Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Биология / Конспект урока на тему "Эволюционное учение Чарльза Дарвина" (10 класс)

Конспект урока на тему "Эволюционное учение Чарльза Дарвина" (10 класс)

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Урок № 42. Тема: «Эволюционная теория Ч.Дарвина»

Цели урока:  1. Продолжение расширения и углубления представления учащихся о состоянии естественных наук, социально-экономических процессах в XVIII в.;

2. Знакомство учащихся с жизнью и творчеством Ч.Дарвина;

3. Знакомство учащихся с правилами эволюции;
4. Возобновновление в памяти учащихся информации об основных положениях теории Ч. Дарвина.


Задачи урока:
Образовательная. Сформировать понятие об естественных и социально-экономических предпосылках возникновения учения Ч. Дарвина, о вкладе Дарвина в биологию; продемонстрировать идею о том, что все состояние естественнонаучных знаний и особые социально-экономические процессы подводили ученых к краху идеи о неизменяемости живых организмов, пробуждали мысли об историческом развитии живой природы.
Развивающая. Продолжать формировать умения наблюдать и отмечать главное при прослушивании сообщений и работе с материалом учебника.
Воспитательная. Продолжать формировать научное мировоззрение, любовь
к природе, культуру труда на основе ведения записей в тетради.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технологии: здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве.

Оборудование: проектор, экран, портрет Ч.Дарвина, раздаточный материал, учебник.

Межпредметные связи: история, география, литература.


Ход урока:

  1. Организационный момент: приветствие, проверить явку учащихся, готовность группы к уроку.

  2. Проверка домашнего задания: индивидуальный опрос (положения теории Ж.Б.Ламарка), выполнение теста (каждый отвечает самостоятельно, а затем меняются работами и выставляют оценки друг другу, критерии оценок на столах и на экране).

  3. Изучение нового материала: на предыдущем уроке мы изучили основные положения эволюционной теории Ж.Б.Ламарка, но я вас так же знакомила с еще одной фамилией эволюциониста, который внес огромный вклад в развитие эволюции, давайте вспомним, про кого шла речь и это будет тема сегодняшнего урока.
    Итак, открываем свои тетради, записываем число и тему «Возникновение Дарвинизма». Посмотрев на тему, попробуйте сформировать цели урока. Они у вас на столе, давайте их озвучим.

Проблемный вопрос: Нужно ли современному человеку знать эволюционные учения? На него мы ответим в конце урока.



Рассказ преподавателя: из курса истории вспоминаем, что в конце 18 в – начало 19 века резко развивается в Европе наука, промышленность, сельское хозяйство. Были созданы новые сорта растений и породы животных. Появляется все больше образованных людей, развиваются такие науки, как геология, математика, зоология, ботаника. Нового материала было много, его нужно было осмыслить и обобщить, и тут появляется гений – Ч.Дарвин.

У вас на столах находится портрет Чарльза Дарвина. А более подробно о жизни и творчестве его нам расскажет Лишенко Михаил (слушаем внимательно, главное записываем, потом ответим на вопросы).

Вопросы:

Теперь давайте познакомимся более подробно с основными положениями эволюционной теорией Дарвина:

  1. Индивидуальная наследственная изменчивость

  2. Все живые организмы обладают способностью к быстрому увеличению численности (что про это пишет сам Дарвин, стр. 147).

  3. Борьба за существование - … (биологический пример «мальки трески поселяются под колоколом некоторых видов медуз, щупальца которых ядовиты. Как могло возникнуть такое явление? Как можно объяснить такую странность поведения мальков трески?» - возникает между особями одного или разных видов, при этом жизненные ресурсы для организма ограничены, то выживают и дают потомство наиболее приспособленные особи.

  4. Естественный отбор – (обратимся к тексту учебника, стр. 147), - процесс выживания и воспроизведения организмов, наиболее приспособленных к условиям среды, и гибели в ходе эволюции неприспособленных.

  5. Видообразование – естественный отбор отдельных изолированных особей в разных условиях существования постепенно ведет к расхождению признаков этих особей и в конечном счете к образованию вида.



Мы с вами рассмотрели основные положения теории Дарвина.



  1. Закрепление изученного материала.

Составление схемы (на доске, преподаватель вместе с учащимися).

Наследственная изменчивость → появление особей с многообразием признаков → борьба за существование → и т.д.

  1. Рефлексия (работа в мини-группах по вопросам, каждой группе даётся карточка с вопросом. Готовит группа ответ сообща, отвечает один участник группы).

Группа № 1. Нужно ли современному человеку знать эволюционные учения?

Группа № 2. Могут ли наследоваться признаки, приобретенные в течение жизни организма?

Группа № 3. Что такое борьба за существование?

Группа № 4. Каковы заслуги в развитии науки Ч. Дарвина?

Группа № 5. Перечислите основные положения теории Дарвина.
Группа № 6. Чем сходна теория Дарвина с теорией Ламарка?

  1. Подведение итогов урока: выставление оценок.

  2. Задание на дом: параграф 42,

сочинение «Моё отношение к эволюционной теории Ч.Дарвина»





  • Биология
Описание:

Конспект урока по теме "Эволюционное учение Чарльза Дарвина" используется на уроке биологии в 10 классе в разделе "Эволюция". Данная тема изучается после ознакомления учащихся с эволюционными теориями других эволюционистов - Ж.Б.Ламарка, К.Линнея. Урок включает в себя проверку домашнего задания в виде тестов, выступления учащегося о жизни и творчестве Ч.Дарвина, затем краткий опрос по услышанному, изучение нового материала, рефлексия (заполнение таблицы в презентации на интерактивной доске и зарисовка смайлика, если урок понравился, то смайлик с улыбкой, и наоборот), домашнее задание.

Автор Нетёса Татьяна Евгеньевна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 10551
Номер материала 3627
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии: