Конспект урока
музыки «Колыбельная»
1 класс
Цель: познакомить
с жанром колыбельной песни.
Задачи:.
знакомство с жанром песни: колыбельная, ее основных признаков; уметь услышать
главную интонацию колыбельной: «баю бай»; воспитание эмоциональной отзывчивости;
развитие музыкального слуха; музыкальной памяти; чувства ритма;
развитие
вокально-хоровых навыков; ассоциативного мышления; развитие творческих
способностей; воспитание доброты и любви к маме, к природе.
Методы:
·
Объяснительно-
иллюстрационный;
·
Частично
поисковый;
·
Анализа
и сравнения;
·
Обобщения;
·
Музыкальной
драматургии;
·
Ретроспективы
и перспективы.
Форма
организации учебной деятельности:
·
фронтальная;
·
групповая;
·
индивидуальная.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1.Организационный
момент
Музыкальное
приветствие. Позитивный настрой (просмотр видеоролика)
2.Актуализация
опорных знаний
Сегодня на
уроке мы познакомимся с жанром колыбельной песни, узнаем ее основные признаки и
главную интонацию колыбельной песни «баю-бай».
3.Раскрытие
темы урока
Вход
под музыку “Спят усталые игрушки” – музыка Островского. Музыка1.mp3
Ребята,
какая музыка встретила вас? (Это песня из передачи “Спокойной
ночи малыши”).
Да,
эта музыка часто звучит по радио и телевидению.
А
как называется песня, которую мама поёт вам или вашим младшим братьям или
сёстрам перед сном? (Колыбельная.)
-
Сегодня мы и поговорим о разных колыбельных. Сегодня у нас будет необычный
урок, мы совершим с вами путешествие в вечернюю сказку.
-
А поможет нам туда попасть волшебный цветик – семицветик.
-
С его помощью мы познакомимся и узнаем все характерные черты колыбельных песен,
исполняя и слушая различные музыкальные произведения. Мы будем постепенно
заполнять значение каждого лепестка нашего цветика – семицветика, узнавая
что-то новое.
-
Итак, отправляемся в путешествие в вечернюю сказку. Послушайте пьесу и
предположите о чем она..
Слушание пьеса
“Мама” – П.И. Чайковского) Музыка2.mp3
Прозвучала
пьеса “Мама” – П.И. Чайковского из “Детского альбома”
-
А какой инструмент исполнил пьесу? (Фортепиано.)
Кто
для нас самый близкий и родной человек на свете?( Мама.)
-
А с каким чувством мы говорим о маме? (С любовью, нежностью.)
Да,
добрые мамины глаза, приветливая улыбка, ласковая мамина песня перед сном.
-
Как называется такая песня? (Колыбельная.)
-
Ребята, есть у вас любимая игрушка?(ответы детей): А свои
игрушки укладываете спать?
Давайте
попробуем изобразить, как мама укладывает малыша. Мы ребята поможем себе движением
руки, подчеркнём выразительность интонации.
На
что похоже движение наших рук? Какая интонация звучала в пьесе? (Убаюкивающая,
покачивающая.)
Молодцы!
Как прекрасно началось наше путешествие. Вот мы и разгадали сердцевину нашего
волшебного цветка. Ведь все его лепестки выросли из этого главного свойства
музыки – интонация.
-
Любая мама, мама – волчица, мама – медведица, для своего малыша укладывая его
спать, поёт спокойную убаюкивающую песню.
-
А какую вы знаете колыбельную мамы – медведицы? ( “Умка”.)
Давайте
её послушаем.
Слушание
Песня
«Колыбельная Умки». Музыка3.mp3
Когда
наступает вечер, стихает вьюга, и на берегу становиться тихо и спокойно, тогда
белая медведица начинает петь песенку для своего маленького непослушного
медвежонка.
-
Давайте ребята встанем и изобразим интонацию движением тела.
-
Продолжая путешествие в вечернюю сказку мы разгадаем лепесток и определим какой
был у песенки ритм?
-
Приготовьте ваши ладошки и давайте вместе прохлопаем его.
Какие
были хлопки? (Ровные.)
Так
значит ритм, какой? (Ровный.)
А
куда движется мелодия в конце каждой фразы ребята? (- Низходящая.) Давайте
покажем движение мелодии рукой.
А
мелодия плавная или скачкообразная? ( Плавная.)
-
А чтоб разгадать следующий наш лепесток нам надо определить какой темп у
колыбельной.
-
Кто пойдёт и выберет нужную карточку темпа?
(выбор
карточки темпа)
Стремительный
Умеренный
Медленный
-
Темп умеренный.
Сколько
мы разгадали лепестков! Но нам нужно двигаться дальше. - Путешествие в вечернюю
сказку продолжается.
-
Пусть прозвучат стихотворения о колыбельных песнях. (читаю стихотворения)
Спи,
младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою. (М. Лермонтов)
|
|
А
баю, баю, баю,
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок,
Он ухватит за бочок.
|
Давайте
попробуем сочинить мелодию этой колыбельной. (исполняют свои сочинённые
мелодии) Какие по характеру они получились? ( Добрые,
светлые, ласковые.)
Значит,
они прозвучали? – в мажоре.
-
А сейчас, ребята, мы определим динамику. Чтобы малыш заснул, как нужно
исполнить песенку? (тихо)
-
А в каком регистре мы исполняем? (показ карточек) ( В среднем)
высокий
средний
А
каким тембром голоса надо исполнить колыбельную? (Мягким,
нежным).
Посмотрите
на наш цветик – семицветик, мы разгадали с вами значение последнего лепестка.
Средства
музыкальной выразительности
-
Путешествие в вечернюю сказку заканчивается.
-
А каких песнях, мы сегодня говорили? Слушали их, исполняли, разучивали? (Колыбельные.)
А
какие черты объединяют все колыбельные песни? (показ по лепесткам, ответы
хором)
Пение
Песня
«Солнышко» - чисто интонировать, брать дыхание между фразами.
Песня
«Автобус» С.и Е. Железновы – знакомство с новой песней разучить слова и мелодию
первого куплета и припева. Беседа
4.Закрепление
темы и подведение итогов урока
Что нового
вы узнали на уроке?
Какое открытие
вы сегодня сделали на уроке? Чему каждый из вас научился? О чем бы вы могли
рассказать своим родителям дома после нашего урока?
Оценивание. Поощрение
активных детей оценкой, комментарии к каждой оценке. Пожелание проявлять
большую активность другим учащимся.
Рефлексия
- С чем вы уходите сегодня с урока?(Выбирают
знак-символ, соответствующий позиции ученика, крепят его на общий лист
рефлексии и высказываются)
Д/З
Нарисуй
колыбельную.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.