Урок географии 9 класс Центральная Россия
Цель: Дать комплексную характеристику Центральной
России.
Задачи:
1)
Представить презентации
экономических районов ЦР;
2)
Обобщить в монологических
высказываниях результаты самостоятельной работы в группах;
3)
Проверить уровень усвоения
знаний по теме ЦР.
Оборудование: мультимедийное сопровождение урока, раздаточный
материал – карточки- программы для работы в группах, тесты, тесты для
компьютера.
Образовательные ресурсы: учебник «География. Население и хозяйство России 9 класс»
В.П.Дронов, В.Я.Ром, изд. «Дрофа», 2006г.; атлас с контурными картами
«География России 8-9классы», изд. «Просвещение» 2008г.
Структура урока:
основные этапы
|
приемы
|
формы организации
совместной деятельности
|
формирование
компетенций
|
1.
побудительно-мотивацион-
ный
|
1.представление
презентаций по экономическим районам Центральной России
|
домашняя групповая
работа
|
предметные
компетенции:
формирование умения
строить текст научного стиля (презентация)
коммуникативные
компетенции:
формирование умения
работы в группах
|
2.
операционально-познаватель-
ный этап (создание
условий для обобщения учебного материала )
|
2.
обобщение с
использованием опорных карточек - программ состава ЦР;
3.
обобщение с
использованием опорных карточек - программ состава населения;
4.
обобщение с
использованием опорных карточек - программ факторов экономики;
5.
обобщение с
использованием опорных карточек - программ размещения хозяйства
|
групповая работа с
карточками-програм
мами
|
предметные
компетенции:
повторение понятий
«специализация», «трудовые ресурсы»,
обобщение знаний о
факторах размещения отраслей специализации
коммуникативные
компетенции:
формирование умения
работы в группах
|
3.
рефлексивно-оценочный
|
6.
тестирование
|
индивидуальная
работа
|
предметные
компетенции:
знания в пределах
темы ЦР
|
Ход урока:
Здравствуйте. Тема
нашего урока «Центральная Россия». И сегодня на уроке мы постараемся обобщить и
закрепить, а так же проверить уровень усвоения знаний по теме «Центральная
Россия».
В течение урока мы
будем работать с оценочными листами, в которых мы должны оценить работу каждой
группы и работу каждого ученика в своей группе по 5 балльной системе. При
подведении итогов будет выставлена оценка всей группе и каждому ученику. Высшую
оценку получит группа, набравшая большее количество баллов.
Оценочные листы
Максимальная оценка 5 баллов, минимальная - 0
|
презента
ция
|
работа по карточкам - программам
|
дополнения по работе с карточками-программами
|
выполнение теста
|
итого
|
оценки
|
группа 1
|
|
|
|
|
|
|
группа 2
|
|
|
|
|
|
|
группа 3
|
|
|
|
|
|
|
группа 4
|
|
|
|
|
|
|
У вас было домашнее
задание по группам приготовить презентацию экономического района Центральной
России. Начнем с Центрального экономического района….
Следующий -
экономический район Волго-Вятский…
3 группа
Центрально-Чернозёмный экономический район…
И последняя
презентация Северо-Западный район…
Следующий этап нашего
урока – это работа по карточкам – программам. На работу отводится не более 7
минут. По окончании работы один из группы представляет результат работы в виде
сообщения.
Карточка-программа для группы №1.
Центральная Россия.
1.
В состав Центральной
России входят: Ц_____________, _____________________, Волго-Вятский и
С_________-З__________ районы.
2.
Здесь находятся бывшая и
настоящая ___________ России, соединенные _________________________.
3.
ЭГП – Центральной России.
1)
ЦР – на водоразделах и в
долинах рек _________,__________,_____________
2)
Реки служили
______________________________
3)
Столичное положение
повлияло на _____________________________________________
4)
«Путь из _____________ в
________________».
5)
Транспортное положение
(железные, речные пути) соединили ______________.
После распада СССР геополитическое положение ______________.
Центральная Россия «вышла» к ______________, длина которой более _____________км.
2. Природными ресурсами Центральная Россия ________.
1) важное богатство составляет – КМА, благодаря которой была создана
_____________________ база;
2) значительные водные ресурсы расположены на _____________;
3) леса сохранились только на __________ и _____;
4) рельеф удобен для ___________________;
5) климат у________-к___________, с ____________ увлажнением;
6) плодородные почвы – богатство _________________ района.
Карточка–программа для группы №2.
Население и трудовые ресурсы.
1.
На территории Центральной
России сформировался _________ народ. На востоке живут ______, ______, _______.
Преобладает (городское, сельское) население.
2.
Сформированы крупные
агломерации вокруг ________,________,__________. Более 40 древних городов
_____,_______,________,_______. В 1703 был основан _______________.
3.
Из бывших фабричных
поселков возникли города _______, _________. В советское время возникли
_______,_________,________ - центры промышленности. Города науки -
_________,___________,___________.
4.
Естественный прирост
_____________. Миграции из _________ и ______________ в Москву и другие города.
Небольшие селения на _________ Центральной России, а на ____ - крупные села.
5.
Трудовые ресурсы
___________ качества.
6.
НИИ АН находятся в
__________ положении. Наблюдается __________ научных работников.
Карточка-программа для группы №3.
Экономика.
1.
До революции основная доля
обрабатывающей промышленности была сосредоточена в ________ и ___________.
2.
Главные черты хозяйства
Центральной России сложились под влиянием следующих факторов:
1)
Центральная Россия стала
главной научной базой.
2)
В экономике преобладали
_____________________отрасли.
3)
_______________ кадры.
4)
ЭГП - _____________
5)
Транспортные связи -
______________________
6)
Сырье и топливо
-_______________
7)
На базе КМА сформировалась
__________________
8)
Мощная ______________
промышленность.
9)
Быстрое формирование в
90-х гг. ХХ в. _____________ сферы, и предприятий __________ и _________
бизнеса.
10)
На базе предприятий ВПК
формирование ________
Карточка – программа для группы №4.
Территориальная структура экономики
(размещение хозяйства)
Эти факторы повлияли на специализацию Центральной России, которая
представлена:
1)
(тяжелым, наукоемким)
машиностроением;
2)
Непроизводственная сфера
________,____________,__________
3)
Особое значение
приобретают отрасли: ______, __________, __________.
В Центральной России крупными центрами наукоемкого машиностроения
являются: __________,_________,_______,________,_____________.
70% энергетического оборудования производится в (Санкт-Петербург,
Тула).. Автомобилестроение развито в (Москва, Смоленск, Нижний Новгород).
Самолеты производятся в (Москва, Воронеж, Смоленск, Тверь, Нижний Новгород,
Липецк) Морские суда создаются в (Санкт-Петербург, Иваново), речные
(Липецк, Нижний Новгород).. Локомотивы, вагоны производятся в (Коломна,
Тверь, Москва, Калининград, Тула, Мытищи).
Металлургические заводы в (Новгород, Старый Оскол, Ярославль,
Липецк, Тула) работают на собственных ресурсах ___.
Химическая промышленность производит __________________________.
Текстильная промышленность Центральной России выпускала (35, 90)% тканей.
Сейчас она переживает ____________.
Построены АЭС: Нововоронежская, Обнинская, _______________________
АПК играет важную роль в ____________районе, где выращивают 10% (подсолнечника;
сахарной свеклы; зерна и картофеля), 20% (подсолнечника; сахарной
свеклы; зерна и картофеля), 50% (подсолнечника; сахарной свеклы; зерна и
картофеля).
В окрестностях городов сложилось _____________ сельское хозяйство.
Презентация урока «Золотое кольцо России - Всемирное
культурное наследие»
(ссылка
на электронный носитель)
И последний этап
урока – это выполнение тестов: группа должна выбрать одного ученика, который
будет тестироваться у компьютера использование диска «Виртуальная школа Кирилла
и Мефодия» ЕГЭ по географии), остальные два по вариантам печатного теста –
выполнение теста оценивает учитель и выставляет оценки в оценочный лист.
Вариант -1.
1. Какой из
перечисленных регионов России отделен от основной территории нашего государства
территориями других стран?
А) Калининградская
область, В) Ленинградская область, Б) Амурская область, Г) Чувашия.
2. Городами
федерального подчинения являются: А) Москва и Санкт-Петербург, В)
Екатеринбург и Тула, Б) Новосибирск и Казань, Г) Липецк и Калининград.
3. Центром черной
металлургии полного цикла в России является:
А) Самара, Б)
Волхов, В) Липецк, Г) Казань.
4. Центральная Россия
имеет … положение А) периферийное, Б) столичное, В) приграничное.
5. В Центральной
России есть крупное месторождение:
А) бурого угля, Б)
торфа, В) фосфоритов, Г) железной руды.
6. Какой народ
преобладает в Центральной России? А) чуваши, Б) мордва, В) русские, Г) марийцы.
7. В состав, какого
района входят республики: А) Центрального, Б) волго-Вятского, В)
Центрально-Черноземного, Г) Северо-Западного.
8. В г. Ростове
Ярославской области изготовляют: А) финифть, Б) деревянные игрушки, В) лаковые
миниатюры, Г) глиняные игрушки.
9. Отраслями
специализации Центральной России являются: А) рыболовство, Б) наукоемкое
машиностроение, В) добыча нефти, Г) целлюлозно-бумажная.
Вариант -2.
1.
В состав Центрального
района входит область: 1) Ярославская, 2) Ленинградская, 3) Мурманская, 4)
Нижегородская.
2.
Ведущим фактором развития
Центрального района является: 1) географическое положение, 2) наличие
минеральных ресурсов, 3) благоприятный климат, 4) наличие лесных ресурсов.
3.
В структуре Центрального
района ведущей отраслью является: 1) машиностроение, 2) деревообработка, 3)
добыча топлива, 4) металлургия.
4.
Общей отраслью специализации
Волго-Вятского и Центрального районов является: 1) машиностроение, 2)
животноводство, 3) производство бумаги, 4) легкая промышленность.
5.
АПК Центрального и
Северо-Западного района схожи в 1) развитии пригородного хозяйства, 2) развитии
зернового хозяйства, 3) выращивании крупяных культур.
6.
Самая высокая доля горожан
в 1) Центральном, 2) Волго-Вятском, 3) Северо-Западном, 4)
Центрально-Черноземном районе.
7.
Соседними странами,
имеющими границу с Центральной Россией, являются 1) Молдавия, 2) Грузия, 3) Украина,
4) Эстония.
8.
Соотнеси промыслы и
центры:
А) хохлома 1) г.Ростов
Ярославской обл.
Б) палехские лаковые миниатюры 2) с.Богородское
В) резьба по дереву 3) Хохлома
Г) финифть 4) с.Палех
Ивановской обл.
9. Соотнеси промышленность и центр:
А) легкая 1)Калининград
Б) морские суда 2) Москва
В) локомотивы, вагоны 3) Воронеж
Г) самолеты 4) Иваново
Подведение итогов:
на доске
1-
после презентации, во
время групповой работы и объявление перед тестами
1 группа –
2 группа –
3 группа –
4 группа -
2-
после групповой работы, во
время выполнения тестов
1 группа –
2 группа –
3 группа –
4 группа -
3-
по итогам двух этапов
1 группа –
2 группа –
3 группа –
4 группа -
3. оценки за тест и индивидуальные оценки вы узнаете на следующем
уроке.
Во время урока заставки:
1.
Центральная Россия
2.
2. работа по карточкам –
программам
3.
тест
4. Домашнее задание: опережающее задание: «Москва – административный,
культурный и научный центр России» - сообщения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.