Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Чатлыковская средняя общеобразовательная школа»
МО Красноуфимский округ
«Порядок выполнения действий»
Урок математики в 5 классе
Составитель урока:
Корнилова Надежда Александровна,
I квалификационная категория
Чатлык
2013 год
Место
урока в структуре образовательного процесса: урок по
учебному плану в 5 классе по теме «Порядок выполнения действий».
Учебник: «Математика
5» Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.
Форма –
комбинированный урок с использованием ИКТ. Обобщение и закрепление материала,
решение задач различного уровня сложности, проверка усвоения знаний по теме.
Цель: совершенствовать
навык выполнения вычислений в выражениях на порядок действий.
Задачи
урока:
·
закрепить
и систематизировать полученные учащимися знания по данной теме;
·
научить
применять их к решению нестандартных задач;
·
развивать
логическое мышление, интерес к предмету, навыки самостоятельной работы и работы
в группах, творческие способности учащихся, познавательный интерес к предмету.
Приобретаемые
навыки детей: учащиеся
приобретают навыки работы с цифровыми ресурсами, навыки самостоятельной работы,
самоконтроля, навыки применения полученных знаний для решения творческих,
развивающих задач.
Технические
особенности: урок
проводится в классе, оборудованном интерактивной доской.
Ход урока
I. Организационный момент.
Мотивационный
этап к началу урока, цели, задачи, установка на работу.
Урок
начинается с вопроса к учащимся: «Как вы думаете, что самое ценное на Земле?».
(Выслушиваются ответы учащихся).
Учитель.
Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал
известный ученый Ал-Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все
стремятся к нему, само же оно не приходит». Пусть эти слова станут девизом
нашего урока.
Сегодня к
нам в гости пришли математические действия. Вы их узнали? (Приложение)
II. Устные упражнения.
Действие «сложение»
считает, что день надо начинать с утренней гимнастики, а урок математики с
гимнастики ума. Итак, представим себе, что двое из вас превращаются в
рыболовов. Посмотрим, чей улов будет больше.
Игра «Рыболов». (Приложение)
Двое
учащихся находятся у доски лицом к классу. Учитель указкой показывает одну из
«рыбок» (порядок следования рыб установлен в презентации, т.к. презентация
подготовлена для работы с интерактивным проектором) учащиеся класса выполняют
задание, записанное под рыбкой, устно и говорят ответ. Рыболовы поворачиваются
к экрану и ищут, под какой рыбкой находится правильный ответ. Если ответ
правильный, то рыбка растворяется, если нет, остается, и учащиеся продолжают
искать верный ответ. Чей улов больше, тот и будет победителем. В случае равенства
пойманных рыбок, существует золотая рыбка, под которой находится более сложное
задание.
III. Работа по рядам в группах по
нахождению значений числовых выражений.
Действие
«вычитание» предлагает найти значение выражений. (Приложение).
1 ряд.
800-625+331+87-119=
2 ряд. 245:7-35:5+11*10=
3 ряд. 36000:(62+14*2)-23*5=
Проговаривание
каждым рядом того правила, которым они пользовались, выполняя свои задания.
IV. Игра «Математическое лото».
Действие
«умножение» приготовило шесть непростых заданий, справившись с которыми, вы
откроете красивую картинку. (Приложение).
Тот, кто
выходит к доске, рассказывает свое решение.
Задание
№1. За 4 ч автомобиль должен был проехать 240 км. Но он увеличил скорость на 20
км/ч. На сколько меньше времени он потратил на дорогу?
Задание
№2. Две машинистки, работая вместе, перепечатали 264 страницы рукописи за 12 ч.
Одна из них печатала 12 страниц в час. Сколько страниц в час печатала другая
машинистка? (Решение данной задачи осуществляется двумя способами и выбирается
более оригинальный).
Задание
№3. Вычислите и сравните: 5*8+7<5(8+7).
Задание
№4. Отрезали 4 куска ткани. В одном куске 125 см, а каждый следующий на 15 см
больше предыдущего. Сколько всего ткани отрезали.
Задание
№5. В одном из вычислений допущена ошибка. Укажите в каком.
90+81+9=
141-7*4=
223+3*7=
На это
задание необходимо обратить внимание учащихся, т. к. его можно решить, не
проводя вычислений, а определить последнюю цифру в сумме.
Задание
№6. В каком примере указан правильный порядок действий?
|
4
|
|
2
|
|
1
|
|
3
|
|
400
|
-
|
(18
|
+
|
705
|
:
|
15)
|
*
|
4
|
|
4
|
|
1
|
|
2
|
|
3
|
|
400
|
-
|
(18
|
+
|
705
|
:
|
15)
|
*
|
4
|
|
3
|
|
2
|
|
1
|
|
4
|
|
400
|
-
|
(18
|
+
|
705
|
:
|
15)
|
*
|
4
|
V. Учащимся предлагается
выполнить вычисления по схеме и самим записать выражение со скобками,
соответствующее вычислительной схеме.
Действие
«деление» предлагает выполнить вычисления по схеме и самим записать выражение
со скобками, соответствующее вычислительной схеме. (Приложение).
Задание
выполняют учащиеся в группах по рядам. Ответ записывают на листе бумаги
фломастером. Затем выходят к доске, и проверяется правильность выполненного
задания. (Приложение).
VI. Проверка усвоения темы каждым
учащимся.
Проводится
тестирование. Всего 5 заданий (1-4 первого уровня сложности, а 5 задание –
повышенного). На выполнение отводится 4-5 минут.
Результат
и оценки учащиеся узнают сразу же после тестирования. (Приложение).
1. Последним
действием в выражении 200+(20-10:2)*8 является:
А) Умножение;
В) Деление;
С) Вычитание;
D) Сложение.
2. Значение
числового выражения равно 100. Где нужно поставить скобки?
А) (140:4+3)*5;
В) 140:(4+3)*5;
С) 140:(4+3*5);
D) 140:4+(3*5).
3. Реши
задачу. В рассказе 25 страниц. На каждой странице 33 строки по 8 слов в каждой.
Сколько слов в рассказе.
А) 264;
В) 3300;
С) 6600;
D) 6100.
4. В каком случае
неправильно указан порядок действий?
|
|
1
|
|
3
|
|
2
|
|
А)
|
12
|
*
|
24
|
+
|
72
|
:
|
4;
|
|
|
2
|
|
3
|
|
1
|
|
В)
|
17
|
*
|
85
|
-
|
(63
|
-
|
29);
|
|
|
3
|
|
1
|
|
2
|
|
С)
|
100
|
-
|
(25
|
+
|
90
|
:
|
5);
|
|
|
3
|
|
3
|
|
2
|
|
D)
|
27
|
+
|
(58
|
-
|
7)
|
*
|
6.
|
5. В четырех
пакетах 200 г семян. В первом пакете 84 г семян, во втором в 3 раза меньше, а в
третьем и четвертом поровну. Сколько граммов семян в четвертом пакете?
А) 88;
В) 56;
С) 44;
D) 54.
VII. Домашнее задание.
Составить
схему вычислений по аналогии с заданием пункта 5.
VIII. Итог урока.
Литература
1. Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А.
С., Шварцбурд С. И. Математика 5. – М.: Мнемозина, 2007.
2.
Жохов В. И. Преподавание математики в 5-6 классах. – М.: Мнемозина, 2000.
3.
Жохов В. И., Митяева И. М. Математические диктанты для 5-9 классов. – М.:
Просвещение, 1991.
4. Чесноков А. С.,
Нешков К. И. Дидактические материалы по математике, 5 класс. – М.: Просвещение,
2001.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.