Инфоурок География Другие методич. материалыКонспект урока на тему "Центральная Россия " (9класс)

Конспект урока на тему "Центральная Россия " (9класс)

Скачать материал

Урок географии 9 класс Центральная Россия

Цель: Дать комплексную характеристику Центральной России.

Задачи:

1)    Представить презентации экономических районов ЦР;

2)    Обобщить в монологических высказываниях результаты самостоятельной работы в группах;

3)    Проверить уровень усвоения знаний по теме ЦР.

Оборудование: мультимедийное сопровождение урока, раздаточный материал – карточки- программы для работы в группах, тесты, тесты для компьютера.

Образовательные ресурсы: учебник «География. Население и хозяйство России 9 класс» В.П.Дронов, В.Я.Ром, изд. «Дрофа», 2006г.; атлас с контурными картами «География России 8-9классы», изд. «Просвещение» 2008г.

Структура урока:

 

основные этапы

приемы

формы организации совместной деятельности

формирование компетенций

1.      

побудительно-мотивацион-

ный

 

1.представление презентаций по экономическим районам Центральной России

домашняя групповая работа

предметные компетенции:

формирование умения строить текст научного стиля (презентация)

коммуникативные компетенции:

формирование умения работы в группах

2.

операционально-познаватель-

ный этап (создание условий для обобщения учебного материала )

2.     обобщение с использованием опорных карточек - программ состава ЦР;

3.     обобщение с использованием опорных карточек - программ состава населения;

4.     обобщение с использованием опорных карточек - программ факторов экономики;

5.     обобщение с использованием опорных карточек - программ размещения хозяйства

групповая работа с карточками-програм

мами

предметные компетенции:

повторение понятий «специализация», «трудовые ресурсы»,

обобщение знаний о факторах размещения отраслей специализации

коммуникативные компетенции:

формирование умения работы в группах

3.

рефлексивно-оценочный

6.     тестирование

индивидуальная работа

предметные компетенции:

знания в пределах темы ЦР

 

 

 

Ход урока:

Здравствуйте. Тема нашего урока «Центральная Россия». И сегодня на уроке мы постараемся обобщить и закрепить, а так же проверить уровень усвоения знаний по теме «Центральная Россия». 

 

В течение урока мы будем работать с оценочными листами, в которых мы должны оценить работу каждой группы и работу каждого ученика в своей группе по 5 балльной системе. При подведении итогов будет выставлена оценка всей группе и каждому ученику. Высшую оценку  получит группа, набравшая большее количество баллов.

                                                         Оценочные листы

Максимальная оценка 5 баллов, минимальная - 0

 

 

презента

ция

работа по карточкам - программам

дополнения по работе с карточками-программами

выполнение теста

итого

оценки

группа 1

 

 

 

 

 

 

группа 2

 

 

 

 

 

 

группа 3

 

 

 

 

 

 

группа 4

 

 

 

 

 

 

 

 

У вас было домашнее задание по группам приготовить презентацию экономического района Центральной России. Начнем с Центрального экономического района….

Следующий - экономический район Волго-Вятский…

3 группа Центрально-Чернозёмный экономический район…

И последняя презентация Северо-Западный район…

Следующий этап нашего урока – это работа по карточкам – программам. На работу отводится не более 7 минут. По окончании работы один из группы представляет результат работы в виде сообщения.

Карточка-программа для группы №1.

Центральная Россия.

1.     В состав Центральной России входят: Ц_____________, _____________________, Волго-Вятский и С_________-З__________ районы.

2.     Здесь находятся бывшая и настоящая ___________ России, соединенные _________________________.

3.     ЭГП – Центральной России.

1)     ЦР – на водоразделах и в долинах рек _________,__________,_____________

2)     Реки служили ______________________________

3)     Столичное положение повлияло на _____________________________________________

4)     «Путь из _____________ в ________________».

5)     Транспортное положение (железные, речные пути) соединили ______________.

После распада СССР геополитическое положение ______________. Центральная Россия «вышла» к ______________, длина которой более _____________км.

2. Природными ресурсами Центральная Россия ________.

1) важное богатство составляет – КМА, благодаря которой была создана _____________________ база;

2) значительные водные ресурсы расположены на _____________;

3) леса сохранились только на __________ и _____;

4) рельеф удобен для ___________________;

5) климат у________-к___________, с ____________ увлажнением;

6) плодородные почвы – богатство _________________ района.

Карточка–программа для группы №2.

Население и трудовые ресурсы.

1.       На территории Центральной России сформировался _________ народ. На востоке живут ______, ______, _______. Преобладает (городское, сельское) население.

2.       Сформированы крупные агломерации вокруг ________,________,__________. Более 40 древних городов _____,_______,________,_______. В 1703 был основан _______________.

3.       Из бывших фабричных поселков возникли города _______, _________. В советское время возникли _______,_________,________ - центры промышленности. Города науки -  _________,___________,___________.

4.       Естественный прирост _____________. Миграции из _________ и ______________ в Москву и другие города. Небольшие селения на _________ Центральной России, а на ____ - крупные села.

5.       Трудовые ресурсы ___________ качества.

6.       НИИ АН находятся в  __________ положении. Наблюдается __________ научных работников.

Карточка-программа для группы №3.

Экономика.

1.                               До революции основная доля обрабатывающей промышленности была сосредоточена в ________ и ___________.

2.                               Главные черты хозяйства Центральной России сложились под влиянием следующих факторов:

1)       Центральная Россия стала главной научной базой.

2)       В экономике преобладали _____________________отрасли.

3)       _______________ кадры.

4)       ЭГП - _____________

5)       Транспортные связи - ______________________

6)       Сырье и топливо -_______________

7)       На базе КМА сформировалась __________________

8)       Мощная ______________ промышленность.

9)       Быстрое формирование в 90-х гг. ХХ в. _____________ сферы, и предприятий __________ и _________ бизнеса.

10)   На базе предприятий ВПК формирование ________

 

 

 

Карточка – программа для группы №4.

Территориальная структура экономики (размещение хозяйства)

Эти факторы повлияли на специализацию Центральной России, которая представлена:

1)       (тяжелым, наукоемким) машиностроением;

2)       Непроизводственная сфера ________,____________,__________

3)       Особое значение приобретают отрасли: ______, __________, __________.

В Центральной России крупными центрами наукоемкого машиностроения являются: __________,_________,_______,________,_____________.

70% энергетического оборудования производится в (Санкт-Петербург, Тула).. Автомобилестроение развито в (Москва, Смоленск, Нижний Новгород). Самолеты производятся в (Москва, Воронеж, Смоленск, Тверь, Нижний Новгород, Липецк) Морские суда создаются в (Санкт-Петербург, Иваново), речные (Липецк, Нижний Новгород).. Локомотивы, вагоны производятся в (Коломна, Тверь, Москва, Калининград, Тула, Мытищи).

 Металлургические заводы в (Новгород, Старый Оскол, Ярославль, Липецк, Тула) работают на собственных ресурсах ___.

Химическая промышленность производит __________________________. Текстильная промышленность Центральной России выпускала  (35, 90)%  тканей. Сейчас она переживает ____________.

Построены АЭС: Нововоронежская, Обнинская, _______________________

АПК играет важную роль в ____________районе, где выращивают 10% (подсолнечника; сахарной свеклы; зерна и картофеля), 20% (подсолнечника; сахарной свеклы; зерна и картофеля), 50% (подсолнечника; сахарной свеклы; зерна и картофеля).

В окрестностях городов сложилось _____________ сельское хозяйство.

Презентация урока «Золотое кольцо России -  Всемирное культурное наследие»

                   (ссылка на электронный носитель)

И последний этап урока – это выполнение тестов:  группа должна выбрать одного ученика, который будет тестироваться у компьютера использование диска «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» ЕГЭ по географии), остальные два по вариантам печатного теста – выполнение теста оценивает учитель и выставляет оценки в оценочный лист.

 

Вариант -1.

1. Какой из перечисленных регионов России отделен от основной территории нашего государства территориями других стран?

А) Калининградская область,    В) Ленинградская область, Б) Амурская область,  Г) Чувашия.

2. Городами федерального подчинения являются: А) Москва и Санкт-Петербург,    В) Екатеринбург и Тула,  Б) Новосибирск и Казань,   Г) Липецк и Калининград.

3. Центром черной металлургии полного цикла в России является:

А) Самара,   Б) Волхов,  В) Липецк,  Г) Казань.

4. Центральная Россия имеет … положение  А) периферийное,  Б) столичное, В) приграничное.

5. В Центральной России есть крупное месторождение:

А) бурого угля,  Б) торфа,  В) фосфоритов,  Г) железной руды.

6. Какой народ преобладает в Центральной России? А) чуваши, Б) мордва, В) русские, Г) марийцы.

7. В состав, какого района входят республики: А) Центрального, Б) волго-Вятского, В) Центрально-Черноземного, Г) Северо-Западного.

8. В г. Ростове Ярославской области изготовляют: А) финифть, Б) деревянные игрушки, В) лаковые миниатюры, Г) глиняные игрушки.

9. Отраслями специализации Центральной России являются: А) рыболовство, Б) наукоемкое машиностроение, В) добыча нефти, Г) целлюлозно-бумажная.

 

Вариант -2.

1.     В состав Центрального района входит область: 1) Ярославская, 2) Ленинградская, 3) Мурманская, 4) Нижегородская.

2.     Ведущим фактором развития Центрального района является: 1) географическое положение, 2) наличие минеральных ресурсов, 3) благоприятный климат, 4) наличие лесных ресурсов.

3.     В структуре Центрального района ведущей отраслью является: 1) машиностроение, 2) деревообработка, 3)  добыча топлива, 4) металлургия.

4.     Общей отраслью специализации Волго-Вятского и Центрального районов является: 1) машиностроение, 2) животноводство, 3) производство бумаги, 4) легкая промышленность.

5.     АПК Центрального и Северо-Западного района схожи в 1) развитии пригородного хозяйства, 2) развитии зернового хозяйства, 3) выращивании крупяных культур.

6.     Самая высокая доля горожан в 1) Центральном, 2) Волго-Вятском, 3) Северо-Западном, 4) Центрально-Черноземном районе.

7.     Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются 1) Молдавия, 2) Грузия, 3) Украина, 4) Эстония.

 

 

 

 

8.     Соотнеси промыслы и центры:

А) хохлома                                           1) г.Ростов Ярославской обл.

Б) палехские лаковые миниатюры    2) с.Богородское

В) резьба по дереву                             3) Хохлома

Г) финифть                                           4) с.Палех Ивановской обл.

9. Соотнеси промышленность и центр:

А) легкая                                                1)Калининград

Б) морские суда                                     2) Москва

В) локомотивы, вагоны                        3) Воронеж

Г) самолеты                                           4) Иваново

 

Подведение итогов:  на доске

1-    после презентации, во время групповой работы и объявление перед тестами

1 группа –

2 группа –

3 группа –

4 группа -

2-    после групповой работы, во время выполнения тестов

1 группа –

2 группа –

3 группа –

4 группа -

3-    по итогам двух этапов

1 группа –

2 группа –

3 группа –

4 группа -

3. оценки за тест и индивидуальные оценки вы узнаете на следующем уроке.

Во время урока заставки:

1.     Центральная Россия         

2.     2. работа по карточкам – программам

3.     тест 

4. Домашнее задание: опережающее задание: «Москва – административный, культурный и научный центр России» - сообщения. 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока на тему "Центральная Россия " (9класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор школы

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Предлагаю Вашему вниманию конспект урока на тему "Центральная Россия" (9класс).

Цель: Дать комплексную характеристику Центральной России.

Задачи:

1) Представить презентации экономических районов ЦР;

2) Обобщить в монологических высказываниях результаты самостоятельной работы в группах;

3) Проверить уровень усвоения знаний по теме ЦР.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями географии ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Основная идея состоит в том, что новые задания не даются в готовом варианте. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свои собственные открытия. Задача учителя при введении нового материала заключается в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 913 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 1650
    • DOCX 70 кбайт
    • 19 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гирная Антонина Федоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гирная Антонина Федоровна
    Гирная Антонина Федоровна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8159
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1010 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 3 389 человек

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 208 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 146 человек

Мини-курс

Методика образовательных игр с детьми раннего возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 37 человек

Мини-курс

Психологическая экспертиза в работе с детьми и родителями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 55 человек

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе