Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока литературы в 5 классе на тему

Конспект урока литературы в 5 классе на тему

Скачать материал

Тема: Благородство и жестокость героев баллады «Кубок» В.А.Жуковского.

Задачи:1) познакомить учащихся с жанровыми особенностями баллады; помочь  осмыслить трагизм   содержания баллады «Кубок» в ходе анализа языкового материала;

             2) развивать навыки выразительного чтения поэтического текста, расширять лексикон детей в процессе словарной работы на уроке;

             3) воспитывать у учащихся умение видеть нравственную красоту и силу героев баллады В.А.Жуковского.

Оборудование:  портрет В.А. Жуковского работы О.Кипренского, иллюстративный материал, воспроизводящий эпоху средневековья,  иллюстрации к балладе «Кубок».

 

 

                                                                            Ход урока

    I. Орг.момент.  Сообщение темы и целей урока.

    На этом уроке мы продолжим знакомство с творчеством В.А.Жуковского и откроем для себя новый жанр литературы.

 

   II. Работы с литературоведческим терминами:

   В.А.Жуковский является одним из основоположников романтизма, литературного течения 19 века, выдвигавшего на первый план личность и чувства.

   Поэт прожил тяжелую и одновременно блистательную жизнь. Без знатного имени и состояния он был вынужден в дворянском обществе утверждать себя талантом и литературным трудом, и только тогда пришли слава и успех. Свой внутренний мир, душевные переживания Василий Андреевич  с необычайной искренностью открывает в своих произведениях.

  Одним из  любимых жанров поэта была баллада. Их сюжеты В.А.Жуковский заимствовал преимущественно у немецких романтиков Гёте, Шиллера. Однако на основе чужого произведения он сумел создать свое, новое, самобытное творение.

 

--Что же такое баллада? Найдем определение в учебнике и запишем в тетрадь.

 

Баллада - небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит необычный случай.

  Многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими или таинственными происшествиями.

 

Вывод: мы видим, что в балладе реальные события могут сочетаться с фантастическими; баллада имеет сюжет, героев;  выражает мысли и чувства.

 

III. Экскурс в историю

  Часть своих баллад В.А.Жуковский посвятил средневековым сюжетам. Средние века – время рыцарей и замков.

 

Сообщение ученика: Средние века. Рыцари и замки.

 

 Одновременно ведется словарная работа:

 Рыцарь - профессиональный воин.

 Латник – простой воин в латах-доспехах прикрывавших грудь и спину.

 Епанча – длинный широкий плащ.

 Кубок - старинный сосуд для вина в виде большого бокала, иногда с  крышкой.

 

IV.Выразительное чтение баллады учителем:

--Во время чтения обратите внимание, какую картину рисует автор?

 

VI.Анализ произведения:

--Понравилась ли вам баллада?

--Какой случай описан в балладе? В чем его необычность?

 

--Кто главный герой? Каким вы его себе  представили?

--Каким предстает перед нами царь? Зачем он  бросает кубок в море? (Это бессердечный человек, который пользуется своим положением  и играет жизнями своих подданных.)

 

--Мы видим, что в основе баллады лежит необычный случай. Как же ведут себя герои в такой ситуации?

Как подданные царя отнеслись к его призыву? ( Умудренные опытом «рыцарь и латник недвижно стоят», «все безответны»).

 

--Почему они не приняли вызов царя? (Они не трусы, они видят каприз царя)

 

--В этот момент «смиренно и дерзко вперед» вышел паж. Почему он это сделал? (Он смел, ему хочется отличиться.)

 

--Обратите внимание на его приготовления к броску в море. (Он не спешит, молча подходит)

--Представьте, что чувствовал мальчик?

 

--Что было причиной страха? Назовите морских чудовищ, увиденных юношей. («Млат водяной» — рыба молот, «однозуб»,  «уродливый скат», «мокой ненасытный» — вид морских акул, «стоногое»).

 

   Природа бушует, пучина морская бунтует, клокочет. Зачитайте описание морской пучины, в которую брошен кубок.

 

--С чем сравнивает он эти явления? (С грозой)

 

   Бездна поглотила юношу. Но что происходит? Что помогает ему? (Паж спасается, ему помогла молитва).

                                                       «Но Богу молитву тогда я принес,

                                                         И он мне спасителем был..»

 

--Каким вам показался рассказ пажа, вернувшегося из глубины моря? (Страшным)

--А каким он показался царю? (Чудесным) Почему?

 

Но царь глух к переживаниям пажа, поэтому и посылает его в бездну морскую во  второй раз - на верную смерть. Даже просьба дочери не изменила его царского решения.

 

Вывод: мы видим, что упоение властью и самодурство движет царем.

 

--Сколько и какие награды обещал он, призывая на новый подвиг? (перстень, дочь в жены)

 

--Какая из наград была юноше дороже?

 

--Теперь для него это дело чести, он видит, что переживает она и радостный кинулся в волны.

 

--Можем ли мы его поступок назвать подвигом? (Да, это самоотверженный,  смелый поступок, это подвиг во имя любви)

 

--Нужны ли была эта бессмысленная смерть пажа?

 

--Как автор относится к происходящему? (Чувства переполняют его, он бунтует против несправедливости)

 

Вывод: Это произведение В.А.Жуковского  заканчивается трагично. Герой мог отказаться  от вызова достать кубок второй раз, но он пошел на это ради любви.

VII.Д/З: подготовить выразительное чтение баллады «Кубок», индивид. задание: подготовить иллюстрации к балладе.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока литературы в 5 классе на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный бухгалтер

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: Благородство и жестокость героев баллады «Кубок» В.А.Жуковского.

Задачи:1) познакомить учащихся с жанровыми особенностями баллады; помочь  осмыслить трагизм   содержания баллады «Кубок» в ходе анализа языкового материала;

             2) развивать навыки выразительного чтения поэтического текста, расширять лексикон детей в процессе словарной работы на уроке;

             3) воспитывать у учащихся умение видеть нравственную красоту и силу героев баллады В.А.Жуковского.

Оборудование:  портрет В.А. Жуковского работы О.Кипренского, иллюстративный материал, воспроизводящий эпоху средневековья,  иллюстрации к балладе «Кубок».

                                                             Ход урока

    I. Орг.момент.  Сообщение темы и целей урока.

       На этом уроке мы продолжим знакомство с творчеством В.А.Жуковского и откроем для себя новый жанр литературы.

   II. Работы с литературоведческим терминами:

   В.А.Жуковский является одним из основоположников романтизма, литературного течения 19 века, выдвигавшего на первый план личность и чувства.

   Поэт прожил тяжелую и одновременно блистательную жизнь. Без знатного имени и состояния он был вынужден в дворянском обществе утверждать себя талантом и литературным трудом, и только тогда пришли слава и успех. Свой внутренний мир, душевные переживания Василий Андреевич  с необычайной искренностью открывает в своих произведениях.

  Одним из  любимых жанров поэта была баллада. Их сюжеты В.А.Жуковский заимствовал преимущественно у немецких романтиков Гёте, Шиллера. Однако на основе чужого произведения он сумел создать свое, новое, самобытное творение.

 --Что же такое баллада? Найдем определение в учебнике и запишем в тетрадь.

 Баллада - небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит необычный случай.

  Многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими или таинственными происшествиями.

 Вывод: мы видим, что в балладе реальные события могут сочетаться с фантастическими; баллада имеет сюжет, героев;  выражает мысли и чувства.

III. Экскурс в историю

  Часть своих баллад В.А.Жуковский посвятил средневековым сюжетам. Средние века – время рыцарей и замков.

 Сообщение ученика: Средние века. Рыцари и замки.

 Одновременно ведется словарная работа:

  Рыцарь - профессиональный воин.

 Латник – простой воин в латах-доспехах прикрывавших грудь и спину.

 Епанча – длинный широкий плащ.

 Кубок - старинный сосуд для вина в виде большого бокала, иногда с  крышкой.

 IV.Выразительное чтение баллады учителем:

--Во время чтения обратите внимание, какую картину рисует автор?

 VI.Анализ произведения:

--Понравилась ли вам баллада?

--Какой случай описан в балладе? В чем его необычность?

 --Кто главный герой? Каким вы его себе  представили?

--Каким предстает перед нами царь? Зачем он  бросает кубок в море? (Это бессердечный человек, который пользуется своим положением  и играет жизнями своих подданных.)

 --Мы видим, что в основе баллады лежит необычный случай. Как же ведут себя герои в такой ситуации?

Как подданные царя отнеслись к его призыву? ( Умудренные опытом «рыцарь и латник недвижно стоят», «все безответны»).

 --Почему они не приняли вызов царя? (Они не трусы, они видят каприз царя)

 --В этот момент «смиренно и дерзко вперед» вышел паж. Почему он это сделал? (Он смел, ему хочется отличиться.)

 --Обратите внимание на его приготовления к броску в море. (Он не спешит, молча подходит)

--Представьте, что чувствовал мальчик?

 --Что было причиной страха? Назовите морских чудовищ, увиденных юношей. («Млат водяной» — рыба молот, «однозуб»,  «уродливый скат», «мокой ненасытный» — вид морских акул, «стоногое»).

 Природа бушует, пучина морская бунтует, клокочет. Зачитайте описание морской пучины, в которую брошен кубок.

 --С чем сравнивает он эти явления? (С грозой)

  Бездна поглотила юношу. Но что происходит? Что помогает ему? (Паж спасается, ему помогла молитва).

                                                       «Но Богу молитву тогда я принес,

                                                         И он мне спасителем был..»

 --Каким вам показался рассказ пажа, вернувшегося из глубины моря? (Страшным)

--А каким он показался царю? (Чудесным) Почему?

 Но царь глух к переживаниям пажа, поэтому и посылает его в бездну морскую во  второй раз - на верную смерть. Даже просьба дочери не изменила его царского решения.

 Вывод: мы видим, что упоение властью и самодурство движет царем.

 -Сколько и какие награды обещал он, призывая на новый подвиг? (перстень, дочь в жены)

 --Какая из наград была юноше дороже?

 --Теперь для него это дело чести, он видит, что переживает она и радостный кинулся в волны. 

 --Можем ли мы его поступок назвать подвигом? (Да, это самоотверженный,  смелый поступок, это подвиг во имя любви)

 --Нужны ли была эта бессмысленная смерть пажа?

 --Как автор относится к происходящему? (Чувства переполняют его, он бунтует против несправедливости)

 Вывод: Это произведение В.А.Жуковского  заканчивается трагично. Герой мог отказаться  от вызова достать кубок второй раз, но он пошел на это ради любви.

VII.Д/З: подготовить выразительное чтение баллады «Кубок», индивид. задание: подготовить иллюстрации к балладе.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 812 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Краткосрочные курсы" Происхождения фамилии"
  • Учебник: «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор
  • 30.09.2020
  • 414
  • 0
«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1435
    • DOCX 17.3 кбайт
    • 30 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дружинина Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 15171
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 144 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Мини-курс

Основы инженерной подготовки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История классической музыки от античности до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы анализа и прогнозирования по финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе