НОУ «Земская гимназия»
КОНСПЕКТ УРОКА
по предмету « Изобразительное
искусство»
в 3-ем классе
на тему:
«КАРТИНА-ПОРТРЕТ»
Составила учитель по изобразительному искусству
Микшеева Ада Юльевна
г. Балашиха
ЗАДАЧИ УРОКИ: Художественно-творческие.
- Познакомить
детей с жанром портрета в живописи.
- Формировать умение
нарисовать лицо человека, закрепить знания о строении и пропорциях человеческой
головы.
- Подвести детей
к умению воплощать свой замысел на уровне художественного обобщения, используя
личные наблюдения за окружающими их людьми.
- Воспитывать
эстетическое чувство и художественный вкус.
ЦЕЛЬ УРОКА: Формировать у детей целостное
представление о жанре портретной живописи и её непосредственной связи с
повседневной жизнью людей.
ФОРМА УРОКА: индивидуально-коллективная.
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: частично-поисковый.
(Учитель создаёт
проблемную ситуацию, ученики решают её самостоятельно или под руководством
учителя на уровне размышления с практическим изложением.)
МАТЕРИАЛЫ И
ОБОРУДОВАНИЕ:
-
Зрительно-иллюстративный материал: подборка репродукций женских и детских портретов
известных художников.
- Картина-копия
портрета Жанны Эбютерн кисти А.Модильяни (холст, масло), автор А. Микшеева.
- детские
рисунки-портреты, выполненные гуашью на занятиях изостудии «Волшебная
кисточка».
- Схема
построения человеческого лица и головы с выявлением основных закономерностей и
пропорций (рисуется учителем мелом на доске).
- Бумага для
рисования, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики.
ХОД УРОКА:
1. Организационная часть. (1мин.)
Проверка
готовности к уроку: перечисление необходимых для него предметов и
принадлежностей, лежащих на парте.
2. Постановка учебной цели
(мотивация).
(1 мин.)
Сегодня на уроке
вы познакомитесь с жанром портрета в живописи. И сами будете
художниками-портретистами, поэтому постарайтесь не только правильно нарисовать
лицо человека (мы с вами уже знаем основные правила рисования головы), но и
передать его настроение и характер.
3. Активная
беседа. (5 мин.)
Портрет – это жанр изобразительного
искусства, где воспроизводится индивидуальный облик человека, в котором
художник раскрывает его внутренний мир, сущность характера.
Я хочу показать вам портреты женщин,
которые нарисовали знаменитые художники. Всмотритесь и попробуйте отнести их к
следующим категориям характеристик:
1. Загадочность («Джаконда»
Леонардо да Винчи)
2. Таинственность («Портрет камеристки» П.
П. Рубенса)
3.
Нежность
(«Девочка в голубом» А. Модильяни)
4. Холодность («Царевна-Лебедь» М. А. Врубеля)
5. Беспечность («Стрекоза» В.И. Репина)
6. Задумчивость («Девочка с персиками» В.
А. Серова)
Мы видим, что художники могут передавать не
только внешнее сходство человека, но и его настроение и характер. Ведь важно,
чтобы портрет не только был похож внешне, но и передавал дух человека,
изображённого на нём, отражал бы его внутренний мир. Во Франции 100 лет назад жил
художник Амадео Модильяни, он писал портреты не совсем похожие на людей,
которых он рисовал, но все знакомые этих людей безошибочно узнавали их на этих
портретах. Ведь он умел добиваться внутреннего, духовного сходства с человеком
на своих картинах.
Перед вами копия с портрета его жены Жанны.
Посмотрите, как необычно нарисована эта женщина. А что именно необычно в этом
портрете? (Отсутствие зрачков у глаз, длинное лицо и шея, неправильная форма
носа). Художник здесь показывает своё видение Жанны, таким он чувствует её
внутреннее «я».
Таким образом, мы видим, что не только внешнее
правдоподобие важно на портрете, ведь на этой картине его нет. Важно передать
состояние и характер человека.
4.
Практическая часть. (30 мин.)
Простым карандашом нарисуйте портрет красивой
девушки, но постарайтесь передать не только её внешнюю красоту, но и
настроение, в котором она находиться. Напишите на обратной стороне своих листов
слово, которое будет характеризовать вашу работу, а в конце урока мы все вместе
попробуем угадать по вашим рисункам, что вы в них зашифровали. Цветные
карандаши и фломастеры помогут вам закончить рисунок. Постарайтесь сделать его
ярким и выразительным.
5. Физминутка. (1 мин.)
(проводится в середине практической части.)
Угадывание жанров картин через физические
упражнения.
7. Итог-завершение. (3-5 мин.)
На этом занятиями вы рисовали портреты.
Посмотрите, какие они получились разные. Давайте попробуем угадать, какое
состояние хотела нарисовать каждая из вас у своей героини. Мы поставили
портреты в ряд, и у нас получилась небольшая портретная галерея – выставка
портретов. А портрет, на котором художник изображает сам себя, называется
автопортретом. Дома вы можете попробовать нарисовать себя, сидя перед зеркалом.
Интересно, какими вы себя увидите?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.