Тема
урока «Культура ведения диалога»
Цели учебного
занятия:
1. Определить,
что такое культура диалога? Какие умения для этого нужны?
2.
Совершенствовать коммуникативные умения учащихся: вести конструктивный диалог,
высказывать свою точку зрения, проводить обобщения, развивать аналитическую
деятельность.
3. Формировать у
учащихся потребность в самовоспитании, самореализации.
Тип урока: урок
совершенствования знаний и умений.
Метод:
проблемно-поисковый
Форма: диалог,
полилог
Вид урока: анализ
речевой ситуации
Ход
урока.
I. Организационный момент.
- Рада вас всех
видеть. Нас ждет сегодня интересная работа. Подобную работу мы уже проделывали,
и вы с ней прекрасно справились. Попробуем закрепить наш успех.
II. Совершенствование знаний и умений.
1. Обоснование темы
и целей урока.
- Для того чтобы
целостно увидеть предстоящую работу, предполагается сегодняшнее занятие
посвятить поиску ответов на 3 вопроса:
1) разобраться и
определить, что такое «культура ведения диалога»?
2) ответить для
себя, зачем необходимо овладеть культурой диалога?
3) Как для этого
нужно общаться? Какие умения надо в себе развивать, чтобы чувствовать и
понимать собеседника?
Ученые говорят:
если ты хочешь достичь успеха в общении, обратись к 3-м вопросам: что?
(определяет тему разговора), зачем? (определяет цель общения), как?
(предполагает, каким способом, какими средствами будет достигнута цель
общения).
Ответы на эти три
вопроса и лежат в основе нашего занятия.
2. Актуализация
знаний.
- Для того чтобы
разобраться, что же такое культура диалога, предлагаю вам принять участие в
познавательной игре «Словарь». Представим себе, что всех нас пригласила одна
очень солидная фирма, для того чтобы создать словарь «Культура общения
учащегося». Любой словарь – это сборник слов с пояснениями, толкованиями или
переводом. Поэтому нашей первой задачей является отбор самых существенных для
понимания речевой культуры терминов и их толкований.
- Как вы думаете,
какие термины должны быть обязательно в этом словаре? (ответы учащихся).
- Мы должны
рассмотреть и дать толкование трем терминам: культура, речевая ситуация,
общение.
А теперь
допустим, что каждый стол у нас является «ответственной редакцией» за
подготовку одной словарной статьи, т.е. характеристики того или иного понятия.
Каждая пара учащихся готовит словарную статью одного из трех понятий.
Задание:
сформулировать краткую характеристику термина в нескольких предложениях.
- Работа в парах
(5 мин.)
- Обсуждение.
Вспоминаем основные правила при обсуждении:
1. Нельзя
высказываться в негативно-категоричной форме типа «Это неправильно, плохо».
2. Сомнение и
несогласие с позицией авторов можно формулировать, используя выражения типа:
«Мне кажется, что лучше было бы…», либо предложить их в форме вопроса.
3. Анализ
основных компонентов речевого диалога (слайд):
тема и основная
мысль цель общения
(что?)
(зачем?)
Вывод: если
человек не приучен учитывать эти важные условия успешности речевой ситуации,
продуктивность его речевой деятельности непременно снижается.
III. Самостоятельная работа в
микрогруппах.
Ситуативное
упражнение.
- Представьте
себе, что вы оказались свидетелями диалога двух подруг, только что покинувших
зал художественной галереи. Дайте анализ их общения в диалоге после проигранной
ситуации.
Задание для 1
группы:
Какова тема диалога? Насколько глубоко содержание раскрывает тему? Какова основная
мысль высказываний? Соблюдались ли основные условия общения?
Задание для 2
группы:
Какова речь каждой из участниц? Можно ли ее назвать «хорошей» речью? Какие
качества «хорошей» речи отметили у участниц? Как в диалоге проявилась
индивидуальность личности каждой? Каков объем активного словаря участвующих в
диалоге? Можно ли назвать их речь богатой?
Задание для 3
группы:
Какова общая культура участниц диалога? Как она проявилась в общении? Умеют ли
девочки слушать друг друга? Каков их этикет речи?
- Разыгрывание
речевой ситуации (диалога).
- Обсуждения по
группам.
- Выступления
групп. Анализ речевой ситуации.
Вопросы к
участницам диалога:
1. При подготовке
задания обращались ли вы к словарю? В каком случае?
2. В чем были
ваши трудности при подготовке диалога? Каких умений вам не хватало?
Вывод по работе
групп: культура диалога – это, прежде всего, высокое развитие умений – умения
слушать другого, понимать его точку зрения и отстаивать свою в конструктивном
споре, искренне интересоваться собеседником, вести диалог «от него», исходя в
первую очередь из него интересов.
IV. Подведение итогов. Заключительное
слово учителя.
- Человек,
владеющий культурой общения, интересен, успешен. Он легко покоряет высоты,
достойно отвечает вызову времени. Помните древнегреческий миф, в котором
эпическому герою Тесею удалось выбраться из громадного, полного опасностей
дворца лабиринта благодаря клубку ниток, подаренному ему Ариадной, дочерью критского
царя Миноса. Нам выпало жить в бурное время. Подобно Тесею, мы движемся в
сложном лабиринте жизни, где на каждом шагу – сложные ситуации, нестандартные
вопросы. Для того чтобы достойно отвечать на информационный вызов времени, мы и
изучаем с вами наш предмет. Ваши речевые и коммуникативные умения и будут для
вас волшебной нитью Ариадны в жизни.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.