Урок 3
Тема урока: Симфония
Цель урока:
Закрепить и обобщить знания о симфоническом оркестре.
Познакомить с понятием симфония как образцом симфонической музыки
Осуществление комплексного подхода к уроку через межпредметные связи.
Задачи урока:
Образовательные задачи:
• Повторить знания о симфоническом оркестре.
• Выявить уровень усвоения учащимися полученных знаний.
• Показать особое значение роли дирижёра при
исполнении симфонической музыки.
• Актуализация опорных знаний учащихся.
Развивающие задачи:
• Развитие познавательного интереса к урокам музыки, творческой
активности учащихся.
• Развитие чувства ритма, творческих способностей.
• Развитие внимания, мышления, речи.
• Учить мыслить, рассуждать, чувствовать
музыку, характеризовать музыкальные образы
Воспитательные задачи:
• Воспитание интереса, любви к искусству.
• Воспитывать слушательскую культуру,
эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки
• Воспитание эмоциональной отзывчивости.
• Способствовать воспитанию духовной культуры учащихся.
• Создание ситуации успеха для каждого ученика.
Тип урока:
Урок
комплексного применения ЗУН учащихся.
Оборудование
- Презентация: Симфония
- Аудиозаписи:
·
Фрагменты - примеры звучания инструментов симфонического
оркестра;
·
Фрагменты - примеры звучания различных видов оркестра;
·
Фонограмма песни «Страна чудес»
Методы и приемы:
·
Диалоговая беседа
·
Элементы критического мышления
·
Применение ИКТ
·
Анализ
·
Самооценка
·
Взаимооценка
·
Слушание
·
Рефлексия
Ход урока
I.
Организационный момент:
- Музыкальное приветствие
- Настал новый день.
Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте:
как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы
и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните
и выдохните... Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту, тепло
солнечных лучей.
Слайд 1
II. Введение в тему
- Мир музыкальных инструментов достаточно широк. Сегодня мы
продолжим разговор о симфонической музыке и познакомимся с таким понятием как
симфония. Будем слушать звучание симфонического оркестра, самого
разнообразного по тембрам и звуковым краскам, где каждый инструмент обладает
своим характером.
III.
Повторение пройденного материала
1.
У каждого вида искусства есть свои выразительные средства. У художника это
краски и линии, у композитора музыкальные звуки, у поэта – слова, у скульптора
– мрамор. Такими выразительными свойствами – различной окраской – обладают
голоса музыкальных инструментов симфонического оркестра.
- Что такое
«симфоническая музыка»?
Симфоническая
музыка - это музыка, которую исполняет симфонический оркестр.
2. Давайте
вспомним, что такое оркестр?
Древние
греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой, на которой выступали
музыканты и танцоры.
Сейчас
оркестром называют большую группу музыкантов(12 человек и более),
исполняющих музыку на различных инструментах.
-
Правильно. Когда играет сразу много инструментов – это играет оркестр. Значит,
ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных
инструментах. Слайд
2
3.
Вы уже знаете, что оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от
того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. И,
конечно, каждый оркестр имеет свои выразительные, тембровые и
динамические возможности.
-
Давайте вспомним виды оркестров. Слайд
3
Слушание:
4 вида оркестровых произведений. Беседа по определению характера музыкальных
произведений, их сходства и различия (джазовый, симфонический, струнный военный,
народных инструментов). Слайды 4,5,6,7,8,9
4.
Давайте вспомним и назовем инструменты, входящие в группы симфонического
оркестра.
Презентация
«Группы инструментов» Слайды
10,11,12,13,14,15
5.
Игра «Третий
лишний»
Слайд 16
6.
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Представителя, какой творческой профессии вы
видите на слайдах? К кому он обращается и что за таинственные знаки он
посылает?
Кто
не вежливый такой:
Повернулся
к нам спиной,
Стал
размахивать руками
Прямо
в зале перед нами.
Не
приучен он к порядку
Или
делает зарядку?
С
кем звучит оркестр и хор?
Знаем,
это…
Дирижер
слайд 17
7.
Пантомима
-
Я вам тоже предлагаю вам примерить фрак дирижера. Покажите жестами и мимикой:
- утверждающий жест («Да, это именно
так!»)
- отрицающий жест («Нет-нет, ни в коем
случае!»)
- величественный жест («Я повелеваю»)
- отстраняющий жест («Уберите это!»)
- вопрошающий жест («Что это такое?»)
- просящий жест («Очень прошу, дайте,
пожалуйста!»)
- негодующий жест («Да, что же это такое,
в самом деле!»)
III.
Работа над песней
-
дыхание, распевание, работа над текстом
3а
– Смешной человечек, 3б – Носорог
IV.
Новая тема
- Сегодня мы
познакомимся с понятием СИМФОНИЯ. Как вы думаете, что это такое?
Ответы детей Слайд 18
- Это
самый главный жанр симфонической и инструментальной музыки. Слово симфония в
переводе с греческого языка означает «созвучие». Такое название жанр получил
потому, что симфонические произведения пишутся для оркестра (симфонического,
духового или оркестра народных инструментов), где огромное количество
инструментов звучат одновременно. Иногда композитор может создать симфонию, где
одна из главных партий исполняется хором и солистами.
Термин
симфония существовал еще в древней Греции, но называли им народный музыкальный
инструмент, затем симфония означала «пение», «музыку» в целом. Только в 17 веке
симфонией стали называть крупные вокально-инструментальные произведения. Первые
симфонии появились в Италии. Немного позднее симфонии появились в Германии.
Симфония относится к классической
музыке.
Слайд 19
- Мы
прослушаем фрагмент одной из самых известных симоний в мире – симфония № 40
В.А.Моцарта.
Слушание
симфонии
-
Беседа по прослушанному.
-
Назовите музыкальные инструменты и отметьте те, которые входят в состав
симфонического
оркестра.
Слайд 20,21
V.
Рефлексия
Слайд 22
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.