Дата: 18
декабря 2014 года
Тема
урока: «Единицы измерения площадей»
Класс:
5Б класс
Учитель:
Головкова Светлана Анатольевна
Номер
урока в теме:
второй из четырех.
Цели
урока:
Обучающие:
·
повторить
и закрепить единицы измерения площадей и соответствия между ними;
·
систематизировать
полученные ранее знания с помощью наглядного материала;
·
повторить
и закрепить формулы нахождения площади квадрата и площади прямоугольника;
·
развитие
компетенции по нахождению неизвестных по заданным формулам, перевода из одних
единиц измерения в другие;
·
совершенствовать
вычислительные навыки
Развивающие:
·
развивать
интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся,
математическую речь, память, внимание;
·
развитие
навыков работы в парах, группах;
·
вырабатывать
самостоятельность в освоении новых знаний.
Воспитательные:
·
воспитывать
у учащихся ответственное отношение к учебному труду, волевые качества;
·
формировать
эмоциональную культуру и культуру общения,
·
воспитывать
чувство дружественной атмосферы в классе;
·
способствовать
воспитанию в детях ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения,
взаимопомощи и поддержки.
Методы
обучения: словесный,
наглядный, деятельностный
Формы
обучения: Фронтальная, парная, групповая,
индивидуальная.
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-работают с текстом учебника;
-работают с технологической картой при выполнении заданий;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
Решают задания в группах;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
Средства
обучения:(в
том числе технические средства обучения)
Компьютер,
мультимедийный проектор, экран, принтер, печатные средства (раздаточный
материал), Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений”,
Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И., шкала соответствия
единиц измерения площадей (плакат); формулы площадей квадрата и прямоугольника
(плакат).
Тип
урока:
урок закрепления полученных знаний.
Ход урока
I.
Организация начала урока(2-3 мин.).
Вот
звенит уже звонок,
Приглашает
на урок.
Вы,
ребята, не ленитесь,
В
кабинет поторопитесь!
А
на парте всё в порядке?
Взяли
ручку, и тетрадку.
Приготовились
на «пять»
Все
задачки прорешать!
Вступительное
слово учителя.
Чтобы определить тему сегодняшнего урока,
мы должны разгадать ребус. ( Слайд 1)
_ Молодцы, мы продолжаем с вами изучение
темы "Площадь". Откройте тетради, запишите число, классная работа,
тема урока: «Площадь»
-
Площади, каких фигур мы изучили на прошлом уроке?
Ребята повторяют площадь прямоугольника и
квадрата (одновременно показывают карточки с формулами для вычисления площадей
прямоугольника и квадрата).
Целеполагание
и мотивация:
Задача
на нахождение площади прямоугольника (слайд 2) (фигура разбита на клетки
1х1см).
Проблема: как найти
площадь, не расчерчивая каждый раз на квадратные см? (Делают вывод: S=a*b. Находят S по
формуле. Слайд 3)
-Как
вы думаете, площадь можно находить только в ?( Можно использовать разные единицы)
-Какая
цель нашего урока?( Цель урока: мы будем находить площадь прямоугольника,
используя разные единицы измерения.)
-
А сегодня мы повторим единицы измерения площадей, с которыми вы уже познакомились,
а также установим связь между ними. Итак, наша тема "Единицы измерения
площадей" (Слайд 4)
-
Так как вы сегодня будете работать в группах, вам необходимо выбрать капитана
вашей группы, они будут контролировать вашу работу и оценивать участие каждого
участника в группе, ну и вы сами сегодня будете оценивать свою работу.
2. Активизация опорных знаний.(4 мин)
№
767, стр 117
согласны
ли вы с утверждением:
а) равные фигуры имеют равные площади; (да)
б) неравные фигуры имеют различные площади; (нет)
в) любой квадрат есть прямоугольник; (да)
г) некоторые прямоугольники являются квадратами; (да)
д) если периметры прямоугольников равны, то равны и эти прямоугольники? (нет)
III.
Усвоение
новых знаний и способов усвоения(26 мин)
-
У каждого из вас есть оценочный лист, в конце урока вы его оставите на столе.
Оценочный лист
ФИО ученика
|
Класс 5 б
|
Этапы
|
Задания
|
Количество баллов
|
I. Разминка (работа в группах, самоконтроль)
|
|
|
II.Тренажер
(работа в парах, взаимоконтроль)
|
№1
|
|
№2
|
|
№3
|
|
№4
|
|
III. Отработка
формул через решение задач.
|
№1
|
|
№2
|
|
IV. Решение задач, повышенной
сложности
(Исследование)
|
|
|
Ответы на дополнительные вопросы
(повторение)
|
|
|
Итоговое количество баллов
|
|
|
|
Критерии оценок:«5»-больше
16 баллов, «4»-от13-15 баллов, «3»- от 10-12баллов, «2»- меньше 10 баллов.
(Фронтальная
беседа)
Какие
единицы измерения площадей Вы знаете?
Единицы площади: мм2; см2; дм2;
км2.
1 ар(а) (сотка) – площадь квадрата со стороной 10 м
1 гектар (га) - площадь квадрата со стороной 100 м
1а = 100 м 2
1 га = 10 000 м 2
Сколько
в 1см2 квадратных миллиметров? Сколько в 1дм2 квадратных
сантиметров?
Единицы длины:
|
|
Единицы площади?
|
1 см =10 мм
|
|
1 см2 =100
мм2
|
1 дм = 10 см
|
|
1 дм2 =
100 см2
|
1 м = 10 дм = 100 см
|
|
1 м2 =
100 дм2 = 10000 см2
|
1 км =1000 м
|
|
1 км2 = 1000 м 2=1000 000 м2
|
Схема перевода единиц у вас имеется на карточках.
Схема перевода единиц длины:
км
м дм см мм
Схема
перевода единиц площади
м2
дм2 см2 мм2
км2
га а м2
Приступим
к работе!
Практическая
часть урока.
Основное
содержание практической части урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность
консультантов
|
Разминка
Слайд 5
(3 мин)
|
Предлагается учащимся разбиться на группы и решить
по одной задаче каждой группе.
|
Учащиеся разбиваются на 4 группы и решают по одной
задаче, с последующей проверкой на слайде. Заносятся баллы в оценочный лист.
|
Учитель и капитаны контролируют работу в группах и
оценивают участие каждого участника в группе. (Каждому учащемуся выдается
жетон - красный - 5, голубой - 4, зеленый - 3)
|
Тренажер
Слайд 6
(5 мин)
|
Предлагает учащимся перевод одних единиц измерения в
другие.
Выразите в квадратных метрах:
|
Каждый учащийся выполняет задание самостоятельно по
вариантам . По кругу меняясь, проверяют работу соседа и оценивают, сверяясь
с ответами на слайде. Заполняется оценочный лист.
|
Учитель и капитаны контролируют работу и проверку.
|
Решение задач, отработка формул
Слайд 7,8
(7 мин)
|
Карточка №1.
Решите задачи, выбрав
правильные варианты ответов.
Задание
№1. Найдите площадь прямоугольника, длина которого 90см, а ширина на
60см меньше. Ответ запиши в дм2.
а) 27 дм2;
б) 36 дм2; в) 54 дм2; г) 81 дм2
Задание
№2. Найдите
ширину прямоугольника, если длина равна 100см, а его периметр 2400см. Ответ
запиши в метрах.
а)11м; б)3м;
в)4м; г)5м
Ответ к карточке №1:
Задание
№1: 27дм2.
Задание №2:
11м.
|
Каждый учащийся решает задачи.
Заполняется оценочный лист. Вид проверки – самоконтроль
|
Учитель и капитаны контролируют работу.
|
Физкультминутка
(1-2 мин)
Слайд 9
|
Учитель проводит физкультминутку под музыку
|
Учащиеся выполняют упражнения
|
|
Решение задач повышенной сложности (Исследование).
Слайд 10
(5 мин)
|
Предлагает учащимся решить исследовательскую задачу
и сделать соответствующие выводы.
1. Площадь листа бумаги - 600см2. С какой
площади потребуется вырубить лес, чтобы изготовить 100 пачек ( в каждой пачке
100 листов), если с 1а получается 40м2 бумаги?
2. Площадь тетрадного листа - 300см2. С
какой площади потребуется вырубить лес, чтобы изготовить 500 тетрадей ( в
каждой тетради 40 листов), если с 1а получается 40м2 бумаги?
3. Размеры оконного стекла - 100см · 150см. Сколько
потребуется денег для установки 12 пластиковых окон, если 1м2 пластиковых
окон стоит 6000 руб.?
4. Размеры оконного стекла - 100см · 150см. Сколько
потребуется денег для установки 24 простых окон, если 1м2 стекольного
полотна стоит 3000 руб.?
Подводится итог работы
|
Учащиеся разбиваются на 4 группы и решают по одной
задаче, проверяют решение на слайде и делают выводы: насколько экономно нужно
использовать бумагу, на изготовление, которой требуется столько лесных
ресурсов; насколько бережно нужно относиться к школьному имуществу. Заносятся
баллы в оценочный лист.
|
Капитаны и учитель контролируют работу в группах и
оценивают участие каждого участника в группе. (Каждому учащемуся выдается
жетон - красный - 5, голубой - 4, зеленый - 3)
|
Повторение
Слайд 11
(4 мин)
|
Каждая группа (4
человека) получает конверт, в котором лежат 8 треугольников с написанными на них
формулами. Из этих треугольников предлагается собрать прямоугольник по указателю. Указатель – это лист с номерками – указателями
формул. Угаданные
треугольники выкладываются формулами
вниз, а сверху на лицевой стороне учащиеся получают картинку. Запись в
тетрадях на этом этапе - запись 8-ми формул.
Указатель:
1.Формула пути.
2. Формула скорости.
3. Формула времени.
4.Формула делимого a по делителю b,
неполному частному q, остатку r.
5. Формула площади
квадрата.
6. Формула площади
прямоугольника.
7. Формула периметра
прямоугольника.
8. Формула периметра квадрата.
|
Учащиеся записывают в тетради восемь формул, ищут их
на разрезанных треугольниках и собирают по стрелочкам картинку. Заносятся
баллы в оценочный лист.
|
Контролирую работу, Капитаны контролируют работу в
группах и оценивают участие каждого участника в группе. (Каждому учащемуся
выдается жетон - красный - 5, голубой - 4, зеленый - 3)
|
Итоги урока
(3 мин)
|
Подводится итог урока:
-с каким настроением вы покидаете урок?
-что изучили сегодня на уроке?
-кто желает сформулировать правило нахождения площади
прямоугольника?
-какие единицы измерения вы знаете?
-насколько важно изучать единицы измерения площадей
и уметь переводить одни единицы измерения в другие?
|
Отвечают на вопросы, предложенные учителем.
|
Учащиеся выставляют оценки за урок, подсчитав баллы
в оценочном листе.
|
Информация о домашнем задании
(1-2
мин)
|
Индивидуальная
практическая работа. (Карточка)
1.
Измерьте площадь одной
страницы учебника математики в дюймах.
2.
Измерьте площадь одной
страницы учебника в сантиметрах.
3.
Вычислите, сколько квадратных
метров бумаги израсходовано на изготовление учебника.
4.
Для производства 4000
м2 бумаги требуется вырубить лес с 1
га. С какой площади потребовалось вырубить лес, чтобы выпустить тираж
учебника?
|
Получают
карточку с заданием
|
|
Рефлексия
(1-2 мин)
|
Инициировать рефлексию детей по поводу
психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и
взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
|
Учащиеся слушают
|
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия.
|
IY. Итоги
урока(3 мин):
Ребята, ответьте на вопросы:
-с
каким настроением вы покидаете урок?
-что
изучили сегодня на уроке?
-кто
желает сформулировать правило нахождения площади прямоугольника?
-какие
единицы измерения вы знаете?
-насколько
важно изучать единицы измерения площадей и уметь переводить одни единицы
измерения в другие?
Y.
Информация о домашнем задании (1-2 мин).
Сегодня
вы получите индивидуальное домашнее задание на карточках.
Индивидуальная практическая работа. (Карточка)
1.
Измерьте
площадь одной страницы учебника в дюймах.
2.
Измерьте
площадь одной страницы учебника в сантиметрах.
3.
Вычислите,
сколько квадратных метров бумаги израсходовано на изготовление учебника.
4.
Для
производства 4000 м2 бумаги требуется вырубить лес с 1
га. С какой площади потребовалось вырубить лес, чтобы выпустить тираж
учебника?
YI.
Рефлексия (1-2 мин)
Инициировать рефлексию детей
по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности
и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
Если вы считаете, что поняли
тему урока, то уходя с урока, наклейте на красный листочек свой
прямоугольник.
Если вы считаете, что не
достаточно усвоили материал, то уходя с урока, наклейте на желтый листочек
свой прямоугольник.
Если вы считаете, что не
поняли тему урока, то уходя с урока, наклейте на голубой листочек свой
прямоугольник.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.