находить сущность, соотносить имеющиеся знания и новые, анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы; продолжить развивать умения работать с тестами.

Мотивационные. Воспитание социально значимых черт личности (самостоятельность, дисциплинированность, гражданственность, инициативность).

Направленность занятия.

  Развивающаяразвитие творческих (интеллектуальных) способностей обучающихся.

  Воспитательная: воспитание стремления к самосовершенствованию, индивидуальной и коллективной ответственности, учебно-познавательной самостоятельности.

 

Оборудование урока:

    ПК, мультимедийный проектор, тесты, маршрутный лист урока.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, сегодня у нас  урок – путешествие «По дорогам  истории». Девизом нашего урока будут слова О. Хаксли (на доске). Прочитайте эти слова.

Слайд1   «Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории.»   О. Хаксли

 

II. Актуализация знаний.

- Ребята, эпоха Петра Первого относиться к какому веку?

 -В каком веке мы с вами живём? (21 веке). Значит, совершим наше путешествие из века 21 в век 18. (Показываю на слайде)

-Чтобы отправиться в прошлое, нам нужна машина времени. Давайте себе представим супер – современный компьютер. Чтобы его включить, нужен пароль. Давайте выполним тест. Ответы будут нашим паролем.

  «Тест»

  

 - Но перед нами, опять препятствие. Чтобы подключиться к интернету, нужен логин и пароль.

Игра «Ветер и рукописи» (Фронтальный опрос)

      Мы исторические деятели  XVII и XVIII века, вам будущему поколению XXI веку шлём  грамоту, которая поможет вам по сложной дороге истории перейти из века XXI в XVIII век, но для этого постарайтесь угадать наши имена.

        1.«Я основатель новой династии царей, избран на Земском соборе в 1613 году».                                                (Михаил Романов)

       2.   «Я, ребята, по национальности мордвин, Патриарх всея Руси, именно мне Алексей Михайлович Романов поручил осуществить церковную реформу»                                                                                                                                       (Никон) 

       3.    «Я же несгибаемой воли человек, сторонник старой веры, испытал в своей жизни много страданий, долго был в сибирской ссылке, о своей жизни написал произведение « Житие протопопа им самим написанное».       (Протопоп Аввакум)

       4.     «Я уроженец станицы Зимовейской, под моим командованием небольшая флотилия кораблей разгромила флот иранского шаха, в 1671 году меня предала казацкая верхушка, хотя именно я поднял восстание с боярами, воеводами и другими притеснителями народа ».                                                         (Степан Разин)

       5.    «Я, ребята, первый император России, при мне России стала обладательницей мощной армии и флота, я прорубил окно в Европу».      (Пётр I)                                         

 

 

     - Чтобы не заблудиться на  дорогах истории  и  понимать современников 18 века нам, как и всем путешественникам необходимо знать события, той эпохи.

Игра «Архивариус»

Необходимо решить исторические задачи

Задача №1

После проведения ревизии выяснилось, что в России проживает 5 000 000 душ мужского пола крестьян и 2 000 000-посадских людей. Было известно, что на армию необходимо    4 000 000 рублей ,а на флот-2 000 000 рублей. Подати на армию разделили поровну между крестьянами , а подати на флот -между посадскими.

 Сосчитайте, какую подать платил один крестьянин, а какую - один посадский человек.

1,25к. и 1р.

      

 

III. Формирование новых знаний.

Сообщение темы  

-Отправились  мы в прошлое для того, что бы посмотреть, как жил простой народ. Тема нашего занятия

  

Слайд 5

«Народные движения первой четверти XVIII века»

    - Как вы думаете, что нового мы должны узнать сегодня на уроке?

    - А есть ли алгоритм изучения народных восстаний, назовите его.

Слайд 6

«Алгоритм анализа политических событий и явлений»  

  1. Каковы причины события и явления?

  2. Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении?

  3. Какую цель преследовали люди в ходе данного события?

  4. Какими способами люди добивались поставленной цели?

 5. Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления?

  6. Как можно в целом оценить данное событие или явление?

 7. Какие исторические уроки можно извлечь из данного события, явления?     

 

Причины народных движений.

Фрагмент фильма ПетрПервый

Рассказ  учителя

Стремление Петра во что бы то не стало реформировать страну, вытянуть ее в ряд ведущих европейских держав очень дорого стоило народу. Сохранилось свидетельство человека, который очень лояльно относился к Петру, что де царь тянет в гору сам 10, то есть за десятерых, а с горы его тянут сам сто. Но так ли неправы были эти сам сто? Все ли претензии народные были беспочвенны? Конечно, нет! Давайте рассмотрим конкретные примеры. Царь понадобился флот. Спешно в Воронеже строятся корабли, сгоняются крестьяне со всех отдаленных районов России. И что же? Ужасные условия проживания, отвратительная еда, болезни, люди подолгу оторваны от своих семей. В конечном итоге в 1698 году вспыхивают беспорядки. Петр вынужден ловить беглых и  посылать войска в Воронеж, специально за тем, чтобы они следили за тем, как бы кто не убежал.  Возьмем другой пример, 1703 год строится Петербург и опять  то же  самое, сгоняются работные люди, снова ужасное питание, снова болезни. Одним словом крылатая фраза, что Петербург построен на костях имеет под собой основание.  Еще один пример, рекрутские наборы. Снова оказываются крестьяне оторванные от дома, только теперь уже на всю жизнь. Всю жизнь они вынуждены провести в казармах. Надо ли удивляться, что каждый рекрутский набор сопровождался рекрутскими волнениями.  Если приводить еще примеры, то здесь можно вспомнить и Северную войну, которая в конечном итоге была победоносной. Но уж больно долго она тянулась -21год, а война, как мы знаем дело дорогое, поэтому выросли налоги. Крестьяне разорялись, вынуждены были бросать свои хозяйства и ударяться в бега. Кто куда, как правило, на окраины великой империи, в основном на Дон, к казакам, « с Дону выдачи нет». Еще можно вспомнить и о национальных волнениях, поскольку шло активное освоение Приуралья, активное освоение Сибири и насильственная быстрая русификация местного населения, тоже вызывала негативную ответную реакцию. Петр еще и сам подливал масло в огонь. Борьба со всем русским в угоду всему иноземному, внедрение иностранного костюма, бритьё бород , по существу с образом и подобием божьим, как тогда считалось. Могло ли это не вызвать протестные настроения в обществе?  Конечно, нет!

 

  Работа в тетради. Задание 1.

 Отметить причины народных восстаний при Петре1.

 

Астраханское восстание стр131-133; слайд 8

В 1705 году в Астрахани вспыхнуло восстание. Астрахань- это особый город,  южные ворота России. Следует сказать, что население там было весьма и весьма пестрое. Самый  - самый разный торговый люд присутствовал в Астрахани. До начальства далеко. Где Петербург, а где Астрахань. Соответственно, царём и богом было начальство местное. А вот с местным начальством астраханцам как раз таки и не повезло. Воевода и его ближайшее окружение грешили злоупотреблениями. Поэтому когда пронесся нелепый слух, что все девушки  в спешном порядке будут  выдаваться замуж исключительно за иноземцев, это никого не удивило. Дело в том, что до этого все ведь слышали указ Петра о  бритье бород и смене русской национальной одежды. Поэтому подобный слух восприняли как само- собой разумеющееся. В один день в Астрахани было сыграно сто свадеб. Скорей-скорей, девушки спешили выйти за своих любимых, чтобы не дожидаться свадьбы с иноземцами. А ночью. Видимо напраздновавшись, стрельцы ударили в набатные колокола. С этого и началось астраханское восстание 1705 года.  Оно ширилось, была попытка захватить Царицын, впрочем неудачная. Подавленно восстание было лишь в 1706 году. Петром1 была обещана милость, однако же, слово свое он не сдержал. Триста человек зачинщиков были казнены. Спустя 2 года произойдет еще одно восстание. В свое время донские казаки не поддержали бунтующих атраханцев, зато 2 года спустя на Дону вспыхнуло восстание еще более широкое, еще более масштабное. Народная фантазия как известно границ не имеет. Как могли простые люди объяснить для себя, что русский царь предпочитает все иностранное своему родному. Да все очень просто. На самом деле царь странствовал за морем со своими людьми и попал он в стеклянный город, имеется ввиду Стокгольм. И правила в этом городе девица, имеется ввиду сестра Карла 12 и поймала она русского царя, и изжарила она его на сковородке. И полу- живого засунула в бочку с гвоздями да в море бросила. А в России  теперь немчин правит, откуда немчин взялся, тут народ недофантазировал. Мы знаем, что любое восстание это нарушение привычного уклада, как правило, страдает и хозяйственная жизнь региона. Но в данном случае с Астраханью было все иначе. Восставшие быстро собрали круг по казачьему образцу, выбрали себе атамана – купца Якова Носова, выбрали ему воевод. И надо сказать такая хорошая власть получилась, что Астрахань не только не перестала торговать, а наоборот, торговля ее стала развиваться лучше, чем до восстания. Более того, мятежные астраханцы отправляли в Россию порох пудами. Вот такое вот странное восстание.

 

Заполнить маршрутный лист.

 

Причины Астраханского восстания.

 

Восстание Кондратия Афанасьевича Булавина стр.133-134;слайд 9-10

Все прекрасно помнят фразу, что с Дона выдачи нет. Петр и здесь пошел против традиций.  На Дон был отравлен отряд вельможи Долгорукого, для того, чтобы вернуть беглых. Спрашивается зачем? Нужны были новые рекруты для армии. Это настолько возмутило казаков, что реакция Петра на подобные действия была самая- самая жесткая и агрессивная. Отряд Долгорукого был окружен казаками под предводительством Кондратия Булавина и уничтожен. Начавшееся, в 1707 году К. Булавина, будет подавлено в 1708г.  И долго еще по Дону, как рассказывали казаки, плыли плоты с повешенными казаками.

 

Заполнить маршрутный лист.

 

Причины  восстания К. Булавина.

 

Башкирское восстание стр.134;слайд 11

Еще одно восстание 1705- 1711годов произойдет  в Башкирии. Дело в том, что в Уфу был направлен отряд, который  должен был мало того, что собирать налоги, а еще ко всему прочему призывать местное население на воинскую службу, к тому же был введении налог на карие глаза.  В ответ антирусские настроения и очень длительное, очень тяжелое для России восстание.

 

Заполнить маршрутный лист.

 

Причины  башкирского восстания .

 

Религиозные выступления стр.134-135; слайд 12

При Петре 1 были уменьшены гонения на старообрядцев. Петр попытался извлечь выгоду из самого факта существования старообрядцев. Раз они уже есть, так давайте из этого пользу извлечем. В 1705 году был введен налог на бороды, а в 1711 году старообрядцы получили право жить наравне с другими в общих поселениях, правда, одно маленькое но, приходилось платить двойную пошлину. Открытых притеснений действительно стало меньше, но старообрядческая литература по-прежнему уничтожалась. Среди сибирских старообрядцев существует легенда, что из кострищ один раз как то выгребли сорок пудов медных застёжек. Так ли не так ли, но факт остается фактом. Книги жгли. К сожалению не только книги. На притеснения старообрядцы отвечали уже привычным способом – массовыми самосожжениями.

 

Заполнить маршрутный лист.

 

Причины  религиозных выступлений.

 

Выступление работных людей стр.135.слайд 13

По мере развития мануфактурной промышленности усиливалось движение среди работных людей. Дело в том, что как  уже рассказывалось выше, крестьяне оказывались на несколько месяцев оторванными от своих родных домов, условия их жизни были далеки от идеального. Что оставалось делать? Только ударяться в бега. В этом плане наиболее неспокойным районом был Урал, с его промышленностью.

 

Заполнить маршрутный лист.

 

Причины  выступлений работных людей.

 

Вывод. Таким образом, народные движения первой четверти 18 века, это не что иное, как ответная реакция населения на попытку быстрого реформирования страны, на усиление государственного вмешательства в жизнь общества, на усиление налогового гнета.

 

На карте показать территории  Астраханского  восстания, Восстания Кондратия Афанасьевича Булавина, Башкирского восстания.

 

Каково значение народных выступлений?

Обучающиеся называют итоги выступлений, затем проверка (слайд 14)

 Несмотря на жестокое подавление народных выступлений, их значение было весьма серьёзным:

 Так выступление на Дону и в Запорожье отсрочили отмену казачей автономии.

 Крестьянские восстания вынуждали власти быть более гибкими в вопросах розыска беглых крестьян и не усиливать и без того высоких пошлин.

 Национальные движения башкир, татар, удмуртов заставляли считаться с национальными традициями народов России.

 Выступления работных людей  заставили царя в 1723 году издать указ, в котором он требовал содержать работников «порядочно, без всяких напрасных нападков» и устанавливал более справедливые нормы оплаты труда.

 

 ВЫВОД:  Таким образом, народные движения первой четверти XVIII века были естественным ответом народа на усиление давления со стороны государства, связанного с реформами, проводимыми в стране.

 

Выполнить зад.5  на стр. 52 в рабочей тетради.

Раскройте значение понятий: работные люди, отходники,  «прелестные грамоты»,  налог на карие и серые глаза,  карательная политика.

 

 IV. Обобщение. Итог.

Чтобы нам вернуться в XXI нам, необходимо правильно ответить на вопросы теста.

 

 

 

Тест

Вариант I

          Отметьте правильные положения.

1. Причинами народных восстаний при Петре 1 являлись:

а) насильственное привлечение населения на строительство

Санкт- Петербурга, каналов, укреплений в других районах страны;

б) непрочность царской власти

в) захват земель у местного населения на осваиваемых территориях;

г) преследование старообрядцев;

д) нововведения Петра 1 в быту (обрезание бород и т. п.).

е) насильственное насаждение православия на осваивае­мых территориях;

ж) приписка крестьян к заводам;

2. Кем были эти люди,  почему их имена вошли в историю нашей страны?

  Яков Носов

Афанасий Булавин

3. Продолжите фразу :

 «Астраханское восстание произошло в ......»

Самое массовое восстание  XVIII века – это восстание под предводительством .....»

Мощное выступление в Башкирии произошло из-за оскорбления ......»

На протяжении всего царствования Петра Первого имели место выступления .......»

Новым явлением в истории России в первой четверти XVIII века были выступления.....»

 

V. Задание на дом: § 17

 

V. Выставление  оценок за урок.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока на тему: "Народные движения первой четверти 18 века" (7 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заведующий доп. образованием

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок – путешествие   «По дорогам Истории»

 Цели урока:

 Образовательные. Сформировать знания учащихся об основных причинах народных выступлений  в царствование Петра I; рассмотреть ход восстаний и их историческое значение.

  Развивающие. Развивать умение самостоятельно вычленять причины и следствия событий, явлений; находить сущность, соотносить имеющиеся знания и новые, анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы; продолжить развивать умения работать с тестами.

Мотивационные.Воспитание социально значимых черт личности (самостоятельность, дисциплинированность, гражданственность, инициативность).

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 595 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 1396
    • DOCX 305.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Горбенко Светлана Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Горбенко Светлана Алексеевна
    Горбенко Светлана Алексеевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4335
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 30 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Концепции управления продуктом и проектом: стратегии и практика.

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Цифровые компетенции и навыки: работа с презентациями

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 27 регионов

Мини-курс

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 71 человек из 25 регионов