Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока на тему

Конспект урока на тему

Скачать материал

 

Тема урока «Культура ведения диалога»

Цели учебного занятия:

1. Определить, что такое культура диалога? Какие умения для этого нужны?

2. Совершенствовать коммуникативные умения учащихся: вести конструктивный диалог, высказывать свою точку зрения, проводить обобщения, развивать аналитическую деятельность.

3. Формировать у учащихся потребность в самовоспитании, самореализации.

Тип урока: урок совершенствования знаний и умений.

Метод: проблемно-поисковый

Форма: диалог, полилог

Вид урока: анализ речевой ситуации

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Рада вас всех видеть. Нас ждет сегодня интересная работа. Подобную работу мы уже проделывали, и вы с ней прекрасно справились. Попробуем закрепить наш успех.

II. Совершенствование знаний и умений.

1. Обоснование темы и целей урока.

- Для того чтобы целостно увидеть предстоящую работу, предполагается сегодняшнее занятие посвятить поиску ответов на 3 вопроса:

1) разобраться и определить, что такое «культура ведения диалога»?

2) ответить для себя, зачем необходимо овладеть культурой диалога?

3) Как для этого нужно общаться? Какие умения надо в себе развивать, чтобы чувствовать и понимать собеседника?

Ученые говорят: если ты хочешь достичь успеха в общении, обратись к 3-м вопросам: что? (определяет тему разговора), зачем? (определяет цель общения), как? (предполагает, каким способом, какими средствами будет достигнута цель общения).

Ответы на эти три вопроса и лежат в основе нашего занятия.

2. Актуализация знаний.

- Для того чтобы разобраться, что же такое культура диалога, предлагаю вам принять участие в познавательной игре «Словарь». Представим себе, что всех нас пригласила одна очень солидная фирма, для того чтобы создать словарь «Культура общения учащегося». Любой словарь – это сборник слов с пояснениями, толкованиями или переводом. Поэтому нашей первой задачей является отбор самых существенных для понимания речевой культуры терминов и их толкований.

- Как вы думаете, какие термины должны быть обязательно в этом словаре? (ответы учащихся).

- Мы должны рассмотреть и дать толкование трем терминам: культура, речевая ситуация, общение.

А теперь допустим, что каждый стол у нас является «ответственной редакцией» за подготовку одной словарной статьи, т.е. характеристики того или иного понятия. Каждая пара учащихся готовит словарную статью одного из трех понятий.

Задание: сформулировать краткую характеристику термина в нескольких предложениях.

- Работа в парах (5 мин.)

- Обсуждение. Вспоминаем основные правила при обсуждении:

1. Нельзя высказываться в негативно-категоричной форме типа «Это неправильно, плохо».

2. Сомнение и несогласие с позицией авторов можно формулировать, используя выражения типа: «Мне кажется, что лучше было бы…», либо предложить их в форме вопроса.


3. Анализ основных компонентов речевого диалога (слайд):

тема и основная мысль                                     цель общения

                 (что?)                                                  (зачем?)

 

 

Вывод: если человек не приучен учитывать эти важные условия успешности речевой ситуации, продуктивность его речевой деятельности непременно снижается.

III. Самостоятельная работа в микрогруппах.

Ситуативное упражнение.

- Представьте себе, что вы оказались свидетелями диалога двух подруг, только что покинувших зал художественной галереи. Дайте анализ их общения в диалоге после проигранной ситуации.

 Задание для 1 группы: Какова тема диалога? Насколько глубоко содержание раскрывает тему? Какова основная мысль высказываний? Соблюдались ли основные условия общения?

Задание для 2 группы: Какова речь каждой из участниц? Можно ли ее назвать «хорошей» речью? Какие качества «хорошей» речи отметили у участниц? Как в диалоге проявилась индивидуальность личности каждой? Каков объем активного словаря участвующих в диалоге? Можно ли назвать их речь богатой?

Задание для 3 группы: Какова общая культура участниц диалога? Как она проявилась в общении? Умеют ли девочки слушать друг друга? Каков их этикет речи?

- Разыгрывание речевой ситуации (диалога).

- Обсуждения по группам.

- Выступления групп. Анализ речевой ситуации.

Вопросы к участницам диалога:

1. При подготовке задания обращались ли вы к словарю? В каком случае?

2. В чем были ваши трудности при подготовке диалога? Каких умений вам не хватало?

Вывод по работе групп: культура диалога – это, прежде всего, высокое развитие умений – умения слушать другого, понимать его точку зрения и отстаивать свою в конструктивном споре, искренне интересоваться собеседником, вести диалог «от него», исходя в первую очередь из него интересов.

IV. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.

- Человек, владеющий культурой общения, интересен, успешен. Он легко покоряет высоты, достойно отвечает вызову времени. Помните древнегреческий миф, в котором эпическому герою Тесею удалось выбраться из громадного, полного опасностей дворца лабиринта благодаря клубку ниток, подаренному ему Ариадной, дочерью критского царя Миноса. Нам выпало жить в бурное время. Подобно Тесею, мы движемся в сложном лабиринте жизни, где на каждом шагу – сложные ситуации, нестандартные вопросы. Для того чтобы достойно отвечать на информационный вызов времени, мы и изучаем с вами наш предмет. Ваши речевые и коммуникативные умения и будут для вас волшебной нитью Ариадны в жизни.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Теолог

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок на данную тему был проведён на факультативном занятии "Культура речи" в 9 классе. Цели учебного занятия:

1. Определить, что такое культура диалога? Какие умения для этого нужны?

2. Совершенствовать коммуникативные умения учащихся: вести конструктивный диалог, высказывать свою точку зрения, проводить обобщения, развивать аналитическое мышление.

3. Формировать у учащихся потребность в самореализации и самовоспитании.

Тип урока: урок совершенствования знаний и умений.

Метод: проблемно-поисковый.

Форма урока: полилог, диалог.

Вид урока: анализ речевой ситуации.

 

 

 

 

 

 

Вид урока: анализ речевой ситуации

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 887 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Индивидуальный учебный проект по русскому языку "Происхождение некоторых чоконимов"
  • Учебник: «Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.
  • Тема: § 35. Как пополняется словарный состав русского языка
  • 02.10.2020
  • 606
  • 2
«Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 435
    • DOCX 40 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Алексеева Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Алексеева Елена Викторовна
    Алексеева Елена Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8211
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1537 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 899 человек

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 215 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 768 человек

Мини-курс

Психологические аспекты развития и состояния личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Информационные технологии и безопасность

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Цифровые валюты и правовое регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Консультация эксперта в сфере высшего образования. Как подготовиться к поступлению в вуз: простые ответы на сложные вопросы

Перейти к трансляции