Аринина Ольга
Анатольевна, ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10 г. Рязани», учитель
математики.
Конспект урока по математике «Умножение
смешанных чисел".
Предмет: математика
Класс: 6
Тема
урока: Умножение смешанных чисел.
Тип
урока: Изучения и первичного закрепления новых знаний.
Учебник:
Виленкин Н.Я., Жохов
В.И. Математика. 5 класс
Автор урока:
О.А.
Аринина, учитель математики
ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10 г. Рязани»
Цели урока: Формирование алгоритма умножения смешанных чисел.
Задачи:
Обучающие: (формирование познавательных УУД и предметных
компетенций)
- сформировать умение строить алгоритмы на примере алгоритма
умножения смешанных чисел;
-
организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению способа
умножения смешанных чисел;
-
обеспечить проверку и оценку новых знаний;
-
создать условия для развития у школьников умений ориентироваться в своей
системе знаний, добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию, делать самостоятельные выводы.
Развивающие:
(формирование регулятивных УУД)
-
создать условия для развития у школьников умения ставить цель и планировать
свою деятельность; находить и формулировать
учебную проблему;
-
содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и
самокоррекцию учебной деятельности;
определять
успешность выполнения своего задания.
Воспитательные:
(формирование коммуникативных и личностных УУД)
-
содействовать развитию у детей умений общаться: доносить свою позицию до
других слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о
правилах общения и поведения в группе и следовать им;
-
обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи, вступать в
беседу, учить выполнять
различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), и объективно оценивать
результаты своего труда;
-
развивать математические способности;
-
воспитывать чувство патриотизма, ответственность,
сознательную дисциплину и культуру поведения;
-
создавать положительное эмоциональное отношение к учению, к математике;
Коррекционный аспект:
Поэтапное
формирование навыка.
Многократное
повторение информации.
Активизация
мыслительной деятельности учащихся.
Планируемые результаты
Предметные:
Пошагово контролируют правильность вычислений,
выполняют алгоритм умножения смешанных чисел.
Личностные:
Проявляют устойчивый и широкий интерес к способам решения
задач, адекватно оценивают результаты своей учебной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УУД: Ориентируются в своей системе знаний, понимают, что нужна дополнительная информация
(знания) для решения учебной задачи. Составляют план выполнения заданий
совместно с учителем.
Регулятивные
УУД: Строят
предположения
об информации, которая
нужна для решения предметной учебной задачи.
Коммуникативные
УУД: Умеют принимать точку зрения другого,
умеют слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении
проблем.
Ход
урока
1. Организационный
момент.
Встали тихо,
замолчали,
Всё, что нужно, вы
достали.
Здравствуйте,
садитесь,
Больше не
вертитесь.
Слушайте
внимательно,
Поймете
обязательно.
- Начнём наш
урок.
2. Мотивация к
учебной деятельности .
- Ребята,
посмотрите на слайд.
Величие человека - в его способности мыслить. (Б. Паскаль)
Пусть эти слова
станут девизом нашего урока.
- Напомните,
пожалуйста, что вы изучали на предыдущих уроках? (Умножение обыкновенных
дробей, умножение дроби на целое число).
- Сегодня вы
продолжите знакомство с обыкновенными дробями, т. е. откроете для себя новые
знания. А как вы это сделаете? (Выясним, что мы не знаем и постараемся найти
новые знания.)
3. Актуализация
знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
-
Давайте выяснять. Для этого ответим на вопрос
«Клуба знатоков»:
Эта
битва стала первой серьёзной победой войск Северо-Восточной Руси над большим
войском Золотой Орды и имела большое значение. Она продемонстрировала
уязвимость татарской конницы, которая не выдержала стойкой обороны и
решительных ответных ударов. Правильный ответ…
Битва
на реке в
году.
Название
реки, у которой проходила битва (притока Оки земли Рязанского княжества), и
дату этого события вы узнаете, выполнив следующие задания:
1) Выполните умножение
и заполните таблицы:
1.
2. ∙ 24 =
3. 4 5 =
4. ∙ 0 =
2) Найдите a,
b,
c,
d,
если:
дробь - правильная, дробь неправильная, меньшая 2; ; 2 = .
1
|
24
|
1
|
|
8
|
0
|
2
|
У
|
Ж
|
К
|
В
|
И
|
А
|
О
|
Ключ:
- Работаем мы в
парах, выполняем действия в тетрадях. Вам дается 3 мин., после этого один из
пары даст ответ. Начали!
(Учащиеся
выполняют задания)
- Время
закончилось, проверяем. (Учащиеся дают ответы, заполняется таблица).
Битва
на реке в
году.
- Каждая пара
отвечает на вопрос: Какие знания использовал при решении? Сформулировать эти
правила (ответ дает один из учеников пары).
Ответы:
- правило
умножения двух дробей;
- правило
умножения дроби на натуральное число;
- свойства нуля
при умножении;
- определение
правильной, неправильной дроби;
- выделение целой
части из неправильной дроби.
- Кто не справился
с заданием?
- Сформулируйте
своё затруднение, т.е. задайте себе вопрос: «Почему мы не смогли выполнить
задание?» (Мы не смогли умножить смешанные числа 4 5 , т. к. не знаем способ
умножения смешанных чисел)
− Что надо
сделать, если возникло затруднение? (Надо подумать, почему возникло
затруднение).
4.
Построение проекта выхода из затруднения (открытие
нового знания).
- Вернемся к
вашему затруднению, какое задание вы должны были выполнить? (Надо было
умножить два смешанных числа.)
- Почему возникли
затруднения? (Не знаем способ умножения смешанных чисел.).
- Вы хотите знать,
как умножить смешанные числа? (Да.)
- Сформулируйте
цель вашей деятельности. (Узнать способ умножения смешанных чисел, вывести
правило, построить алгоритм умножения смешанных чисел).
- Сформулируйте
тему урока. (Тема урока: «Умножение смешанных чисел» - записывается на
доске и в тетрадях).
- Подумайте, что вам поможет при выводе правила
умножения смешанных чисел?
(Правило
умножения дробей и запись смешанного числа в виде неправильной дроби).
- Открывать
знания вы будете в группах по 4 человека.
- Какие правила
надо выполнять, чтобы работа в группах была успешной? (В группе надо
прислушиваться к организатору. Если что-то непонятно, задай вопрос, несогласие
выскажи корректно).
(Учащиеся работают самостоятельно, озвучивают ход своей работы и делают
выводы).
- Как можно проверить ваши выводы? (Посмотреть в справочнике, в
учебнике).
- Откройте стр.70 в учебнике; прочитайте правило (выводы) умножения смешанных чисел.
Чтобы
перемножить смешанные числа, надо вначале превратить их в неправильные дроби и
после этого умножить по правилу умножения обыкновенных дробей.
- Ребята,
попробуйте самостоятельно вывести алгоритм, по которому вы сможете решать
примеры на умножение смешанных чисел. (Ученики
обсуждают свои высказывания в «четвёрках» и формулируют алгоритм действия).
На доске фиксируется алгоритм умножения смешанных чисел (ученикам раздаются
карточки с алгоритмом).
Алгоритм умножения смешанных
чисел.
|
Чтобы умножить два смешанных числа, надо:
·
преобразовать смешанные
числа в неправильные дроби;
·
перемножить числители и
знаменатели дробей;
·
сократить полученную дробь;
·
если получилась неправильная
дробь, преобразовать
неправильную дробь в смешанное число.
|
- Ребята, скажите, наша учебная задача решена? мы
узнали способ умножения смешанных чисел? (Да).
5. Реализация построенного проекта.
- Давайте закончим
решение нашей задачи и ответим на вопрос «Клуба знатоков» (все ученики решают в
тетрадях, один ученик - на доске, проговаривая алгоритм).
После выполнения работы
учащиеся проверяют решение по образцу:
6.
Первичное закрепление во внешней речи.
− Что теперь
необходимо сделать? ( Надо научиться использовать алгоритм умножения смешанных
чисел).
-
Задание такое: прочитайте текст, предварительно
решив примеры:
Задача.
«Славянские племена пришли на Оку в ∙ 9 веке, Уже в ∙ 32 веке
вокруг
будущей Рязани появились поселения, крупнейшее из них
- Надо выполнить № 446 (1,2
столбики стр. 73) и, пользуясь ключом, заполнить таблицу.
Ключ:
Ребята
решают примеры: 1,2 столбики - у доски «цепочкой» под руководством учителя с подробным
комментированием и использованием алгоритма. Затем заполняют таблицу и отвечают
на вопрос задачи.
3
|
12
|
0,2
|
|
12
|
0
|
10
|
|
12
|
|
Б
|
О
|
Р
|
К
|
О
|
В
|
С
|
К
|
О
|
Е
|
(3 столбик -
самостоятельно в парах).
(Самопроверка, на
доске)
- У каких пар
возникли затруднения?
- Какой шаг
алгоритма нарушили?
-
У каких пар не возникло затруднений?
-
Подведите первые итоги своей работы:
-
что получилось? не получилось?
-
кто уже может выполнять самостоятельную работу? кто не готов?
-
что ещё следует повторить?
7. Физкультминутка
8. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону.
− А теперь
проверьте, как каждый из вас понял применение алгоритма умножения смешанных
чисел.
Вариант 1
|
Вариант 2
|
|
|
Учащиеся выполняют самостоятельную работу, после завершения обмениваются тетрадями
для проверки по образцу, выставляют оценки товарищу.
Проверка по образцу
|
Вариант 1
|
Вариант 2
|
|
|
8. Включение в
систему знаний и повторение.
- Сможем ли мы
обнаружить ошибку?
9. Рефлексия.
- Наше занятие подходит
концу. Пожалуйста,
подведите
итог своей деятельности на уроке: (Сигнальные карточки: зеленая – «да»,
красная - «нет»).
1.
Я понял, как умножать смешанные числа.
2.
Я знаю, как умножать дроби.
3.
Я научился применять правила умножения при решении примеров.
4.
Я знаю, как применять правила, но при решении примеров допускал ошибки.
5.
Данная тема не вызвала у меня затруднений.
|
Сегодня на уроке
мы неплохо поработали...(объявление оценок)
Домашнее
задание: 1) Для обязательного выполнения п.13.
(правило, задача 3), № 472 3,4 столбики
2) Для выполнения
по желанию учащихся (на карточке).
Расшифруйте название
самого крупного в мире фрукта. Для этого выполните вычисления и запишите в
таблицу буквы соответственно найденным ответам:
У
Р
К
Е
Т
Ф
Д
Ж
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.