- 30.09.2020
- 602
- 3
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема: Благородство и жестокость героев баллады «Кубок» В.А.Жуковского.
Задачи:1) познакомить учащихся с жанровыми особенностями баллады; помочь осмыслить трагизм содержания баллады «Кубок» в ходе анализа языкового материала;
2) развивать навыки выразительного чтения поэтического текста, расширять лексикон детей в процессе словарной работы на уроке;
3) воспитывать у учащихся умение видеть нравственную красоту и силу героев баллады В.А.Жуковского.
Оборудование: портрет В.А. Жуковского работы О.Кипренского, иллюстративный материал, воспроизводящий эпоху средневековья, иллюстрации к балладе «Кубок».
Ход урока
I. Орг.момент. Сообщение темы и целей урока.
На этом уроке мы продолжим знакомство с творчеством В.А.Жуковского и откроем для себя новый жанр литературы.
II. Работы с литературоведческим терминами:
В.А.Жуковский является одним из основоположников романтизма, литературного течения 19 века, выдвигавшего на первый план личность и чувства.
Поэт прожил тяжелую и одновременно блистательную жизнь. Без знатного имени и состояния он был вынужден в дворянском обществе утверждать себя талантом и литературным трудом, и только тогда пришли слава и успех. Свой внутренний мир, душевные переживания Василий Андреевич с необычайной искренностью открывает в своих произведениях.
Одним из любимых жанров поэта была баллада. Их сюжеты В.А.Жуковский заимствовал преимущественно у немецких романтиков Гёте, Шиллера. Однако на основе чужого произведения он сумел создать свое, новое, самобытное творение.
--Что же такое баллада? Найдем определение в учебнике и запишем в тетрадь.
Баллада - небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит необычный случай.
Многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими или таинственными происшествиями.
Вывод: мы видим, что в балладе реальные события могут сочетаться с фантастическими; баллада имеет сюжет, героев; выражает мысли и чувства.
III. Экскурс в историю
Часть своих баллад В.А.Жуковский посвятил средневековым сюжетам. Средние века – время рыцарей и замков.
Сообщение ученика: Средние века. Рыцари и замки.
Одновременно ведется словарная работа:
Рыцарь - профессиональный воин.
Латник – простой воин в латах-доспехах прикрывавших грудь и спину.
Епанча – длинный широкий плащ.
Кубок - старинный сосуд для вина в виде большого бокала, иногда с крышкой.
IV.Выразительное чтение баллады учителем:
--Во время чтения обратите внимание, какую картину рисует автор?
VI.Анализ произведения:
--Понравилась ли вам баллада?
--Какой случай описан в балладе? В чем его необычность?
--Кто главный герой? Каким вы его себе представили?
--Каким предстает перед нами царь? Зачем он бросает кубок в море? (Это бессердечный человек, который пользуется своим положением и играет жизнями своих подданных.)
--Мы видим, что в основе баллады лежит необычный случай. Как же ведут себя герои в такой ситуации?
Как подданные царя отнеслись к его призыву? ( Умудренные опытом «рыцарь и латник недвижно стоят», «все безответны»).
--Почему они не приняли вызов царя? (Они не трусы, они видят каприз царя)
--В этот момент «смиренно и дерзко вперед» вышел паж. Почему он это сделал? (Он смел, ему хочется отличиться.)
--Обратите внимание на его приготовления к броску в море. (Он не спешит, молча подходит)
--Представьте, что чувствовал мальчик?
--Что было причиной страха? Назовите морских чудовищ, увиденных юношей. («Млат водяной» — рыба молот, «однозуб», «уродливый скат», «мокой ненасытный» — вид морских акул, «стоногое»).
Природа бушует, пучина морская бунтует, клокочет. Зачитайте описание морской пучины, в которую брошен кубок.
--С чем сравнивает он эти явления? (С грозой)
Бездна поглотила юношу. Но что происходит? Что помогает ему? (Паж спасается, ему помогла молитва).
«Но Богу молитву тогда я принес,
И он мне спасителем был..»
--Каким вам показался рассказ пажа, вернувшегося из глубины моря? (Страшным)
--А каким он показался царю? (Чудесным) Почему?
Но царь глух к переживаниям пажа, поэтому и посылает его в бездну морскую во второй раз - на верную смерть. Даже просьба дочери не изменила его царского решения.
Вывод: мы видим, что упоение властью и самодурство движет царем.
-Сколько и какие награды обещал он, призывая на новый подвиг? (перстень, дочь в жены)
--Какая из наград была юноше дороже?
--Теперь для него это дело чести, он видит, что переживает она и радостный кинулся в волны.
--Можем ли мы его поступок назвать подвигом? (Да, это самоотверженный, смелый поступок, это подвиг во имя любви)
--Нужны ли была эта бессмысленная смерть пажа?
--Как автор относится к происходящему? (Чувства переполняют его, он бунтует против несправедливости)
Вывод: Это произведение В.А.Жуковского заканчивается трагично. Герой мог отказаться от вызова достать кубок второй раз, но он пошел на это ради любви.
VII.Д/З: подготовить выразительное чтение баллады «Кубок», индивид. задание: подготовить иллюстрации к балладе.
6 662 812 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Дружинина Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.