Урок
литературы.
6 класс
Тема: Человек - труженик в рассказе А. Платонова «Корова».
Цель: 1.
Проследить за развитием идеи доброты и взаимопомощи в жизни и рассказах А. Платонова;
2. показать, как труд железнодорожника
облагораживает человека;
3. воспитать ответственность
за свои поступки с детского возраста.
Оформление.
1. Портрет писателя А. Платонова.
2.
Сборники рассказов А. Платонова, в том числе рассказы о труде железнодорожников «В прекрасном и яростном
мире», "Корова".
3.
Детские рисунки к рассказу «Корова» и на тему "На железной дороге" .
4. Плакат
с эпиграфом к уроку: «Трудящийся человек ищет и обязательно находит выход не только своей судьбы, но и судьбы
народа, государства...»
Трудящийся
человек всегда имеет скрытые "секретные" резервы и средства духа для спасения жизни от истребления». (А.
Платонов.)
Ход
урока.
I. Беседа с классом.
1. Вступительное слово учителя об А.
Платонове.
Вы
знаете, что имя Андрея Платонова долгое время было малоизвестно широкому читателю. Его повести и рассказы редко
издавались и, как правило, малыми
тиражами. Действовали разные причины: своеобразный талант, стремление показать
всю правду, настороженное отношение критики.
Но
время внесло свою поправку: интерес к произведениям Платонова возрастает не
только среди профессионалов-литераторов, но и среди читателей.
Работая
над рассказом Платонова «Корова» на прошлом уроке, мы
убедились, с каким вниманием относится автор
к внутреннему миру людей и
животным. Герой рассказа - ваш ровесник, но по своему отношению к ок-
ружающему миру он не так уж и мал. Вспомните,
какие черты характера
воспитывал он в себе с детства: доброту,
любовь к животным, желание
помочь родителям, тягу к труду и учёбе.
Рассказ Платонова пронизан
идеей доброты и взаимопомощи. И сегодня мы постараемся
понять: каковы
истоки этих качеств в человеке? Откуда черпает он свои
лучшие качества?
Почему Платонов ставит на первое место в совершенствовании нравственных качеств человека труд?
2.
Давайте обратимся к биографии писателя и ответим на вопрос домашнего задания.
Какое значение в жизни А. Платонова имел труд?
А.
Платонов родился в 1899 году в семье воронежского слесаря-железнодорожника. Семья отличалась трудолюбием и
ответственным отношением к порученному делу. Начал писать стихи, будучи
рабочим-подростком. Проработал в литературе 30 лет. Писал стихи (сборник
"Голубая глубина" 1922
год), рассказы (первый сборник "Епифанские шлюзы" 1927 год). Умер в 1951 году. Его жизнь была безукоризненным и
самоотверженным служением
народу словом и делом». (Подробнее смотрите в ст.
В.Дорофеева "Слово писателя»,
М.,"Художественная литература", 1965 год, сборник "В прекрасном и яростном мире").
Учитель: Из биографии Платонова видно, что не случайно
большое внимание писатель уделяет труду железнодорожников. Их
профессии с детства ему близки и понятны. Вот почему
герои его рассказов машинисты, путевые
обходчики, работники железнодорожных переездов и прочие.
"Рабочее"
начало человека писатель ставил в прямую связь с чувством собственного достоинства
личности, с отзывчивостью, добротой и мудростью.
Человек на паровозе - в сложнейших связях с реальным миром, как бы на пересечении главных токов жизни.
Величие
человека - б труде. Две главные
силы жизни - труд и разум, потому работа для них – искусство, она доставляет
радость.
Я
хочу зачитать вам отрывок из рассказа А. Платонова "В прекрасном и
яростном мире", где описывается труд машиниста Мальцева - талантливейшего
умельца.
"Он
вёл состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь
внешний мир в своё внутреннее
переживание и поэтому властвующего над ним».
Вопрос:
Какие чувства испытываете вы, слушая эти слова Платонова? 0 чём думаете, вспоминаете?
(Чувство
гордости за мастера. Дети вспоминают своих отцов-машинистов, их трудовые будни и радости.)
Учитель. Александр Васильевич Мальцев не просто машинист, он мастер
своего дела. Но ведь чтобы стать мастером, нужны годы труда и старания.
Вопрос:
Скажите, ваши родители сразу стали водить составы или долго учились, совершенствовали своё мастерство?
(Мини-сообщения о работе родителей, знакомых
машинистах.)
Учитель. Что
главное в труде каждого железнодорожника? (Добросовестность, ответственность, желание трудиться на
совесть) Учитель. Мы с вами живём на железнодорожной станции, учимся в
бывшей железнодорожной школе. За окном нашего класса непрерывно идут
поезда. Они перевозят людей и грузы, продукты
питания, стройматериалы, почту и многое
другое. Иногда мы видим цистерны с горючим и химически-опасным грузом. Поэтому
работники железнодорожных профессий должны быть особенно добросовестны и
ответственны в своём труде.
Возможно,
завтра кто-то из вас пойдёт работать на железную дорогу и будет обслуживать поезда, не забудьте об этом.
II. Работа с текстом.
Учитель. Как
воспитать в себе качества, необходимые для работы машиниста или других железнодорожных специальностей?
Давайте
обратимся к рассказу Платонова "Корова" и поговорим
о том, как его герой Вася относился к труду
вообще и железнодорожному особенно.
Работа с текстом.
1. Вопрос: Как относится Вася к труду машиниста?
("Его
мучило, если он видел какой-нибудь предмет или вещество и не понимал, отчего они живут внутри себя и
действуют". Он понимает, что в вагонах - тяжёлый груз. "Машине было
трудно, он хотел побыть около
неё, словно этим он мог разделить её участь" - одухотворённое восприятие).
2. Вопрос: Как помогает
Вася машинисту?
(Он
сыпет песок на рельсы, чтобы машина не буксовала. Он делает это руками, т.к. лопата велика для него.)
З.
Вопрос: Нужно ли было просить мальчика, чтобы он помогал? (Нет, он сам начал работать, да ещё даёт дельные советы.
Он не только знает, что нужно делать, но и делает это
своими руками».
4.
Вопрос: Как отнёсся машинист к Васе? («Не
было бы своего сына, я бы усыновил этого. Он с малолетства уже полный человек...»)
5 Вопрос. Как вы понимаете слова «с
малолетства полный человек»?
(Он
добрый и отзывчивый мальчик, умеет видеть чужую беду, готов прийти на помощь, он близок людям труда, любит и
умеет трудиться, во многом готов к взрослой жизни.)
6. Вопрос. Какие
черты характера Васи вам особенно по душе?
(Доброта,
отзывчивость, трудолюбие).
Учитель. Рассказ
заканчивается тем, что отец показывает матери
100
рублей, две бумажки, которые ему бросил машинист с паровоза в табачном кисете.
7. Вопрос. Почему
машинист хочет помочь семье Васи? (Он
чувствует свою вину, видит трудное материальное положение семьи; хочет отблагодарить Васю за помощь.)
Учитель добавляет и делает вывод.
Да,
действительно, машинист видит трудное материальное положение семьи Васи, чувствует пусть косвенную, но свою вину в
смерти коровы; помнит добро,
которое сделал ему Вася. Но главное ещё и в другом. Машинист -
человек-труженик, он знает, как тяжелы трудовые рубли, как несладко придётся без коровы семье путевого обходчика. Он
не может пройти мимо чужой беды. И спешит на помощь.
Сколько есть примеров из жизни,
когда виноватые, по суду, люди не спешат отдавать положенное. А машинист из рассказа "Корова" делает это
добровольно, по велению сердца. Он
благодарный, добрый и отзывчивый человек.
8.
Вопрос. Какой эпизод в рассказе можно назвать самым трагическим?
(Смерть коровы. Зачитать эпизод и рассказать
о чувствах Васи).
Послушайте стихотворение,
которое сочинила Лена, оно о грустной судьбе
коровы и происшествии на железной дороге.
Грустная история.
Какая грустная история
Про материнскую беду:
Телёнка у коровы отняли,
Её оставили одну.
Корова мучалась, страдала,
Ждала сыночка день и ночь,
И, убежав, его искала,
А Вася ей не мог помочь.
Брела по рельсам без разбору,
Гудел надрывно паровоз.
Он сбил несчастную корову –
Мне очень жаль её, до слёз.
Учитель. Поезд совершил наезд на живое существо, пусть это даже больная корова, но для работников железнодорожного
транспорта это большая трагедия.
Смерть
коровы принесла горе семье путевого обходчика, лишила её членов помощницы и кормилицы.
Ещё более
страшной катастрофой является смерть человека от наезда паровоза или тепловоза, а сегодня электровоза. Эта
машина должна приносить людям
облегчение и помощь в жизни, а не нести смерть.
Корова
потеряла инстинкт самосохранения и утратила чувство опасности. Вот и случилась беда. Но мы с вами - люди, существа разумные, и должны делать всё, чтобы не
создавать опасности для своей собственной
жизни и проблем машинистам. Нужно уважать их нелёгкий труд, помогать, а не вредить железнодорожникам? быть
бдительными и ответственными вблизи
железнодорожных путей. (Вспомните беседу о несчастных случаях на нашей железной дороге по вине школьников.)
III. Итоги урока.
Учитель. Ребята, сделайте правильные выводы из сегодняшнего
урока. Будьте добрыми и отзывчивыми. Готовьте себя с детства к труду и ответственности
за свои поступки. «Трудящийся человек всегда имеет скрытые
"секретные" резервы и средства духа для спасения жизни от
истребления». (А. Платонов.) Помните, что взрослая жизнь встретит вас множеством
проблем, и преодолеть их вам поможет труд.
Домашнее задание.
1. Ответить на вопрос: Виноват ли машинист в смерти
коровы?
2.
Составить памятку «Поведение на железной дороге».
3.
Подумать: о чём бы вы хотели спросить Васю?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.