Конспект
урока музыки в 6 классе
для детей с тяжелой степенью
умственной отсталости
Составитель: учитель музыки
Грядунова
С.В.
2014
В мире музыкальных звуков
I.
Данный урок является
уроком-обобщением по теме «В мире музыкальных звуков», который предполагает закрепление
ранее изученного. На предварительных уроках речь шла о роли и значении музыки
в повседневной жизни человека, о разнообразии музыкальных звуков в окружающем
мире: музыке природы и музыке, создаваемой человеком; знакомство с понятием
«музыкальное настроение», терминами «мажор» и «минор».
Для проведения урока необходима психологически-комфортная
обстановка для учащихся. Пространство должно быть организовано с учетом
различных видов деятельности: своеобразных зон для работы стоя, сидя и лежа
(необходим ковер). Детям не должно быть тесно при выполнении индивидуальных
заданий для того, что бы побыть наедине с самим собой.
Предварительная подготовка: аудиозаписи классической музыки со звуками
природы, наглядные пособия – эмоции (веселый, грустный), термины, краски, вода,
бумага, небольшие мячики, музыкальные инструменты.
II.
Тема урока: «В мире музыкальных звуков»
Цель урока: Формирование у учащихся умения
анализировать свои эмоциональные состояния, возникающие под воздействием
различных музыкальных звуков.
Задачи: - закрепление знаний о «музыкальном
настроении»;
- формирование эмоциональной отзывчивости у детей
на музыку, выражающую настроение природы и человека;
- развитие способности учащихся выражать свое
внутреннее эмоциональное состояние; стимулирование их творческого воображения.
Основные понятия:
Музыкальное настроение, мажор, минор, слушатель, слушательская
культура.
Виды помощи: иллюстрации, соответствующие терминологии.
Ход
урока
Орг. момент. (5-7-мин)
Приветствие учителя:
Сейчас музыкальный начнется урок,
Об этом сказал нам веселый звонок.
Сказал, заливаясь на ноте высокой
«Друзья, поздравляю с началом урока!»
В начале урока я хотела бы узнать, какое у вас сегодня
настроение. Для этого я предлагаю вспомнить, как зовут в музыке брата с
хорошим, веселым настроением (Мажор) и брата с плохим, грустным настроением
(Минор). А сейчас скажите, кто больше подходит к вашему настроению: Мажор или
Минор и почему (выслушиваются ответы детей).
Сейчас я предлагаю вам поздороваться как Мажор и как
Минор, но те, у кого плохое настроение будут здороваться как Мажор (весело), а
те, у кого хорошее настроение – как Минор (грустно).
Исполняется распевание: «Здравствуйте, я Мажор, здравствуйте, я Минор».
Я надеюсь, что ваше настроение стало лучше.
Основная часть. Тема нашего сегодняшнего урока: «В мире музыкальных
звуков» и целью нашего урока будет: попытаться разобраться в чувствах, которые
возникают у нас в процессе слушания музыки и различных звуков.
Индивидуальная работа (длительность 4-5 мин.) Сейчас я предлагаю вам на
некоторое время закрыть глаза. Внимательно вслушайтесь в звуки, которые нас
окружают:
·
Какие звуки вы слышите на
улице и коридоре? (30 сек.)
·
Какие звуки слышите в
классе? (30 сек.)
·
Какие звуки слышите внутри
себя? (30 сек.)
Я хотела бы выслушать каждого из вас, что вы услышали и какие
трудности у вас возникли (рефлексия).
Работа в группах (длительность 6-7 мин.) Я предлагаю вам разделиться
на две группы. Вспомните, пожалуйста, правила, помогающие работать нам в группе
(учащиеся предлагают правила).
1 группа подумает над тем, какие же звуки и музыка
окружают нас, создаваемые природой,
2 группа – какие звуки нас окружают, созданные
человеком.
На работу предлагаю 3 минуты.
Работа в группах, представление результатов одним
учащимся из каждой группы.
Речь человека – это тоже музыка. Голос человека можно
сравнить с музыкальным инструментом и у каждого он неповторимый и особенный.
Эвритмия (длительность 3-4 мин.) Я предлагаю сейчас всем
встать в круг, взять каждому небольшой мячик и под чтение стихотворения
переложить его из руки в руку и отдать соседу (по кругу).
Читается стихотворение совместно с детьми:
В тишине
лесной глуши
Шепот к шороху спешит,
Шепот к шороху спешит,
Шепот по лесу шуршит.
Шу-шу-шу да ши-ши-ши,
Тише, Шорох, не шурши,
Навостри-ка уши – Тишину послушай.
Музыкально-ритмическая деятельность. Импровизация на музыкальных инструментах
(примерно 4-5 мин.)
Прогулка по «музыкальному лесу»: Я предлагаю отправиться на прогулку в лес, но
не простой, а музыкальный. Для этого вам нужно каждому взять музыкальный
инструмент и назвать его.
(учащиеся выбирают себе музыкальные инструменты и
хаотично располагаются по залу).
Все, у кого есть инструмент будут музыкальными деревьями, а один
человек будет ходить по лесу с закрытыми глазами. Мимо какого «дерева» он
проходит, то дерево и «звучит». Ходить можно в любом направлении и в любом
темпе. Около кого «гуляющий» открывает глаза с тем он и меняется местами.
Затем рефлексия, стоя в кругу.
А сейчас я приглашаю вас пройти на воображаемую поляну (ковер).
(дети проходят на ковер)
Цветотерапия (рисование по сырому) (длительность 5-7 мин.) В процессе слушания
музыки я предлагаю свои ассоциации выразить с помощью красок (звучит
классическая музыка, например, «Валь цветов» П.И. Чайковского)
(дети рисуют акварелью по сырому листу бумаги,
предварительно нанеся воду на лист бумаги; наблюдают сливание красок)
Рефлексия. Расскажите, что вы чувствовали в процессе рисовании, когда наблюдали,
как сливаются краски.
(ответы учащихся)
Сейчас я предлагаю немного здесь отдохнуть: лечь на
ковер, закрыть глаза, расслабиться и попробовать представить то, о чем я буду
рассказывать.
Психогимнастика «Волшебный лужок». Звучит музыка со звуками природы (длительность
3-4 минуты).
Рассказ под музыку.
«Представьте себе волшебный лужок. Вокруг разные цветы – белые ромашки,
красные гвоздики, синие васильки, желтые одуванчики…
Они приятно пахнут – почувствуйте их запах…
В траве земляника – сладкая, сочная, ярко-красная…
На зеленых листочках земляники блестят капельки росы…
Неподалеку журчит ручеек. Опустите ручки в ручеек, почувствуйте
водичку.
Она прохладная, бежит между пальцами…
Слышны звонкие голоса птиц, шелест листьев…
Лужок согревает солнце…
Вы идете по мягкой теплой траве…
Вот виднеется сказочная избушка…
В сказочной избушке живет волшебница. Она выходит из избушки и взмахивает
волшебным платочком. В этот момент каждый из вас может загадать желание…
Подул свежий ветерок…
Это волшебница прощается с вами.
Вдохните его… Выдохните…
Он не простой, а волшебный. Каждое его дуновение приносит вам тепло
лужайки, свежесть ручейка, запахи цветов и земляники…
Постарайтесь все это запомнить и взять с собой…
Откройте глаза».
Заключительная часть (длительность 3-4 мин.)
Учителем читается стихотворение И. Исакова «Музыка».
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое это музыка?
Расскажите мне скорей!
Птичьи трели – это музыка,
И капели – это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
Видишь, лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку,
Видишь, тучка в небе хмурится –
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучи, и у дождика,
И у маленького зернышка –
Тоже музыка своя.
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку…
На сегодняшнем уроке, ребята, мы с вами еще раз убедились в том, что
где бы мы не находились, нас везде окружают музыкальные звуки, которые вызывают
у человека различные чувства и настроения.
Обратная связь. В заключение урока я хотела бы услышать от каждого из
вас:
·
Что на уроке мне было
легко
·
Что на уроке мне было
сложно
Предлагаю вам подумать 30 секунд над ответом.
(выслушиваются ответы детей)
Спасибо за работу на
уроке, урок окончен.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.