Министерство образования Пензенской области
государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Пензенской области
«Пензенский многопрофильный колледж»
Торгово-экономическое отделение
Методическая разработка открытого
урока по дисциплине
«Информатика и ИКТ»
на тему « Электронные таблицы»
Автор-составитель:
Е.В. Комарова
Пенза,
2014 г.
Педагог
Комарова Елена Валерьевна
Предмет Информатика
и ИКТ
Возраст
учащихся: 1 курс, группа 13 ТЭО-12к
Тема урока Электронные таблицы.
Цели урока:
Образовательные:
1. познакомить учащихся с
программным приложением MS Excel, предназначенным для обработки числовых
данных;
2. сформировать знания о
структуре электронных таблиц (ЭТ);
3. сформировать первичные навыки
работы с электронной таблицей.
Развивающие:
1. Развитие логического
мышления.
2. Развитие у учащихся навыков самоконтроля.
3. Развитие у учащихся
самостоятельности.
Воспитательные:
1. формирование ответственного
отношения к интеллектуальному труду,
2. воспитание творческого
подхода к работе.
Знания, умения, навыки:
1.Знать основные элементы и основные операции в ЭТ.
2.Уметь обозначать диапазоны в ЭТ, определять тип данных в ячейке,
записывать формулу в указанной ячейке с помощью копирования ее.
3.Сопоставлять диапазон ЭТ и его обозначение, копировать формулы в
ячейках ЭТ.
Основные понятия:Строка, столбец, ячейка,
адрес ячейки, активная ячейка, тип данных ячейки, ссылка, относительная
ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка.
Тип урока:комбинированный
Методы:эвристический, объяснительно
– иллюстративный, репродуктивный
Межпредметные связи:математика
Оборудование: компьютеры,
мультимедийный проектор
Ход урока
I.
Организационный
момент (3 минуты).
Цель этапа:
·
преподаватель
– проверить готовность учащихся к выполнению учебных действий;
·
учащиеся
– проверить свою готовность к учебной деятельности.
– Преподаватель приветствует
учащихся, проверяет их готовность к занятию, отмечает отсутствующих, знакомит с
предварительным планом работы.
II.
Актуализация
знаний и умений учащихся. Предъявление учебной цели.( 5 минут)
Цель этапа:
·
преподаватель
– организовать учебную деятельность учащихся, направленную на самостоятельный
анализ данных;мотивировать познавательную активность студентов посредством
вопроса для размышления; предъявить тему и учебную цель занятия;
·
учащиеся
– провести анализ первичных знаний по электронным таблицам, ответив на вопросы
учителя; научиться правильно излагать свои мысли.
В детстве, когда
мы начинаем изучать окружающий мир, первым делом сталкиваемся с числами, учимся
считать, решать самые простые задачи: у тебя было столько то конфет, ты отдал
какую то часть своему другу, сколько конфет осталось?
С возрастом
сталкиваемся с более сложными задачами. Если вспомнить каждый прожитый день, то
ни один из них , не прошел без математических вычислений. Например, в магазине
считаем деньги, минуты до звонка, набираем номера телефонов, кодовых замков, и
т. д. и все это мы вычисляем в уме.
Если вы станете
экономистом, бухгалтером или менеджером?
При несложных
вычислениях мы используем калькулятор, а что делать, если вычисления сложные?
Для этого используют специальную программу, называемую электронной таблицей
либо табличным процессором. В пакете прикладных программ Office табличный процессор называется
MicrosoftExcel.
III. Изучение нового материала.
( 30 мин)
Цель этапа:
·
преподаватель
– организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению нового
материала;
·
учащиеся
– в процессе самостоятельной работы познакомиться с новым материалом, оценить
степень его новизны для себя; сделать обобщающие выводы.
«Сегодня мы
рассмотрим электронные таблицы (ЭТ). Но сначала предлагаю вопрос для
размышления: «Чем похожи игра «Морской бой», шахматы и ЭТ?» Ответ на этот
вопрос прошу дать в конце урока».
Электронные
таблицы – это программа для создания и использования документов с
автоматическим расчётом вносимых данных. Сформулируйте алгоритм запуска
программы и выполните его.
После активации
ярлыка осуществляется запуск программы, окно которой имеет вид, аналогичный
текстовому редактору, который включает текстовое меню, графическое меню,
рабочее поле. Здесь рабочее поле представлено в виде таблицы.
Документ,
созданный в электронной таблице называется рабочей книгой. Отдельными
элементами книги являются листы. Книга первоначально содержит три листа, но при
необходимости листы можно добавить с помощью команды Вставка/Лист.
Рабочее поле электронной таблицы состоит из столбцов и строк.
Как обозначаются
строки таблицы ? Как обозначаются столбцы?
Каждый столбец
имеет буквенное обозначение, начиная с буквы А.(Используются буквы латинского
алфавита.) А каждая строка имеет свой номер.(Используются арабские цифры.)
На пересечении
строки и столбца находится ячейка. Имя ячейки формируется по имени столбца и
строки. Например, А1 – адрес самой первой ячейки.Ячейка, в которой находится
курсор и выделена рамкой, называется активной.
Несколько
выделенных ячеек образуют диапазон ячеек,который обозначается именем левой
верхней ячейки и именем правой нижней ячейки, разделённых двоеточием. Например,
А1:D4.
Устная работа : назвать активные ячейки и
диапазоны ячеек.
Как можно
изменить внешний вид таблицы? Форматирование: границы, толщина и цвет линии;
заливка ячейки, форматирование текста или выбрав в локальном меню команду
«формат ячеек».
Оновные
информационные объекты электронной таблицы:
- число
- текст
- формула
Числа: целый,
дробный, процентный, экспоненциальный. (Выравниваются по правому краю ячейки).
Специальный вид: дата, время, денежный.
Текст: буквы,
цифры, пробелы, специальные знаки. (Выравниваются по левому краю ячейки).
Формулы: состоят
из адреса ячеек, чисел и математических действий между ними.
Изменить тип
данных можно, выбрав в локальном меню команду «формат ячеек».
Правила записи
формулы:
1.Формула
начинается со знака =;
2.Адреса ячеек
пишутся латинскими буквами;
3.Конец формулы
отмечается клавишей Enter.
Что означает
формула =А2+В2, размещенная в ячейке С2?
Содержимое ячеек
А2 и В2 сложить, а результат разместить в ячейке С2. Посмотреть формулу можно в
Строке формул.
Виды ссылок на
адреса ячеек: относительные, абсолютные, смешанные.
Относительная
адресация.
При обращении к ячейке можно использовать такие ссылки как D3, А1:Н9 и т.д. Такая адресация
называется относительной, т.е. Excel
запоминает расположение ячеек, используемых в формулах, относительно текущей
ячейки.
Абсолютная
адресация.
Если при копировании формул необходимо сохранить ссылку на конкретную ячейку
или область, необходимо воспользоваться абсолютной адресацией. Абсолютная
ссылка формируется с помощью знака $.
Запись $C$15 означает, что независимо от того,
куда мы потом переместим формулу, она всегда будет искать значения, помещённые
в ячейку С15.
Смешанная
адресация.
Символ $ ставится только там, где он необходим.
Пример: $C15 или C$15, тогда при копировании один параметр адреса изменяется, а
другой – нет.
Копирование
относительной ссылки:
вертикально (меняется номер строки),
горизонтально (меняется имя столбца),
по диагонали (меняется номер строки и имя столбца).
Копирование
абсолютной ссылки: адреса заморожены, поэтому при копировании во всех трех
направлениях, они не меняются.
Копирование
смешанной ссылки: замороженная ссылка не меняется, а относительная может меняться
в зависимости от направления копирования.
В ЭТ есть группы
встроенных функций: математические, статистические, финансовые, дата и время.
Среди
математических: суммирование, степенная функция, квадратный корень.
Как можно использовать
функцию суммирования? Используя кнопку Автосумма.
IV. Первичное закрепление
изученного материала. (15 мин )
Цель этапа:
·
преподаватель
– организовать деятельность, направленную на формирование обобщенных способов
работы с электронными таблицами;
·
учащиеся
– в процессе наблюдения над действиями формировать умения работы с
электронными таблицами.
Учащимся предлагается открыть
документ Овощи и фрукты.xls.
В этом документе вместе с преподавателем учащиеся записывают формулу расчета
стоимости = С4*D4, в ходе работы учащиеся
знакомятся с новым инструментом для копирования формул
Рассчитывают строку ИТОГО, используя
функцию автосуммирования
В этом же документе учащиеся вместе с
учителем учатся вставлять строки и столбцы.
V. Гимнастика
для глаз ( 5 мин)
Комплекс
№1.
1).
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
Повторить
4-5 раз.
2).
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль
(считать до5). Повторить 4-5 раз.
3). Вытянуть
правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными
движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
Повторить 4-5 раз.
4).
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1-4, потом перевести
взор вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
5). В
среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону,
столько
же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1.
6).
Повторить 1-2 раза.
VI. Тренировочные упражнения. ( 20 мин)
Цель этапа:
·
преподаватель
– организовать деятельность, направленную на формирование умений и навыков
работы с электронными таблицами;
·
учащиеся
– в ходе выполнения тренировочных упражнений работать над закреплением
изученного материала, приобретением навыков работы с электронными таблицами.
Учащимся предлагается открыть файл Сведения
об учениках.xls
И выполнить следующие упражнения :
1.Заполнить данными диапазон
(B11:C12).
|
|
2.С помощью кнопки Автосумма
заполнить столбец Всего учеников.
|
3.С помощью суммирования заполнить
ячейки (B16:D16).
|
|
4.Для сильных учеников отформатировать
таблицу по образцу, используя подсказки в памятке.
|
|
|
|
Образец
отформатированной ЭТ:
Команды для
форматирования:
|
Объединить и поместить в центре
|
|
Границы
|
|
Выбрать размер
шрифта
|
|
Выравнивание по левому краю
|
|
Выравнивание по центру
|
|
Выравнивание по правому краю
|
|
Полужирный
|
|
Курсив
|
|
Подчеркнутый
|
|
Цвет заливки
|
|
Цвет шрифта
|
|
Денежный формат
|
|
Увеличить разрядность
|
|
Уменьшить разрядность
|
|
|
VII Подведение итогов.
Рефлексия. ( 7 мин)
Цель этапа:
·
преподаватель
– подвести итоги занятия, дать оценку проделанной учащимися работе, создать
условия для анализа учащимися своей учебной деятельности;
·
учащиеся
– осмыслить свою учебную деятельность на занятии.
1. Преподаватель подводит итоги
деятельности учащихся на занятии, выставляет оценки, обосновывает их, дает
рекомендации по устранению ошибок.
2. Преподаватель предлагает
ответить на вопрос, поставленный в начале урока: в игре «Морской бой»,
шахматах и в ЭТ используется один и тот же способ обозначения местоположения
корабля, шахматной фигуры и ячейки в ЭТ.
Проанализировав
свою деятельность на занятии, продолжите высказывания ( высказываются по
цепочке, выбрав понравившееся начало фразы) :
«Сегодня мы
познакомились с….. и научились…», «Наиболее трудным для меня оказалось…»,
«Знание электронных таблиц необходимо для…», «Наиболее полезной для меня
оказалась информация о ...»
VIII. Домашнее задание. ( 5 мин)
Цель этапа:
·
преподаватель
– сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения;
·
учащиеся
– записать д.з.; выяснить непонятные для себя моменты.
Домашнее задание:
повторить конспект, заполнить таблицу, указав направление копирования
стрелками ®, ¯ и записав формулу в новой ячейке.
Ячейка
|
Её формула
|
Новая ячейка
|
Направ
ление копирования
|
Формула в новой ячейке
|
А4
|
=B2+C3
|
A5
|
|
|
D5
|
=F4*7+12
|
E5
|
|
|
B15
|
=3/C6 – E2
|
D15
|
|
|
E24
|
=2,5+M7
|
E26
|
|
|
C4
|
=A2 – D3
|
D5
|
|
|
F20
|
=B5/A3
|
H22
|
|
|
M6
|
=$C2+6
|
N6
|
|
|
M6
|
=$C2 – 4
|
M8
|
|
|
C2
|
=$A$5+1
|
D3
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.