Конспект урока математики для 5-го класса по теме "Окружность
и круг"
Цели и задачи урока:
Обучающие:
- Ввести понятия окружности, круга,
радиуса, диаметра.
- Вывести соотношение между радиусом
и диаметром.
- Научить находить радиус, если
известен диаметр и наоборот.
- Познакомить с инструментом
“циркуль”, научить чертить окружность с помощью циркуля.
Развивающие:
- Развитие логического мышления,
внимания, творческих и познавательных способностей, воображения, умения
анализировать, делать выводы.
- Формирование точности и
аккуратности при выполнении чертежей.
- Применение информационных
технологий при изучении математики.
- Получение новых знаний путем
проведения опытов.
Воспитательные: развитие
трудолюбия, дисциплинированности, уважения к одноклассникам, формирование
интереса к математике.
Ход урока
I. Организация начала урока.
II. Сообщение темы, задач и
целей урока.
-Тема нашего сегодняшнего
урока состоит их двух слов, которые зашифрованы на доске.
Чтобы разгадать первое слово, вам необходимо расположить
числа в порядке возрастания. О-2 К-14 Р-19 У-27 Ж-49 Н-69 О-85 С-86
Т-100 Ь-115
Второе слово: расположите числа в порядке
убывания, увеличив каждое число в 9 раз.
5-Р 4-У 0-Г 7-К
- Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями:
окружность и круг, выясним чем отличаются эти понятия. Ребята, откройте тетради
и запишите, число, классная работа и тему урока “Окружность и круг”.
III. Изучение нового
материала.
-Вокруг нас много круглых предметов. Попробуйте
ответить на вопрос: «Что случится, если в один прекрасный момент исчезнут все
круги?»
-Казалось бы - пусть все станет квадратным.
Разве нельзя прожить без круглых труб, а к квадратным колесам можно привыкнуть.
Оказывается, что это не так. Круглых предметов вокруг нас очень много и без
них нам никак.
-Вспомните, как вы раньше рисовали окружность:
брали какой-нибудь круглый предмет и просто обводили его. Но представьте, что
надо нарисовать 10 разных окружностей. Нельзя же брать 10 разных тарелок. И
какой люди нашли выход?
-Для построения окружности существует
специальный инструмент циркуль.
- Ребята обратите
внимание, как пишется слово “циркуль”.
Циркуль.
Циркуль мой, циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и – ни шагу.
Слово «циркус» в переводе с латинского означает
«круг».
- У циркуля две ножки. На конце одной ножки
игла, на конце другой грифель. Ножки циркуля двигаются. (Показываю на доске
построение окружности). Для того чтобы начертить окружность надо отметить точку,
поставить в точку ножку циркуля с иглой, взять циркуль за хвостик и провести
окружность. Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а
расстояние между ножками не должно меняться.
- Ребята, попробуйте начертить окружность в
тетради.
- Точка, которую мы отметили, называется
центром окружности. Обычно центр окружности обозначают буквой О. Слово «центр»
произошло от латинского слова «центриум» - палка с заостренным концом, которой
погоняли быков; позднее оно стало означать заостренную ножку циркуля, а потом и
точку, которую оставляет циркуль на листе бумаги.
-А теперь отметьте на окружности любую точку и
соедините ее с центром. Мы получили отрезок, который называется радиусом. Т.е.
радиус – это отрезок, который соединяет центр с любой точкой окружности.
Обозначается радиус маленькой латинской буквой r.
-Колесо - одно из великих достижений
человечества. И слово радиус переводится как «спица колеса». Если мы рассмотрим
нашу окружность как колесо, сколько спиц на нем может быть? А они могут быть
разными по размеру?
-Т.е. какой мы сделаем вывод: у окружности
может быть бесконечно много радиусов и они равны между собой..
-. А если мы возьмем и согнем колесо пополам,
то полученная линия сгиба - это диаметр, он проходит через центр окружности.
Т.е. диаметр – это отрезок, который проходит через центр и соединяет две точки
окружности. Давайте построим диаметр окружности. Обозначается диаметр маленькой
латинской буквой.
-А как связаны между собой диаметр и радиус?
- Диаметр состоит их двух радиусов.
Это отношение можно записать следующим образом.
d = 2r.Из этого отношения также следует, что r = d : 2
-А сколько можно провести диаметров?).
-Отрезок, соединяющий две
точки окружности называется хордой.
-В совей речи я употребила слова «окружность» и
«круг». Это одно и то же или нет? Чем отличается круг от окружности?
-Окружность-линия, все точки
которой расположены на одинаковом расстоянии от центра.
-Круг – часть плоскости,
ограниченная окружностью.
У круга есть одна
подруга,
Знакома всем ее
наружность:
Она идет по краю
круга
И называется -
окружность.
Исторические сведения.
- В Древней Греции круг и окружность считались
венцом совершенства. Действительно, в каждой своей точке окружность устроена
одинаковым образом, что позволяет ей двигаться самой по себе. Это свойство
окружности сделало возможным возникновение колеса, поскольку ось и втулка
колеса должны все время быть в соприкосновении. Но еще до колеса люди
использовали круглые бревна-катки для перевозки тяжестей. Рисунки на стенах
египетских пирамид рассказывают нам, что именно так доставлялись огромные камни
на строительство этих пирамид.
- В русском языке слово “круглый” тоже означает
высокую степень чего-либо: “круглый отличник”, “круглый сирота” и даже “круглый
дурак”.
- В школе свойства окружности и круга изучаются до 11 класса, но первые
представления у учащихся должны быть уже в 5 классе.
IV. Указание на то, что
учащиеся должны запомнить.
- Теперь давайте подведем итоги и поработаем с
определениями новых геометрических понятий. На карточках написано начало
определений, а на отдельных листочках – их продолжения. Найдите для каждого
определения его продолжение.
Окружность – замкнутая
линия, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от данной точки.
Эта точка называется центром окружности.
Круг – это часть плоскости, которая лежит внутри окружности (вместе
с самой окружностью).
Радиус – отрезок, соединяющий центр окружности с точкой на
окружности.
Диаметр – отрезок,
соединяющий две точки окружности и проходящий через центр окружности.
Все радиусы окружности равны друг другу.
Все диаметры окружности равны друг другу.
V. Первичное закрепление
изученного материала.
- Мы с вами сегодня чертили окружность
произвольного радиуса. А если нам нужно начертить окружность, радиус которой,
например, 2 см. Как это сделать?
- Чтобы выполнить это задание понадобится
линейка и циркуль.
- Ребята, как вы думаете для чего нужна
линейка? (Ответы детей).
- По линейке отмеряем 2 см. Это радиус
окружности. Теперь надо отметить центр окружности, обозначим его буквой О.
Начертим окружность
-Отметьте две точки, лежащие внутри окружности,
на окружности, вне круга.
Задание № 395, 398 из учебника (устно).
№ 399 по рядам.
№400
VI. Физкультминутка.
- Ребята, давайте сделаем разминку. Сядьте
ровно.
Тема нашего урока “Окружность и круг” покажите
мне руками маленькую окружность. А теперь представьте, что наша окружность
раздувается, становится все больше и больше. Показываем, вот какая получилась
окружность. А теперь поднимаем эту окружность над собой и держим над головой.
Представим, что подул ветер и наша окружность наклоняется сначала влево, потом
вправо. А теперь представим что окружность превратилась в воздушный шарик и
отпускаем ее.
Молодцы!
VII. Практическая работа на карточках
с рисунками.
- Ребята, следующее задание мы будем выполнять
самостоятельно на карточках.
Для каждого из понятий подберите
соответствующий ему рисунок.
VIII. Итоги урока.
- Сегодня на уроке мы узнали, что такое
окружность, круг, чем они отличаются. Познакомились с новым инструментом, -
циркулем. Научились строить окружность с его помощью. Узнали что такое радиус,
диаметр. Научились находить радиус, если известен диаметр и наоборот. Узнали
исторические сведения об окружности, провели опыты, как с помощью подручных
средств получить окружность. Выполнили творческое задание на персональных
компьютерах.
Рефлексия (Приложение 1)
- А теперь продолжите предложения, которые вы
видите на экране:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…
Я попробую….
Меня удивило…
Мне захотелось…
IX. Домашнее задание.
№ 406 (письменно), повторить № 405 (устно).
Дополнительно.
Творческое задание. Оценивается отдельно.
Выполнить на альбомных листах. С помощью
циркуля создать рисунок из окружностей.
Окружность –
замкнутая линия…
… все точки которой
находятся на одинаковом расстоянии от центра.
Круг – это часть плоскости…
…которая лежит внутри окружности (вместе
с самой окружностью).
Радиус – отрезок…
… соединяющий центр
окружности с любой точкой на окружности.
Диаметр –
отрезок, соединяющий…
… две точки окружности и
проходящий через центр.
Хорда –
отрезок, соединяющий…
…две точки окружности.
Все радиусы
окружности…
…
равны друг другу.
Все
диаметры окружности…
…
равны друг другу.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…
Я попробую….
Меня удивило…
Мне захотелось…
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.