Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыКонспект урока по МХК на тему "Религиозные представления древних египтян" (8 класс)

Конспект урока по МХК на тему "Религиозные представления древних египтян" (8 класс)

Скачать материал

Тема 5 «Религиозные представления древних египтян»

Цели: - Дать периодизацию развития древнеегипетской культуры.

            - Раскрыть особенности древнеегипетской религии.

            - Познакомить учащихся с представлениями древних египтян о загробной жизни.

            - Рассказать о пантеоне богов Древнего Египта, о понимании устройства вселенной.

            - Познакомить с такими древнеегипетскими мифами, как «Путешествие солнечной ладьи» и «Миф об Осирисе».

Этапы

Содержание

Примечание

1.Вводное слово учителя

«Загадка Сфинкса»

Условия: Учитель произносит загадку 1 раз, урок е продолжится, пока загадка не будет разгадана.

«Если вы поменяете последнюю букву английского слова верблюд на парную букву к букве «д», то вы получите название страны, о которой мы сегодня будет говорить.

 

 

 

Кемет

2. Изучение нового материала

Египтяне называли свою страну Кемет, что означает «черная земля».

Слово «Египет» греческого происхождения, оно означает «загадка», «тайна».

Т! Слайд

 

Т! Слайд

 

Географическое положение Египта – узкая плодородная долина могучей африканской реки Нил, теснимая с запада и востока горами и пустынями. Существование Египта зависело от разливов Нила, приносивших на поля плодородный ил: если они запаздывали, стране грозили неурожай и голод. Неудивительно, что египтяне внимательно следили за разливами реки.

Географическое положение ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по своим законам, редко подвергаясь внешним вторжениям.

Слайд: карты Египта

 

Выделяют следующие основные периоды развития древнеегипетской культуры:

Название периода

Временные рамки

Додинастический период

IV тыс. до н.э.

Раннее или Древнее царство

III тыс. до н.э.

Среднее царство

Конец III тыс.– первая пол. II тыс.до н.э.

Новое царство

Вторая  пол. II тыс. до н.э.

Династия Птолемеев

I тыс. до н.э.

Слайд

 

Четкая организация государственного управления стала возможной благодаря письменности. Идея письма могла быть заимствована из Шумера, где она появилась раньше.

- Как называлась письменность в Шумере?

Однако египетские иероглифы коренным образом отличаются от шумерской клинописи, поэтому прямое заимствование было исключено.

- Какие различия вы можете выделить между клинописью и египетской письменностью? А сходства?

Основу древнеегипетской письменности составляли иероглифы (от греч. «хиерос» - «священный», «глифе» - «пишу») – рисунки-значки, каждый из которых соответствовал слову или понятию.

- Вспомните, чем была вызвана необходимость появления клинописи в Шумере?

В Египте появление письменности было обусловлено желанием закрепить слово в вечности.

- Какой материал в первую очередь должны были использовать для написания, если мы говорим о вечности?

 

Т! Слайд

 

? Слайд: шумерская клинопись и египетские иероглифы

?

 

Т!

Слайд: египетские иероглифы

?

Т!

 

Камень

 

Иероглифические надписи включали в росписи и рельефы.

В более поздний период главным писчим материалом становится папирус – тропическое водное растение, похожее на тростник. Из срезанных стеблей папируса вырезали сердцевину, расчленяли ее на тонкие длинные полосы, выкладывали их в два слоя – вдоль и поперек, смачивали нильской водой, выравнивали, уплотняли ударами деревянного молотка. Полученный лист при складывании не мялся. Листы соединяли в свитки длиной до 40 м, на них писали справа налево или сверху вниз тонкой тростниковой палочкой. Красной краской начинали новый абзац (отсюда пошло название «красная строка»), остальной текст был черного цвета. Позднее в книгах появились цветные рисунки.

Слайды: египетский рельеф и растение папируса,

изготовление папируса,

свиток папируса, египетский папирус с надписью

 

Древнеегипетская культура основывалась на религиозно-мифологической традиции древних египтян.

Основные боги Др.Египта:

Бог

Титул и функции

Образ

Ра (Амон)

Владыка Верхнего и Нижнего Египта. Верховный бог египтян. Бог Солнца. Творец мира, возник из водного хаоса.

Человек с головой сокола, увенчанной или двойной короной на голове (Верхний и Нижний Египет) или солнечным диском.

Шу

Бог воздуха. Разделил небо и землю. Держит на своих руках, поднятых вверх, богиню неба Нут.

Человек, стоящий на одном колене с поднятыми верх руками, держащий небо.

Нут

Богиня неба. Ежедневно рождала бога солнца Ра

после его борьбы с гигантским змеем Апопом.

Фигура женщины, опирающейся ногами и руками о землю.

Геб

Бог земли, покровитель земледельцев.

Человек с короной Нижнего или Верхнего Египта.

Тефнут

Богиня влаги.  Дочь бога Ра.

Львица.

 

 

Т! Слайд

 

Слайд: изображение Ра

 

 

 

 

Слайд: изображения Шу, Нут и Геба

 

 

 

 

 

 

Слайд

 

- Почему именно бог Солнца был высшим божеством?

Среди божеств высшим культом был бог Солнца – одновременно и дающего жизнь, и испепеляющего.

?

 

 

 

 

Работа с текстом мифа (чтение с остановками)

Древнеегипетские боги часто выступали героями мифов.

Мы сегодня рассмотрим два мифа, один из них – «Путешествие солнечной ладьи».

Задание: читаем текст мифа с остановками, читаем лишь тот фрагмент, который я прошу, не забегая вперед.

Фрагмент 1

- Что перевозили на Ладье Вечности?

- Что символизировало путешествие Ладьи?

- По какому маршруту проплавала Ладья днем? ночью?

- Где пролегал путь Ладьи днем? ночью?

- По какой реке плыла Ладья днем? ночью?

- С какой рекой в реальной жизни она ассоциировалась?

- Кто сопровождал Ра в его путешествии?

 

Фрагмент 2

- С какими речами обращается Ра к умершим?

- Что происходит в Великом Чертоге Двух Истин?

Фрагмент 3

- Зачем каждую ночь бог Ра и его свита сражаются со змеем Апопом?

Вселенную египтяне понимали как соединения Нила небесного, где плывет в лодке солнечный бог Ра, и Нила подземного, по которому Ра возвращается, одолев силы тьмы в образе змея Апопа.

 

 

Т! Слайд

 

 

Слайд: иллюстрация к мифу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т! Слайд

 

Осирис

Царь загробного мира. Взвешивает сердце умершего в загробном мире. Бог умершей и возрождающейся природы.

Мумия, сквозь которую порастают стебли злаков. Восседающий на троне владыка загробного мира. В руках он держит жезл и

плеть – символы власти.

Исида

Богиня плодородия, супружеской верности и материнства. Жена Осириса. Целительница болезней.

Корова или женщина с рогами и солнечным или лунным диском между ними.

Сет

Бог пустыни, чужеземцев. Бог зла, олицетворяет разрушительное начало.

Фантастическое животное, похожее на осла.

Нефтида

Владычи

а дома. Жена Сета. Помогала Исиде в борьбе за жизнь Осириса.

Женщина с иероглифом своего имени на голове.

Гор

Бог солнца. Сын Исиды и Осириса, покровитель власти фараона.

Сокол с короной на голове.

Тот

Бог Луны, мудрости, покровитель наук.

Человек с головой и

иса.

Анубис

Бог бальзамирования и  царства мертвых. Первый оказывается около покойного.

Человек с головой шакала.

Т! Слайд

 

Слайд: изображение Осириса

 

 

Т! Слайд: изображение Исиды

 

Слайды: изображение Сета,

 

Нефтиды,

 

ГОРа,

 

 

ТОТа,

 

Анубиса,

Слайд:

все боги!

 

 

 

Работа с текстом мифа (чтение с остановками)

Второй миф -  «Миф об Осирисе».

Задание: читаем текст мифа с остановками, читаем лишь тот фрагмент, который я прошу, не забегая вперед.

Фрагмент 1

- Почему года правление Осириса считаются лучшими временами Египта?

- Почему Сет задумал убить Осириса?

- Как он убил Осириса?

- Что сделала Исида после смерти мужа?

- Где нашла Исида саркофаг Осириса?

- Где спрятала Исида саркофаг Осирисе по приезде в Египет?

Фрагмент 2

- Что произошло, когда Сет случайно нашел саркофаг Осирисе в зарослях тростника?

- Как по легенде появилась первая в мире мумия?

- Кто оспорил у Сета права на трон?

- Как Гор победил Сета?

- Как был воскрешен Осирис?

- Как поступила Осирис после своего воскрешения?

- Кто стал наместником Осириса на земле?

- Что происходит с каждым египтянином после смерти?

Когда умирал фараон и на его место короновался другой, устраивалась традиционная мистерия: похороны умершего фараона сопровождались заупокойным обрядом, символически воспроизводившим историю гибели и воскресения Осириса. Нового царя объявляли воплощением бога Гора.

- Посмотрите на изображение Осириса, что в нем необычного? Почему он так изображался?

- Как изображалось большинство египетских богов? (с головой животного или птицы)

Т! Слайд

 

 

 

Слайд: иллюстрации к мифу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т! Слайд

 

 

Т! Слайд

?

 

?

 

 

Древнеегипетские мифы определяли особенности их религии, важнейшее место в которой занимал заупокойный культ.

            - На чем больше была сосредоточена египетская религия – на мире живых или мире мертвых?

            Египтяне верили, что со смертью человека умирает только его тело, тогда как другие составные части его существа остаются жить: имя (РЕН), душа (БА), вылетающая из тела в виде птицы (продолжает жить в царстве бессмертия) и КА – невидимый двойник человека.

            КА не бессмертна, она может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым.

            КА обитала в статуе умершего. Такую статую помещали в гробницу, пышность убранства которой зависели от знатности покойного.

 

Т! Слайд

?

 

Т! Слайд

Т! Слайд

Т! Слайд

Т! Слайд

 

Чтобы жизнь человека продолжалась после смерти, необходимо было сохранить тело нетленным.

- Как можно сохранить тело умершего человека нетленным?

Возник обычай мумифицировать тела умерших, т.е. подвергать их специальной обработке, благодаря которой они сохраняются очень долго.

Вероятно, обычай мумификации возник естественным путем. В сухом климате (а в древнейшие времена покойников в Египте хоронили прямо в сухом песке) разложение трупа идет медленно, а по высыхании прекращается вообще. Чтобы помочь естественному процессу высыхания, у покойника вынимали внутренности и мозг, а кожу смазывали маслами. Бальзамированию стали подвергать не только царей, но и всех знатных людей после их смерти.

Самых знатных после бальзамирования помещали в саркофаг, который раскрашивали, покрывали иероглифическими надписями и резьбой.

Для того чтобы душа могла узнать свою мумию, на лицо клалась посмертная маска, являвшаяся копией лица умершего.

- Что необычного в изображении?

- Почему выделены глаза?

Через глаза Ба человека выходит и может войти обратно.

Но нужно было сохранить умершему не только тело, но и богатство: рабов, скот, семью. Другие древневосточные народы поступали просто и жестоко: убивали вдову умершего, его слуг и хоронили вместе с господином. Египетская же религия никогда не требовала человеческих жертв, она требовала искусства.

Художники обеспечивали умершему владыке посмертное благополучие: множество небольших статуэток заменяли слуг, на стены гробницы наносились росписи и рельефы с изображением земных событий.

Таким образом, искусству отводилась важная роль: оно должно было обеспечить продолжение жизни в загробном мире.

Т! Слайд

 

?

 

Слайд: мумия человека

 

 

 

Слайд: мумия Нефертити

 

Т! Слайд: саркофаги фараонов

Слайд: посмертная маска

?

?

 

 

 

 

 

 

Т! Слайды:

статуэтки, росписи стен гробницы 

 

Что же происходило с душой человека после смерти?

Описания подобных путешествий можно найти в литературных памятниках Древнего Египта – «Книге мертвых». Магические тексты «Книги мертвых» писались на папирусах. До нас дошло 165 изречений и глав.

Книга должна была помогать умершему преодолевать препятствия на своем пути в загробное царство бога Осириса. Вместе с мумией «Книгу мертвых» клали в саркофаг.

 

Т! Слайд: фрагменты «Книги мертвых»

Т! Слайд

 

 

 

 

Текст: «Исповедь отрицания»

 

Обратимся к одному из сюжетов «Книги мертвых» - «Суд Осириса».

Осирис вершит суд в великом чертоге двух истин. Умершего сопровождают Анубис, Гор, Тот, Исида.

Усопший произносит «Исповедь отрицания»: «не убивал», «не чинил людям зла», «не воровал» и т.п.

Познакомимся с этим текстом.

Перед сидящим на троне Осирисом совершают обряд  - сердце умершего взвешивают (по представлениям египтян, сердце – вместилище разума). На одной чаше весов лежит сердце, вынутое Анубисом, на другой – перо богини истины Маат. Если сердце перевешивает, значит, оно отягощено грехами, и тогда его пожирает охраняющее весы чудовище Амамат с головой крокодила и туловищем гиппопотама. Если стрелки весов равны, то душа отправляется в райские поля вечного блаженства. Справа от весов стоит бог Тот, который записывает результаты взвешивания.  

Т! Слайд

 

Слайд: суд бога Осириса (по «Книге мертвых»)

 

Т! Слайд

 

Т! Слайд

Т! Слайд

 

 

Т! Слайд

 

4. Итог

- Географическое расположение древнеегипетской цивилизации.

- Как сами египтяне называли свою землю и что это название обозначает?

- Что в переводе обозначает «Египет»?

- Расскажите о древнеегипетской письменности.

- Каковы различия в происхождении письменности в Шумере и в Древнем Египте? Почему египтяне не могли заимствовать шумерскую письменность?

- Какое влияние оказывала религия на формирование древнеегипетского искусства?

- Как звали верховного бога египтян, бога Солнца?

- Что за боги Осирис и Исида?

- Расскажите миф «Путешествие солнечной Ладьи».

- Расскажите миф об Осирисе.

- Как представляли себе египтяне жизнь после смерти?

- Какие обычаи, связанные с заупокойным культом, существовали у египтян?

- Какой была связь египетской литературы с художественной культурой Египта (на примере «Книги мертвых»)?

- Что собой представляет Суд Осириса?

 

5. Домашнее задание

Прочитать конспект, подготовится к самостоятельной работе.

Письменно

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по МХК на тему "Религиозные представления древних египтян" (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заместитель директора

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока является необъемлемым приложением к одноименной презентации "Религиозные представления древних египтян".

В разделе "Примечания" расставлены следующие пометы, которые помогут сориентироваться в презентации:

"Т! Слайд" - в данном месте на презентации появляется текст, который учащиеся должны записать в тетрадь.

"Слайд" - в данном месте на презентации появляется иллюстрация.

"?" - в данном месте урока необходимо задать наводящий вопрос, позволяющий детям самим сделать вывод.

Данный урок подготовлен для рассмотрения на уроках МХК в 8 классе или на первом году изучения предмета.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по ИЗО (7 класс) по теме "прямые линии и организация пространства"
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Прямые линии и организация пространства
  • 30.09.2020
  • 1177
  • 15
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 439
    • DOCX 93 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Герасимова Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Герасимова Елена Владимировна
    Герасимова Елена Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9967
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель мировой художественной культуры

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 46 регионов

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 306 человек из 64 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 922 человека из 77 регионов

Мини-курс

Toolbox классического проектного менеджмента

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Нейропсихология в школе: путь к успеху и благополучию детей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 72 человека из 33 регионов

Мини-курс

Основы классической механики

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе