Конспект урока математики в 1-м классе по программе
"Школа-2000" на тему
" Число 10" (М. 1. Ч. 3. Урок №20).
Тип урока: ОНЗ.
Тема:
«Число 10».
Цели и задачи урока:
·
сформировать представление
о числе 10 как единице счёта, рассмотреть состав числа 10, учить считать в
пределах 10;
·
формировать способность
записывать число цифрами и обозначать с помощью точек;
·
тренировать мыслительные
операции анализа и синтеза, классификации, обобщения;
·
закрепить умение решать
задачи и уравнения;
·
воспитывать интерес к
предмету.
Демонстрационный материал:
1) набор цифр;
2) образец цифры 10;
3) конверты для групповой работы;
4) модель числового отрезка;
5) девиз урока: «С мастерством готовым люди не родятся, а
добытым мастерством гордятся!»;
6) дорожки с заданиями;
7) модель треугольника с 10 чёрными точками;
8) Х – римская цифра 10;
9) «Дерево успеха»;
10) абак.
Ход урока:
1. Самоопределение к учебной деятельности. (1-2 мин.)
Цель:
1)
создать мотивацию к
учебной деятельности;
2)
определить содержательные
рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе 1:
На данном этапе создаются условия для возникновения
внутренней потребности включения в деятельность («хочу»).
Исходя из решённых ранее задач, выделяется
содержательная область («могу»).
На доске записан девиз: «С мастерством готовым не родятся, а добытым
мастерством гордятся!»
- Прочитайте, пожалуйста, девиз сегодняшнего урока. Как вы понимаете
эти слова? ( Люди не рождаются с готовым мастерством (готовыми знаниями), а
добывают мастерство трудом, они должны многому научиться. Добытыми знаниями
можно гордиться, потому что ты получил их сам.)
- Готовы ли вы добывать новые знания, чтобы потом можно было гордиться
своим мастерством? (Да.)
- Тогда начнём! Для начала, напомните мне, с чем мы познакомились на
предыдущих уроках? (Решали уравнения и задачи.)
- Сегодня мы также продолжим работу по решению уравнений и задач.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в
индивидуальной деятельности. (4-5 мин.)
Цель: готовность
мышления и осознание потребности к построению нового способа действий.
Организация учебного процесса на этапе 2:
На данном этапе воспроизводятся ЗУН, достаточные для
построения нового способа действий.
Активизируются соответствующие мыслительные операции, внимание,
память и т. д.
Предлагается индивидуальное задание, требующее нового
способа действия.
Возникшее затруднение фиксируется учащимися (мотив).
- За новыми знаниями мы отправляемся по математической дорожке.
- А вот и первые преграды на пути.
- (Дорожка № 1): Отгадайте число.
·
Назовите
предыдущее число числу 8, 17;
·
Какое число
следует за числом 7, 15?
·
Каковы
соседи чисел 9, 16?
·
На сколько 9
больше 5? Как узнали?
·
Уменьшите 6
на 4;
·
Посчитайте
от 5 до 13, от 14 до 6.
- (Дорожка № 2): Дополните до 8:
(Дети показывают ответ математическим «веером».)
5 и … 1 и …
2 и … 3 и …
4 и … 6 и …
0 и … 7 и …
- (Дорожка № 3): Сравните, записав доказательство.
(Индивидуальная работа в тетрадях.)
3+4 … 5+2
8-5 ..... 8-6
4+5 … 8+2
- Как выполнили первое задание? Как выполнили второе
задание?
- Как выполнили третье задание?
- Вы можете выполнить это задание? (Нет.)
- А почему? В чём затруднение? Почему не получается
выполнить задание?
(Побуждение к осознанию противоречия.)
Дети: - Мы не решали такие примеры (8+2) и не знаем,
сколько получится.
- Мы не знаем, как записать число 10.
При записи доказательства 9<10 прошу объяснить детей,
почему «десять» записывается как «10», а не «91» или как-то иначе.
Дети: - Мы не знаем.
- Почему?
Дети: - мы мало знаем о числе 10.
- Хотите узнать больше? (Да.)
3. Постановка учебной задачи. (4-5 мин.)
Цель: выявление места и причины
затруднения, постановка цели урока.
Организация учебного процесса на этапе
3:
Учащиеся соотносят свои действия с
используемым способом (где?), а затем выявляют и фиксируют в речи
причину затруднения (почему?).
На этой основе они ставят цель
деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется
учителем.
- Итак, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, какой
вопрос исследовать? (Побуждение к формулированию проблемы.)
Дети: Узнаем о новом числе, и его обозначении.
Физкультминутка: Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться,
разогнуться,
Три – в ладоши три
хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять – руками
помахать,
Шесть – за парту тихо
сесть.
4. «Открытие» детьми нового знания.
(Проектирование и фиксация нового знания.) (7-8 мин.)
Цель: Построение детьми нового способа
действий и формирование способности к его выполнению.
Организация учебного процесса на этапе
4:
Учащиеся выбирают метод решения учебной
задачи – свойство, понятие, алгоритм, модель и т. д., и на его основе выдвигают
и обосновывают гипотезы.
Используются предметные действия с
моделями, схемами и пр.
В итоге, новый способ действий
фиксируется в речи и знаково.
- Как узнать о месторасположении числа 10? (Надо
обратиться к числовому отрезку.)
(Работа по табло в учебнике, с. 38)
- Где расположено число 10 на числовом луче? (После 9,
перед 11.)
- Как обозначается число 10? (Двумя цифрами: «один» и
«ноль».)
- Почему же «десять» обозначается двумя цифрами?
- Возьмите белый треугольник в конверте и заполните его
десятью чёрными точками так, чтобы они располагались внутри фигуры. (Работа в
парах.)
- Остались чёрные точки? (Нет.) Пишем 0 точек.
- Где же они? (В треугольнике.)
- Сколько их там? (1 десяток.) Пишем перед нулём 1.
- Что же обозначает запись 10? (1 десяток точек в
треугольнике и 0 свободных точек.)
(Письмо цифры 10 в тетради.)
Пальчиковая гимнастика: «Кто из пальчиков ловчее?
Ручку
кто держать умеет?
Пальцы
дружно отвечают,
Головами все кивают».
- Где вы встречались с числом 10? ( Десяток яиц, десяток
пуговиц, десять рук и ног у человека.)
- Число 10 с давних времён использовалась как укрупнённая
единица счёта. С этим связано и обозначение десятка: 1 десяток 0 единиц – 10.
- Что это за запись «Х»? ( Х – римское обозначение числа
10.)
- Всё ли мы узнали о числе 10? (Нет.)
- Что ещё осталось неизвестным?
Дети: Как можно получить число 10.
- Чтобы ответить на этот вопрос, используйте абак.
( Работа с абаком в парах. Равенства записываются в
тетрадь.)
10
1+9
2+8
3+7
4+6
5+5
(Проверка.)
5. Первичное закрепление во внешней
речи. (4-5 мин.)
Цель: Усвоение нового способа действий.
Организация учебного процесса на этапе
5:
Решение типовых заданий на новый способ действий
с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства: сначала фронтально, затем
в парах или группах.
- Идём дальше по нашей математической дорожке. А это кто
нам повстречался на пути? (Буратино, Мальвина, Пьеро.)
- Мальвина очень любит математику. Она задала Буратино
выполнить первое задание. Но у Буратино никак не получается.
- Поможем нашему герою? ( Да.)
( Выполнение № 1, с. 38 учебника.)
- Что необходимо выполнить в данном задании? (В
соответствии с данным выражением разбить фигуры на части по определённым
признакам.)
Задание выполняется фронтально.
- Продолжаем путешествие.
- А это кто такой? ( Злой Карабас Барабас. Он гонится за
Буратино. Надо помочь Буратино убежать от злодея.)
- У нас это получится, если мы выполним задание № 4, с.
39 с числовым отрезком.
( Работа у доски с объяснением.)
Физминутка: «Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Видно, ключик не нашёл.
Чтобы ключик отыскать,
Нужно верно сосчитать».
6. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону. (4-5 мин.)
Цель: 1) Интериоризация нового способа
действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха;
2) проверить знания состава числа 10;
3) тренировать способность к
самоконтролю и самооценке.
Организация учебного процесса на этапе
6:
Учащиеся самостоятельно выполняют
задания на новый способ действий, сами проверяют их, пошагово сравнивая с
образцом, и убеждаются, что новый способ действий ими освоен.
Ситуация успеха фиксируется знаково
(например, плюсом). Те, кто допустил ошибки, выявляют их причину и исправляют
на следующем этапе урока.
- Что необходимо сделать? Объясните. (С помощью рисунка –
чертежа составить суммы, равные 10, используя натуральный ряд чисел).
Проверка. Ситуация успеха.
7. Включение в систему знаний и
повторение. (7-8 мин.)
Цель: Включение «открытия» в систему
знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
Организация учебного процесса на этапе
7:
Учащимся предлагаются задания, в которых
новый способ действий связывается с ранее изученными.
Системно включаются задания на
тренировку и доведение до уровня автоматизированного навыка ранее
сформированных способностей, коррекцию ошибок, подготовку к изучению следующих
тем.
- Чтобы лучше запомнить состав числа 10, выполним задание
№ 6 (решение уравнений).
8. Рефлексия учебной деятельности на
уроке. (2-3 мин.)
Цель: Самооценка результатов деятельности,
осознание метода построения, границ применения нового знания.
Организация учебного процесса на этапе
8:
На данном этапе организуется рефлексия и
самооценка учениками деятельности на уроке.
В завершение фиксируется степень
соответствия результатов деятельности и поставленной цели, намечаются
дальнейшие шаги и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с
элементами выбора, творчества).
- С каким числом познакомились на уроке? (10).
- Расскажите всё, что узнали об этом числе?
-В конце урока составляем «Дерево знаний».
(Розовые цветы – «у меня всё получилось»;
жёлтые – «я понял, но иногда испытываю затруднение»;
красные – «мне нужна помощь»).
Дома по желанию: найти дополнительную информацию
о числе 10.
Составитель: Мерзлякова Ирина Алексеевна
Учитель начальных
классов
МБОУ «СОШ №9 г. Ижевска»
(Для рубрики «Инновационные технологии»)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.