Нечипоренко
Любовь Николаевна
Преподаватель
русского языка и литературы
Краевое
государственное автономное образовательное учреждение начального
профессионального образования
«Профессиональный
лицей №40»
Красноярский
край, город Ачинск
Конспект урока литературы в 10 классе
«Путешествие по литературным местам России»
(Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, А.М.
Горький)
Цели:
повторить изученный материал по
биографии и творчеству
Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, А.М.
Горького;
совершенствовать навыки анализа
текста;
развить у студентов умения самостоятельной
деятельности, логического мышления;
воспитать чувство коллективизма,
сплоченности и взаимопомощи;
Оборудование:
интерактивная доска
Ход урока:
Студенты на интерактивной доске видят
карту России, им предлагается совершить виртуальное путешествие по
литературным местам России, которые имеют отношение к Ф.Достоевскому, а, Чехову
и. Горькому.
Группа обучающихся делится на
три команды, в каждой команде выбирается капитан. После проведенного
путешествия, подводятся итоги работы команд и оцениваются результаты
деятельности студентов. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.
Капитаны выбирают маршрут
следования для своей команды.
Команды усаживаются у компьютеров,
совершают путешествие по литературным местам и объясняют, чем они знамениты в
биографии указанных писателей.
Итак, первая команда со своим
капитаном отправляется в Москву.
На интерактивной доске и на мониторах
дается изображение Москвы и портрет Федора Михайловича Достоевского с датами
его жизни (1821-1881).
Студенты видят следующие предметы:
белый халат, плетку, Библию, книги и поясняют,
какое отношение они имеют к детству Достоевского.
Затем команда с капитаном отправляется
в город Петербург, даются пояснения, почему ей пришлось «ехать» именно
в этот город.
На доске и на мониторах фото
Петербурга, здание главного военного инженерного училища.
Мы видим портрет Н. В. Гоголя и В.
Г. Белинского, а в руках преподавателя появляется письмо.
Студенты объясняют, что это за странное
письмо, и как оно повлияло на дальнейшую жизнь Достоевского.
Дорога ведет команду в далекую
холодную Сибирь
На экранах Владимирский тракт,
по которому идут политические заключенные.
Необходимо дать объяснения по данному факту биографии писателя.
И вот Омский острог.
Вопросы на экранах.
Сколько лет проведет в Сибири и
Казахстане писатель?
Какими будут для него эти годы?
Как он назовет эти места?
На снимке видна камера с арестантами, видя
которую, студенты рассказывают, какие были отношения у Достоевского с теми, с
кем ему пришлось жить, работать и общаться четыре страшных года, где выживали
только сильнейшие.
Далее команда отправляются вместе с
Достоевским в Семипалатинск, где он находится 5 лет.
Глядя на фотографию писателя, студенты
вспоминают, чем занимался Достоевский в Казахстане в течение 5 лет.
Шли годы. Подходил к концу срок
каторги и солдатчины.
Прошло 9 лет с тех пор, как
Достоевский покинул Петербург.
Команда снова в дороге в дороге, путь
лежит в столицу, а значит в город, откуда Достоевский был отправлен в Сибирь.
За длинный путь от Сибири до
Петербурга вспоминал Достоевский о своем прошлом, о Петрашевском, который
всплывал в его памяти, о «гражданской казни», учиненной правительством над
петрашевцами и над Достоевским. Да! Многое пережито, многое выстрадано, а что
ждет впереди?
Подъезжаем к Петербургу.
На экранах Петербург
Трепетно и радостно на душе у Федора
Михайловича.
Как сложится его жизнь дальше?
Сделала ли каторга и солдатчина
Достоевского злым и жестоким?
На эти вопросы отвечают сами
студенты.
Достоевский решил стать писателем. А
почему?
Далее команда среди названий книг,
изображенных на экране, называют те, которые были написаны Ф.М.Достоевским.
«Униженные и
оскорбленные»
«Бедные
люди»
«Отцы и
дети»
«Анна
Каренина»
«Воскресение»
«Преступление
и наказание»
«Идиот»
«Бесы»
«Братья
Карамазовы»
«Война и
мир»
Перед командой ставятся вопросы:
Какую задачу поставил перед собой
Достоевский, будучи писателем?
Кого он защищал через свои
произведения?
Был ли в этой защите смысл?
Студенты
выбирают из предложенных любой роман Ф. М. Достоевского и дают ему краткую
характеристику, называя главных героев, тему произведения, основные сюжетные линии.
Затем студенты делают вывод о
значимости творческой деятельности великого писателя России и мира Ф. М.
Достоевского.
Вторая команда с
капитаном отправляется в город Таганрог, на экранах изображение этого
города и портрет Антона Павловича Чехова (1860-1904).
Попадая в этот
город, студенты рассказывают, какими были детские года Антона Павловича Чехова.
В руках у
преподавателя билет, позволяющий Чехову поехать в Москву.
Команда должна
пояснить, куда Чехов отправится после окончания гимназии.
На экранах появляется
Московский университет.
Команда поясняет,
какое отношение это учебное заведение имеет к Чехову.
Мы видим
обложки юмористических рассказов, студенты объясняют, какое отношение эти
произведения имеют к Антону Павловичу
Независимо
от своего желания Чехов становится писателем, а потом писательская деятельность
станет для него делом его жизни.
На
экранах остров Сахалин,
вместе с Чеховым команда отправляется на остров и дает пояснение – зачем Чехов
поехал туда.
Итак,
мы на острове. Что видят наши глаза, о чем говорят наши сердца?
И снова
дорога, проходит месяц, и мы с Антоном Павловичем оказываемся в Москве, но жить
здесь Чехов не может.
А
почему? И куда он едет?
На
экранах дом Чехова в Мелихово.
Студенты
рассказывают о жизни Чехова в Мелихово.
А
теперь мы по дороге в Ялту
На
экранах Ялта.
Команда
дает пояснение, как там оказался А.П. Чехов, и какой была жизнь писателя и
врача в этом городе.
На экранах
вокзал, отправляющийся поезд, портрет Чехова и его жены – Ольги Книппер.
Команда
должна пояснить, куда Чехов держит путь и почему уезжает.
После
рассказа студентов о периоде жизни Чехова в городе Баденвейлер, команда получает задание – дать краткий анализ
творчеству А.П. Чехова.
Работа
третьей команды.
Вот пред
нами паровоз, который помчит команду к берегам Волги – в Нижний Новгород.
Среди портретов
русских писателей и поэтов, демонстрируемых на доске, студенты третьей команды
должны отыскать того, для кого эти места являлись родиной.
В Нижнем
Новгороде родился А. М. Горький (1868-1936).
На доске
портрет М. Горького. Студенты рассказывает о детстве Алеши Пешкова.
По записям,
изображенным на экране, студенты должны объяснить, что означают в судьбе
Горького выражения: «В людях», «Мои университеты».
И снова
дальний путь.
Остановка в
Казани.
На
экране появляется изображение Казанского университета.
Долго
мы здесь не задерживаемся. А почему?
Следующая
остановка в Тифлисе.
Видим
изображение этого города на экранах.
Команда
поясняет, что было примечательного для Пешкова в этот период жизни в Тифлисе, студенты
называют произведение, которое Горький написал в этом городе, и дают ему
краткую характеристику.
Время не
ждет, мы снова в дороге, за окнами мелькают города и веси, а Горький думает.
О чем?
Что тревожит его душу?
Впереди
опять Нижний Новгород, затем долгая дорога за пределы России и не очень скорое
возвращение в родные края.
Студенты
объясняют, что заставило А.М. Горького покинуть родину и уехать сначала в
Америку, а затем в Италию.
На экранах
фотографии Нью-Йорка и острова Капри.
И только в
1913 году он вернется в родные места.
Мы
возвращаемся вместе с ним.
А
почему именно в 1913 году Горький решил вернуться в Россию?
Вспоминая о
жизни А. М. Горького, студенты дают объяснения, какие произведения были
написаны этим человеком в разные этапы и периоды его жизни и делают вывод:
Чем
был так знаменит в свое время А.М. Горький?
Почему
он пользовался большой популярностью не только в России, но и за рубежом?
Заканчивается
урок, но не заканчивается путешествие наших студентов которое они совершили по
тем местам России, где жили и создавали свои творения великие люди земли
русской!
Подведение
итогов:
подсчитываются
баллы, идет награждение команд - (ставятся оценки за работу и дарятся диски для
записи)
Путешествие
продолжается!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.