Волкова
Ольга Алексеевна
Учитель
математики
Муниципальное
бюджетное учреждение
средняя
общеобразовательная школа №10
муниципального
образования
г.
Новороссийск
УРОК
МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ
ПО
ТЕМЕ: «КУБ»
ИЗ
ГЛАВЫ
«ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ
ТЕЛА»
УМК
ЗУБАРЕВА И.И., МОРДКОВИЧ А.Г.
Интерактивный
урок №1 в изучении темы «Геометрические тела». На уроке рассматриваются
свойства куба, алгоритм построения его чертежа, формула поверхности куба.
Урок 1
Тема
урока: «Куб»
Цели
урока:
а) обучающая - познакомить учащихся с
элементами
- ввести понятие развертки куба, модели тела;
- вывести формулу площади поверхности куба;
б) развивающая - развивать математическое мышление;
- развитие пространственного воображения;
- научиться переводить наглядную картинку – чертеж в логический вывод, в
формулу;
в) воспитывающая - воспитание аккуратности
при построении чертежа;
-
воспитание четкости мысли при построении логических выводов.
Задачи урока: - сформировать
навыки построения чертежа пространственной фигуры;
-
научиться применять формулу площади поверхности куба.
Оснащение
урока: компьютер и проектор для демонстрации
презентаций; на каждом ученическом столе по два цветных пластмассовых
кубика и набор разверток; набор различных моделей куба у учителя.
Ход
урока
1.Организация
начала урока.
Здравствуйте!
Сегодня мы отправимся в путешествие в одну очень интересную страну знаний, в
страну под названием Геометрия. Живут в этой стране геометрические фигуры или
геометрические тела. Все об этой стране вы узнаете в старших классах, а сегодня
она поведает нам лишь некоторые свои тайны.
2.Сообщение
темы, цели и задач урока
Посмотрите
на рисунок (слайд №2),
на
котором изображены две группы геометрических тел. Как вы думаете, по какому
признаку эти геометрические тела разбиты на две группы? [ Одни тела круглые, а
другие состоят из плоских фигур]
Сегодня
мы будем изучать хорошо вам известное геометрическое тело, оно стоит у каждого
на столе, и я держу его в руках. Что это за геометрическое тело? К какой
группе тел оно относится? Правильно ли мы назвали это геометрическое тело
подскажет компьютер, он объявит нам тему нашего урока, а мы запишем ее (слайд
№3) в тетрадь.
Мы
угадали правильно, сегодня мы будем говорить о кубе. Узнаем, как называются
элементы куба, научимся чертить куб, узнаем, как находить площадь поверхности
куба , где в жизни мы встречаемся с кубом. Руководить нашей работой будет
компьютер, он будет подсказывать нам, что нам нужно делать.
3.
Актуализация знаний учащихся.
Скажите,
ребята, вы раньше встречались с кубом? Правильно, все мы в детстве играли в кубики.
А все ли вы знаете о кубе? Давайте себя проверим.
4.
Изучение нового материала.
Посмотрите на компьютер,
на экране появилась новая запись (слайд №4),
запишем ее в тетрадь. Компьютер просит,
чтобы мы внимательно посмотрели на куб.
Давайте
возьмем в руки куб и рассмотрим его.
-
Из чего состоит поверхность куба?
[ Из квадратиков]
-
А что мы знаем о сторонах квадрата?
Посмотрите,
у каждых соседних квадратиков одна сторона общая, что тогда мы можем сказать о
всех квадратиках, из которых состоит куб?
[ Все квадраты равны]
Каждый
такой квадратик называется гранью. Посчитайте, сколько таких
граней-квадратиков у куба? Правильно, 6 граней, т.е. их много, поэтому куб еще
называют многогранником.
У каждой грани есть граница. Проведите пальцем по границе каждого квадратика.
Каждая граница называется ребро. Сколько ребер у куба?
[ 12 ребер]
Ребра
квадратиков сходятся вместе и образуют углы куба. Каждый такой угол куба
называется вершина. Из каждой вершины выходят ребра. Сколько ребер выходит из
каждой вершины?
[ 3 ребра]
5.
Первичное закрепление знаний
Давайте
повторим:
Сколько
граней у куба?
Сколько вершин у куба?
Сколько
ребер у куба?
Сколько
ребер выходит из одной вершины?
Сколько ребер у каждой грани?
Сколько соседних граней имеет каждая грань?
6.
Усвоение новых знаний
Посмотрите, на экране
появилась новая запись (слайд №5), давайте перенесем ее в тетрадь и
будем учиться рисовать куб. Компьютер будет подсказывать, как это делать.
(Построение идет на доске с параллельным
показом
слайда №6.
Для быстроты построения лучше взять за
длину ребра четное количество клеточек).
Мы построили куб, подпишите
его элементы. Вы обратили внимание, что некоторые ребра я изобразила сплошной
линией, а некоторые – пунктирной? Как вы думаете, почему это, в чем различие?
Сколько граней у куба мы всегда видим?
Мы с вами устали, давайте отдохнем и
разгадаем ребусы(слайд №7 и №8).
Нам
удалось расшифровать два слова: развертка и модель. Со словом модель мы
встречались много раз, а вот как оно связано с кубом? Как вы думаете?
Правильно, кубов много, они бывают разных размеров, изготовлены из разных
материалов, но наш каждый куб является представителем всего семейства, поэтому наш
куб – модель.
А вот слово «развертка» нам встретилось
первый раз. На какое слово оно похоже? Посмотрите, компьютер советует,
записать новое слово в тетрадь (слайд № 9)
Вот
давайте развернем наш куб и посмотрим, что получится (слайд №10 и №11).
Во
что развернулся куб? [ В 6 соединенных квадратиков]
А
теперь подумайте над следующим вопросом: из любой развертки можно сложить
куб? Посмотрите, на экране 8 разверток, из любой можно сложить куб?
(Задача
№922.Математика -5, Зубарева И.И., Мордкович А.Г. на экране, (слайд №12 и
слайд №13), не могут быть разверткой куба №3, №5 и №7. Сразу отсевается
№5, в ней 7 квадратов. Все остальные развертки вырезаны и на каждой парте
лежит полный комплект, развертки находят перегибая выкройки и складывая куб.)
Выберите
на развертках, где будет верхняя и нижняя грани. Подпишите на развертках буквы
В и Н. У всех получилось одинаково? Почему получились разные отметки?
7.
Применение новых знаний.
Мы
с вами определили, что куб состоит из 6 квадратов. Как найти площадь квадрата?
А шести квадратов? Посмотрите, компьютер показывает, какую запись мы должны
сделать в тетрадь (слайд № 14).
Мы
записали формулу площади поверхности куба.
А
какая площадь поверхности у куба со стороной в 25
см? Проверим себя (слайд №15)
Знаете
ребята, я так хочу поставить в нашем кассе аквариум в форме куба со стороной 1
м. Сколько стекла нужно будет купить?
[ 5 м2]
Почему
5м2 , а не 6м2 ? Правильно, рыбкам нужен воздух, какой
грани у нас не будет?(слайд №16)
Где
еще мы можем встретить куб?
[
Различные коробки, музыкальные центры, игрушки, украшения на люстрах]
8.
Подведение итогов урока.
С
какой геометрической фигурой мы сегодня работали?
С
какими элементами куба мы познакомились?
Каких
элементов 12? Каких 8? Каких 6?
Почему
куб называют многогранником?
Какие
новые слова мы узнали из ребусов?
Как
найти площадь поверхности куба?
Где
мы в жизни встречаемся с кубом?
9.
Домашнее задание
На
альбомном листе приготовить развертку куба со стороной 5см, изготовить из неё
куб.
Найти площадь поверхности куба со
стороной 12см.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.