Конспект урока литературы.
Класс: 4
Тема: С. Бегалин «Ёж Есена»
Цель:
через разные виды контроля проверить глубину и степень осознанности восприятия
художественного произведения
Задачи:
учиться анализировать и выделять главное в тексте, составлять композицию
произведения;
учиться выяснять мотивы поступков, характеры героев;
учиться любить Родину и бережно относиться к
окружающей природе.
Методы: частично-поисковый, словесный, практический,
компьютерная презентация.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, видеосюжеты,
раздаточный материал (карточки для групповой работы, для работы в парах, тесты,
карточки с домашним заданием)
Ход
урока:
I. Вводно-эмоциональный момент.
II. Подготовка к чтению
- Ребята, разгадав кроссворд, вы прочитаете имя одного из героев
рассказа, который будем сегодня читать.
Кроссворд
(слайд)
1.
Кульминация этого рассказа
«Пропала страсть к охоте» («Перепёлка» И.Тургенев)
2.
В этом рассказе двое
злодеев похитили ребёнка. («Вождь краснокожих» О.Генри)
3.
Название главы из книги
К.Булычёва «Девочка с Земли» («Джинн в коробке»
4.
Назовите кличку этой
собачки: «Молодая рыжая собака – помесь таксы с дворняжкой, - очень похожая
мордой на лисицу, бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по
сторонам» («Каштанка» А. Чехов)
- Какое слово получилось по вертикали?
(Ёжик)
- Молодцы! (на слайде)
- У известного казахского писателя С. Бегалина есть
рассказ «Ёж Есена»(слайд)
- Рассмотрите иллюстрацию на слайде и скажите о чём пойдёт
речь в рассказе?
- О еже, о дружбе мальчика и ежика.
- А что такое дружба и кого мы называем настоящим
другом?
- А могут ли по-настоящему дружить человек и животное?
- На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке.
III.
Первичное чтение
- Послушайте рассказ (аудиозапись чтения актёром)
- Понравился рассказ?
- Подумайте, какие чувства испытали, слушая рассказ?
(слайд)
IV. Словарная работа
( на слайде слова, их лексическое значение и иллюстрации: крынка, вьюн,
увита вьюном, утрамбованная земля, завязь)
V. Анализ перечитывания, деление на части.
Чтение учеником 1 части до слов: «…Но постепенно зверёк…»
-Добавим ремарку: как предложил, с каким чувством? (с нежностью,
заботливо)
Чтение «цепочкой» 2 части до слов: «…Наступило лето…»
- Прочитайте слова бабушки, которые удивили Есена.
(Ах, озорник, - …-Всё бы тебе играть да
играть. А ведь ты уже совсем большой. Иди, мышей полови лучше или змей…)
- А какие истории знаете вы о жизни ежа в природе?
(ответы детей)
- Есен наблюдал за ежом, спрашивал друга, но ничего не
увидел, другу не поверил. А что бы вы посоветовали Есену в данной ситуации?
(Смотреть документальные фильмы, читать книги,
энциклопедии о животных).
- Предлагаю вам посмотреть небольшой фильм о жизни ежа
в природе (видеосюжет)
- Права ли была бабушка?
(Да, ёж действительно питается змеями и
мышами).
- А как в художественном произведении называется
описание природы?
- Прочтите следующую часть до диалога и найдите
пейзаж.
(-Наступило лето. На яблонях появилась завязь.
Вишнёвые деревья стояли увешанные аппетитными тёмно-красными ягодами.)
- Зачем в этом рассказе автор даёт описание природы?
Может быть это лишнее?
(Показать какая была вокруг природа, что мальчики
не захотели оставаться в доме и они не чувствовали опасности).
- Диалог прочитаем по ролям до слов:
«- Ладно. Не забыть бы налить в консервную
банку воды для ежа.»
- На что обратил наше внимание автор в этой строчке?
-Есен заботится о ёжике, не забывает о нём. Как это его характеризует?
Чтение половины 4 части учеником до слов: «И вдруг Каби испуганно вытаращил глаза …»
-Автор написал «вытаращил глаза», а почему не просто – Каби
увидел?
-Показать страх мальчика.
-А кто может показать, как он «вытаращил глаза»?
(дети показывают) а ещё раз и ещё 5 раз - вот мы и сделали физминутку для глаз!
- До конца прочитаем по ролям
- Изменилось ли мнение Есена о еже?
-Вначале ёж – животное, за которым надо ухаживать,
домашний питомец, сейчас герой, способный защитить Есена.
- Можно ли назвать его настоящим другом?
VI. Вторичный
синтез.
а) Работа в группах.
- Составить композицию рассказа. Повторим, что такое
композиция и из чего состоит (слайд)
- Повторим правила работы в группах (слайд)
Составление композиции рассказа (1 группа -
словами, 2- словосочетаниями,3 – предложениями, 4 – цитатами)
Проверка (все четверо представителей выходят и
по очереди называют части композиции, я показываю соответствующие слайды и мы
сравниваем)
б) - Что вы можете рассказать о С. Бегалине на
основании прочитанного? Какой это был человек?
(Добрый, любящий детей, животных и природу).
(слайд о С. Бегалине)
(рассказ о Сапаргали Бегалине подготовила и расскажет
ученица)
Сапаргали Бегалин – старейший писатель Казахстана. Он
написал много произведений для детей. С малых лет Сапаргали отличался
любознательностью и стремлением к знаниям. Годы учёбы были для него не в
тягость. Благодаря грамоте мальчик познакомился с восточными поэмами и
сказками. Также он увлекался казахским народным творчеством и всю жизнь собирал
песни, поговорки, пословицы, легенды. Особенно глубоко проникла в его сердце
поэзия великого Абая.
Вначале маленький Сапаргали исполнял эпические
произведения и играл на домбре. Своим мастерством он завоевал всеобщее
признание и восхищение. Но вскоре он берётся за перо сам.
С. Бегалин – тонкий знаток природы Казахстана и быта
казахского аула, он немногословно, красочно и с любовью повествует о родной
земле, о замечательных тружениках, живущих на ней и пишет не как сторонний
наблюдатель, а как человек, тысячью нитей связанный с ними.
- Зачем С. Бегалин написал этот рассказ?
в) - Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю
ответить на вопросы теста, где вы и определите тему и идею рассказа «Ёж Есена».
Тест:
1. К какому жанру относится произведение?
а) легенда б) рассказ в) сказка
2. Тема рассказа:
а) Дружба человека с животным
б) Как ёж спас Есена от змеи
в) Два друга – Есен и Каби
3. Идея произведения:
а) «Змея от своего яда не погибает»
б) «Вот и отблагодарил тебя ёж за заботу о нём»
в) «Люби родину и гордись ею»
4. «…Есена удивили слова бабушки…» – это фраза из:
а) кульминации б) развязки в) завязки
5. Какой чертой характера наделяет автор героев
рассказа?
а) любознательность б) равнодушие в)
обидчивость
Сверка (слайд)
г) - Что же нам хотел сказать автор?
- Сам С.Бегалин был добрым человеком, и он хотел,
чтобы дети тоже выросли добрыми людьми. Любили свою родину, жили в любви и
согласии с окружающими, помогали друг другу.
- А ведь мы с вами в этом году уже читали подобное
произведение другого автора, который затрагивает эту же тему. Кто вспомнил?
(Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»)
- Предлагаю посмотреть вам сюжет из мультфильма и
вспомнить это произведение (просмотр видеосюжета)
Работа в парах.
- Чем же похожи эти произведения и много ли в них
отличий?
- На листах у вас нарисованы круги Эйлера-Венна.
Задание: внутри первого круга записать слова из
произведения «Ёж Есена», а во втором - слова из сказки Киплинга. Слова вы
должны использовать все.
(Индия, мальчик, ёж, Казахстан, лес, мангуст, джунгли,
дружба, защитник, змея, семья)
Сверка (слайд)
- Какое же ключевое слово получилось в центре
пересечения (дружба).
- Дружат не только люди, но люди и животные.
VII. Домашнее задание.
- Домашним заданием будет на выбор: а) вспомнить или
найти произведение о помощи животного человеку в трудную минуту, или человека
животному (фильмы, мультфильмы, сказки, рассказы и т.д.) и рассказать о нём,
б) самим сочинить и записать рассказ о дружбе животных
и человека, можно стихотворение
VIII. Итог урока.
- На ваших листочках с домашним заданием «мультяшные» ёжики, а вот
посмотрите на фотографии настоящих ежей и скажите, какого ежа бы вы выбрали для
портрета нашему герою? Почему? (слайд)
Составление синквейна:
1.
Ёж
2.
Маленький, отважный
3.
Играет, защищает, бегает
4.
Ёж спас Есена от змеи.
5.
Друг
(слайд)
Дополнительное задание
- В Хрестоматии по литературе на странице 208 есть
стихотворение Кадыра Мырза Али «Ёж». Давайте прочтём его и сравним главного
героя с ежом Есена.
Читает ученик.
- Почему Алим сравнивается с ежом? (колючий,
неприступный, агрессивный)
- Есть ли отличие между ними? (да, ёж Есена такой по
отношению к врагу, когда защищал друга от змеи, а Алим такой всегда в общении с
окружающими)
- Я вам желаю быть отважными в определённых ситуациях и иметь
добрых друзей, как ёж Есена, но, в отличие от Алима, иметь мягкий и добрый
характер в общении с людьми.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.