Инфоурок География Другие методич. материалыКонспект урока на тему "Эпоха дворцовых переворотов. Просвещенный абсолютизм Екатерины II" (10 класс)

Конспект урока на тему "Эпоха дворцовых переворотов. Просвещенный абсолютизм Екатерины II" (10 класс)

Скачать материал

Урок. Эпоха дворцовых переворотов. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

В 1725 году скончался Петр I. В соответствии с указом 1722 года о престолонаследии, вызванным делом царевича Алексея, император сам должен был назначить себе преемника. Однако сделать распоряжение о наследнике престола Петр I не успел, прямых наследников по мужской линии не осталось.

Разгорелась борьба за престол, продолжавшаяся с 1725 по 1762 гг.. Претенденты на престол и их сторонники стремились найти поддержку гвардии, от позиции которой во многом зависело, кто будет занимать трон в Петербурге. Порой дворцовые перевороты являлись результатом недовольства политикой монарха: если он не соответствовал ожиданиям подданных, недовольство могло вылиться в очередной переворот. Именно этим было вызвано устранение императоров Петра III и Павла I, чья внутренняя и внешняя политика вызывала общественное недовольство.

После смерти Петра I императрицей была провозглашена его жена Екатерина I (1725-1727).  В 1726 г. вместо Сената был создан Верховный тайный совет, как совещательный орган при монархе. В его состав входили: А.Д. Меншиков, Ф.М.Апраксин, Г.И. Головкин, П.А.Толстой, М.М. Голицын, А.И. Остерман, герцог Голштинский.

Желая укрепить свое влияние в государстве, А.Д. Меншиков попытался женить царевича Петра на своей дочери, однако после смерти Екатерины I в 1727 г., он был лишен всех чинов, званий , орденов и выслан в Сибирь, в Березов. Влияние при дворе перешло к князьям Долгоруким и Голицыным, которые стали готовить свадьбу нового императора Петра II (1727-1730) с княжной Долгорукой.

Двор в начале 1728 г. переехал в Москву, в 1730 г. должна была состояться свадьба Петра II, однако неожиданно для всех он заболел и умер. С его смертью пресеклась мужская линия династии Романовых. Вопрос о новом императоре должен был решить Верховный тайный совет и после долгих консультаций, верховники, желая сохранить власть пришли к выводу, что наиболее удобным кандидатом на русский престол является дочь брата Петра I- Анна Иоанновна, вдова герцога Курляндского.

Приглашая ее на русский престол, верховники исходили из отсутствия политических связей Анны с русским дворянством. Были разработаны специальные условия- кондиции, на основании которых она должна была управлять государством. Новая императрица принимала на себя обязательства без разрешения верховников не выходить замуж и не назначать наследника, решать важнейшие дела в государстве только при участии Верховного тайного совета. Таким образом, императрица должна была стать послушным орудием в руках верховников.

Анна, подписав кондиции, прибыла в Москву, где встретила мощную дворянскую оппозицию Верховному тайному совету. Воспользовавшись моментом, она публично разорвала текст кондиций и отказалась их выполнять.

Получив неограниченную власть, Анна Иоанновна (1730-1740) распустила Верховный тайный совет и создала Кабинет министров. Ее политика была направлена на дальнейшее расширение прав и привилегий дворянства (отмена указа о единонаследии (1730-1731),ограничение обязательной военной службы дворян 25 годами (1736), введение записи дворян в полки до совершеннолетия). Были созданы два новых гвардейских полка- Измайловский и Конногвардейский, где значительную часть офицеров составили иноземцы. Фактическим правителем государства при Анне Иоанновне стал ее фаворит- Бирон. Для наблюдения за «словом и делом» была создана Тайная канцелярия, которая не имела разветвленного аппарата на местах, и большинство рассмотренных ею преступлений составляли «ложное объявление за собой слова и дела» и «непристойные дела» в адрес верховной власти. Архив Тайной канцелярии показывает, что при Анне процессы над дворянами составляли 42 % всех дел ведомства: это были преследования политических противников (Голицыных и Долгоруковых) и недовольных образом жизни двора и налоговой политикой (указы 1735 г. требовали взыскивать недоимку подушной подати с самих помещиков).

Анна Иоанновна еще при жизни назначила своего преемника младенца Ивана Антоновича (1740-1741)- внука своей старшей сестры Екатерины, а регентом при нем- Бирона. В 1740-1741 гг. шла непрерывная борьба за влияние при дворе, которую вели временщики-иноземцы. На смену Бирону пришла мать малолетнего императора Анна Леопольдовна, регентами при ней были Миних и Остерман. В ноябре 1741г. солдаты Преображенского полка свергли императора-младенца и его мать и возвели на престол дочь Петра  Елизавету (1741-1761).

Программа новой императрицы была отражена в указе от 2 декабря 1741г.: государство должно быть «возобновлено на том же фундаменте, как оное было при жизни» Петра I. Кабинет министров ликвидировался, был восстановлен в правах Сенат, создана личная императорская Канцелярия. Во второй половине 50-х гг. возникла Конференция при высочайшем дворе, которая стояла выше Сената и стала как бы возрожденным Верховным тайным советом и Кабинетом министров. После смерти императрицы Конференция перестала созываться.

 С приходом к власти Елизаветы Петровны социальная политика оставалась прежней, шло дальнейшее расширение прав и привилегий дворянства. Сбор податей с крестьян был передан в руки помещиков, за дворянами закреплялось монопольное право владеть крепостными и землей. В 1742 г.- крепостным крестьянам было запрещено по собственной воле поступать на военную службу, в 1747 г.- дворянам было разрешено продавать своих крестьян в рекруты, а в 1760 г.- помещики получили право ссылать неугодных крестьян в Сибирь.

В интересах как дворянства, так и купечества была проведена реформа по отмене внутренних таможенных пошлин (1753-1754), что дало импульс развитию предпринимательства и внешней торговли; были повышены косвенные налоги, т.е. цены на соль и вино, продажа которых являлась монополией государства.

Для дворян и купцов в 1754 г. впервые были открыты Дворянский заемный банк и Купеческий банк для краткосрочного кредитования купцов, осуществлявших экспортную торговлю. Отмена смертной казни и отсутствие крупных политических процессов успокоили дворянство.

Елизавета Петровна и ее фаворит Иван Шувалов немало сделали для смягчения нравов и развития культуры: в это время в России появились Московский университет (1755), Академия художеств (1757), при дворе стал утверждаться французский язык, а с придворных брали штрафы за «нехождение в театр».

После смерти императрицы во главе государства встал ее племянник Петр III (1761-1762), который начал свое короткое царствование с решительных преобразований. В феврале 1762 г. он подписал три важнейших указа: дворянство было освобождено от обязательной службы государству, провозглашена секуляризация церковных земель и ликвидирована Тайная канцелярия. Вслед за этим Россия вышла из Семилетней войны; император же (он же –голштинский герцог) желал немедленно начать войну с Данией за возвращение захваченных ею голштинских владений. Финансовые проблемы Петр III хотел решить за счет массового выпуска бумажных денег и строжайшей проверки всех расходов Сенатом, которому в то же время запрещалось толковать законы. Непродуманные реформы и вызывающее поведение самого монарха оттолкнули от Петра III духовенство, знать и гвардию, недовольную новой прусской формой и дисциплиной. Это и стало причиной нового дворцового переворота, приведшего к власти жену Петра III Екатерину II (1762-1796), правление которой оставило заметный след в русской истории. Ее деятельность называют «просвещенным абсолютизмом»- общим направлением внутренней политики, характерным для ряда европейских монархий (Дании, Пруссии, Австрии, Швеции, Испании) во второй половине XVIII века.

Императрица неукоснительно соблюдала распорядок дня, в котором главное место отводилось государственной деятельности: вставала в 6-7 часов утра, работала с бумагами и секретарями, на туалет тратила очень мало времени-«никогда не долее часу»; затем следовали приемы, обед, чтение или опять беседы с посетителями до 18 часов- только после этого можно было погулять или посетить театр, в 22 часа императрица ложилась спать. Помимо постоянных забот об управлении государством, она находила время издавать и редактировать журнал «Всякая всячина», писать новые законы, сочинять пьесы для придворного театра, коллекционировать картины и книги, вести переписку с французскими просветителями, написала интереснейшие мемуары и 4-томный труд по истории России.

Целью политики Екатерины II было создание централизованной монархии с четкой сословной структурой и «непреложными» законами, определявшими права этих сословий и работу государства.

Сенат был разделен на шесть департаментов, ведавших определенным кругом дел, что повысило эффективность их рассмотрения, но зато снизило значение Сената в целом. Были изъяты законодательные функции, сохранение их только за монархом. В 1763 г. были утверждены новые  штаты государственных учреждений, служащие которых стали получать жалованье. Секуляризация церковных земель в 1764 г. сделала государственными 910 тыс. церковных и монастырских «душ», при этом церковь сохранила право владеть недвижимостью, но без крепостных, а так же все средства, получаемые с церковных земель, должны были поступать в государственную казну.

По настоянию Екатерины гетманство на Украине было ликвидировано, а для управления была создана специальная Малороссийская коллегия.

Императрица, отрицательно относясь к крепостному праву, сначала хотела подготовить дворян к его ограничению. С этой целью было организовано обсуждение вопроса о крепостном праве в Вольном экономическом обществе, основанном в 1765 г..

Екатерина II пыталась достичь блага подданных путем создания новых законов. Для этого в 1767 г.была созвана комиссия «о сочинении проекта нового Уложения», в ее состав входили 564 депутата от высших и центральных государственных учреждений, дворян, горожан, государственных крестьян, казаков, «некочующих инородцев». В качестве руководства Екатериной был написан «Наказ» комиссии. Он состоял из 22 глав и был разбит на 655 статей. Почти три четверти текста «Наказа» составляли цитаты из сочинений просветителей. Деятельность Уложенной комиссии показала, что большинство ее членов было озабочено прежде всего закреплением за своим сословием существующих привилегий и получением новых. «Часть дворян считала необходимым ограничить доступ в его ряды представителей других сословий и отметала любые попытки отменить крепостное право. Горожане стремились закрепить за собой монополию на торгово-промышленную деятельность, добиться права покупать крестьян к своим фабрикам и получать дворянские привилегии.» В итоге выработать новый свод законов так и не получилось. Уложенная комиссия была распущена, ее материалы были использованы императрицей при подготовке проектов реформ 70-80-х гг. XVIII века.

На время правления Екатерины II приходится мощное восстание под предводительством Е.И. Пугачева в 1773-1775 гг., охватившее обширные районы Урала и Поволжья. В рядах повстанческой армии сражались казаки, работные люди, крестьяне. С большим трудом восстание было подавлено.

Оно показало неспособность местных органов власти контролировать ситуацию.

Реформа 1775 г. «Учреждения для управления губерний» ввела новое административное деление и новую систему местных органов.

Вместо прежних 15-ти было создано 50 губерний, разделенных на уезды. Административно-полицейская власть в уезде передавалась «нижнему земскому суду» под председательством капитан- исправника (он избирался дворянством), в городах- городничему, в губерниях- губернатору, стоявшему во главе «губернского правления».

При этом 2-3 губернии объединялись под властью генерал-губернаторов или наместников. Суд (по сословному принципу- для дворян, купечества и государственных крестьян) отделялся от администрации; появились «приказы общественного призрения», ведавшие школами и больницами.

Манифест Екатерины II 1775 г. разделил горожан на мещан (с капиталом менее 500 руб.) и купцов (500 руб. и более). Купцы освобождались от подушной подати, вместо рекрутского набора могли платить деньги; «они делились на три гильдии в соответствии с объявленным капиталом и платили в казну по 1 % с объявленного ими капитала за получение гильдейского свидетельства. Купцы первой гильдии имели право на внешнюю и внутреннюю торговлю, второй – только на внутреннюю, третьей- на мелочную по городам и уездам. »Купцы первых 2-х гильдий освобождались от телесных наказаний.

В 1785 г. была опубликована «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства», в которой дворяне освобождались от государственной службы, они не подвергались телесным наказаниям, судил их дворянский сословный суд, освобождались от податей, имели право владеть крепостными, участвовали в местном самоуправлении- выборные представители дворянства в губерниях и уездах.

В том же году появилась «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». В Жалованной  грамоте верхушка купечества получила доступ к самоуправлению, освобождению от подушной подати и рекрутских повинностей.

Для поддержания порядка Екатерина издала « Устав благочиния»- закон о полиции, которой поручалось воспитание подданных и контроль за выполнением каждым из них своих обязанностей.

Итак, реформы государственного управления, осуществленные Петром I и его преемниками, положили начало «регулярному государству» в России. Правление Екатерины II завершило комплекс преобразований XVIII века. Были оформлены права и обязанности основных российских сословий- дворянства и купечества, создана система местного губернского правления….однако главный вопрос- о крепостном праве – предстояло решить в новом столетии.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока на тему "Эпоха дворцовых переворотов. Просвещенный абсолютизм Екатерины II" (10 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный архитектор

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Описание материала: урок в 10 классе на тему "Эпоха дворцовых переворотов. Просвещенный абсолютизм Екатерины II".

Цели урока: познакомить с предпосылками и сущностью дворцовых переворотов; с внутренней политикой Екатерины II.

Основные понятия: дворцовые перевороты, верховники, кондиции, секуляризация; просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия.

Основные даты: 1725-1727 гг.-правление Екатерины I, 1727-1730 гг.-царствование Петра II, 1730-1740 гг.- царствование Анны Иоанновны, 1740-1741 гг.-царствование Ивана Антоновича, 1741-1761 гг.- правление Елизаветы Петровны, 1761-1762 гг.-правление Петра III, 1762-1796 гг.- правление Екатерины II

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 961 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 1912
    • DOCX 21.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Андреева Юлия Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Андреева Юлия Сергеевна
    Андреева Юлия Сергеевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 9098
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания географии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 68 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 243 человека

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 429 человек

Мини-курс

Эффективное взаимодействие с детьми: стратегии общения и воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 654 человека из 74 регионов
  • Этот курс уже прошли 513 человек

Мини-курс

Анализ эффективности проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные стратегии текстовых коммуникаций в бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе