В.В.Маяковский.
Слово о поэте. «Послушайте!» и другие стихотворения.
Конспект
урока
Цель урока: - познакомить учащихся с биографией поэта;
- показать
оригинальность таланта В.Маяковского;
- новаторство в
поэзии. Футуризм. Маяковский и футуризм;
- особенности ранней
лирики поэта.
Ход урока: 1.
Организационная часть.
2. Слово учителя.
Сегодняшний наш урок будет посвящен яркой
личности, оставившей видный след в истории русской литературы. Его имя хорошо
известно вам с детства хотя бы по таким строкам:
Крошка
сын к отцу пришел
И спросила кроха:
«Что такое хорошо
И что такое
плохо?»
Вы, конечно же, догадались , что эти строки принадлежат Владимиру
Владимировичу Маяковскому.
Итак, тема урока – В.Маяковский – «В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!»
и другие стихотворения.»
В мировой поэзии XX века
В.Маяковскому принадлежит исключительная роль. Маяковский вошел в литературу
как поэт-трибун, как «агитатор, горлан, главарь». Он действительно шагнул к нам
«через лирические томики, как живой с живыми говоря».
Владимир Владимирович Маяковский прожил сложную жизнь. Умел идти
напролом, обладая ясными, осознанными целями, он был человеком легкоранимым,
подчеркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищенность. Это был человек
страстный, тонкий лирик и «бесценных слов мот и транжир», несомненно, очень
талантливый поэт – словом, Маяковский – одно из ярчайших имен в литературе XX века.
3. Знакомство с
биографией поэта.
У Маяковского было много биографов, но,
наверное, никто не мог бы рассказать о нем лучше его самого. Дома вы
познакомитесь с автобиографией поэта, которую он назвал «Я сам», а сейчас
займете места у компьютеров и поработаете с материалами «Большой энциклопедии
Кирилла и Мефодия». Ваша задача – ознакомиться со статьей о Маяковском и подготовить
ответы на предложенные вам вопросы.
Вопросники ждут вас на столах. На эту работу
отводится 10-12 минут.
Вопросы:
1. Где родился В.В.Маяковский и какое образование
получил?
( в дворянской семье; отец служил лесничим на Кавказе;
после его смерти семья жила в Москве. Маяковский учился в классической гимназии
в Кутаиси (1901-1906, затем в Московской гимназии (1906-1908), откуда был
отчислен за неуплату. Дальнейшее образование – художественное: обучался в
подготовительном классе Строгановского училища (1908), в студиях художников
С.Ю.Жуковского и П.И.Келина, в фигурном классе Училища живописи, ваяния и
зодчества (1911-1914); исключен за участие в скандальных выступлениях
футуристов)
2.
Как начиналась
литературная деятельность
Маяковского?
( в 1911
г. – завязывается дружба с художником и поэтом Д.Бурлюком, организовавшим в
1912 году литературно-художественную группу футуристов «Гилея».
1912г. – первые
публикации стихов Маяковского в альманахе группы «Гилея» «Пощечина
общественному вкусу»)
3.
Отличались ли по форме
стихи Маяковского от стихов других поэтов?
(- воинственно
изломанный, грубый, стилистически сниженный язык («любовь на скрипки ложите»)
- ЛГ, эпатирующий
обывателя резкостью, ломкой языка и богохульством («Арканом в небе поймал
бога»), остается романтиком, одиноким, нежным, страдающим, чувствующим ценность
«мельчайшей пылинки живого»
- ориентированы на
прочтение с эстрады, на вечерах, диспутах.
- короткие
рубленые строки
- «рваный
синтаксис»
- «разговорность»)
4.
К какому литературному
течению примыкал В.В.Маяковский и в чем заключалась суть этого течения?
( футуризм; в
нарочито эпатирующей форме заявлявшей о разрыве с традициями русской классики,
о необходимости создания нового языка литературы, соответствующей эпохе)
5.
Как назывался манифест
этого литературного направления и кто его автор?
(«Пощечина
общественному вкусу»; В. Маяковский, В. Хлебников, А. Крученых и Д. Бурлюк)
6.
Каково было отношение
Маяковского к революции?
( революция была
принята Маяковским как осуществление возмездия за всех оскорбленных в прежнем
мире, как путь к земному раю)
7.
Помимо писательской
деятельности, чем еще занимался Маяковский в годы советской власти?
(- в 1918
г. организует группу «Комфут»(коммунистический футуризм), участвует в газете
«Искусство комунны»
-
1923 г. создает «Левый фронт искусств»(ЛЕФ), издает
журналы «ЛЕФ»(1923-1925) и «Новый ЛЕФ»(1927-1928)
-
пишет злободневную
сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов(«Окна РОСТА»,1918-1921)
(Российское Телеграфное Агенство)
8.
В русскую литературу В.
Маяковский вошел только как автор стихов?
( - поэм: «Облако
в штанах»(1915), «Хорошо!»(1927), «В.И.Ленин»(1924), «150 000 000»(1921), «Во
весь голос»(1930) и др.
-
комедии: «Клоп»(1928),
«Баня»(1929)
4.
Ответы учащихся на
вопросы.
Итак, какие сведения о жизни Маяковского, его творчестве
вы узнали, работая с энциклопедической статьей?
5.
Ранняя
лирика поэта.
Да, творчество поэта многогранно, но сегодня мы
поговорим о раннем Маяковском.
1. 1913 год – стихотворение «Нате!».
-
чтение стихотворения;
-
Как вы поняли смысл
названия стихотворения?
-
Каков тон этого
стихотворения? (довольно-таки резкий)
-
Чем обусловлена резкость
общего тона стихотворения?
( резкость общего
тона стихотворения обусловлена выраженным в нем чувством социального протеста,
его антибуржуазной направленностью. Маяковский ненавидит буржуазно-помещичью
толпу, которая пришла на вечер поэта в поисках развлечений, обличает ее
уродство, пошлость, тупость. Эта многоголосая толпа, сливающаяся в
представлении поэта в сплошную безликую массу жира, враждебна его
демократическому мироощущению. Автор сознает, что, обращаясь к этой толпе со
стихами, он бесполезно растрачивает самое для него ценное – поэтическое слово)
-
Как строятся отношения поэта и публики, пришедшей на вечер поэзии?
(Мужчина с
остатками обеда в усах, густо набеленная женщина, выглядывавшая из своих
нарядов, как бесформенная устрица из раковины – все эти зажиревшие, бездушные
обыватели готовы из праздного любопытства затоптать нежное, как бабочка, сердце
поэта. И они-то, эти обыватели, считают себя культурно-утонченными, а поэзию
В.Маяковского объявляют грубой, варварской! Он и не намерен угождать их пошлому
вкусу: он открыто , в лицо им бросает свой стих, исполненный гнева и презрений.
Так некогда и М.Ю.Лермонтов бросал в лицо светской черни свой стих, «облитый горечью
и злостью»)
Представляете, какой скандал разгорелся на открытии
кабаре «Розовый фонарь», когда Маяковский бросил это «Нате!» в лицо
благопристойной буржуазной публике.
-
Как вы понимаете смысл
метафоры «бабочка поэтиного сердца»?
2. А теперь мы обратимся еще к одному стихотворению
ранней лирики поэта – к стихотворению «Послушайте!» (1914)
-
чтение стихотворения;
-
Чем оно по общему тону
отличается от предыдущего?
(ЛГ не противостоит толпе, он пытается быть понятым)
-
Как вы понимаете
центральный образ стихотворения – образ звезды?
( этот образ символизирует смысл жизни. Когда в конце
стихотворения поэт утверждает: «значит – это необходимо, // чтобы каждый вечер
// загоралась хоть одна звезда?!» – он утверждает необходимость таких
человеческих ценностей, как добро, любовь, красота)
У В.В.Маяковского было обостренное ощущение
красоты мироздания, космоса. Но главной ценностью мира для него всегда был
человек. Поэтому даже в звездах для него самое главное то, что они могут и
должны быть источником радости, столь необходимой человеку. А образ далекого от
людских страданий бога «с жилистой рукой», к которому врывается человек,
полемически направлен против традиционных христианских представлений.
-
Как можно объяснить, что
звезды названы «плевочками»?
( неожиданно примененное к звездам
«эпатирующее»(нарочитораздражающее резкостью, непринятостью) определение
«плевочки» – это самозащита иронией от подсказываемой традицией затасканной
условно-романтической «поэтичности». Оно не «снижает», не разрушает образ ночного
неба, а помогает увидеть его с заплеванного асфальта городских улиц, по которым
бродит одинокий поэт)
-
Каково
душевное состояние лирического героя стихотворения? (взволнован)
-
Какими средствами передана
в стихотворении взволнованность лирического героя?
( в стихотворении много восклицательных и
вопросительных знаков, много коротких предложений, состоящих из одного
слова(«Послушайте!», «Не страшно?», «Да?!»), передающих эмоциональный накал
высказываний лирического героя)
Стихотворение написано АКЦЕНТНЫМ СТИХОМ, структура которого
опирается не на количество стоп, а на равное количество логически сильных
ударных слогов.
(
краткая запись определения учащимися в тетрадь)
Однако у Маяковского количество ударений в строке может меняться в
зависимости от интонации. В то же время стремление подсказать читателю нужную
интонационную установку привело поэта к своеобразной разбивке строки на
отдельные отрезки – «лесенке» Маяковского.
6. Заключение.
Отличительные черты лирического героя
раннего
Маяковского.
Сегодня на уроке мы обратились только к двум
стихотворениям раннего Маяковского. Но я надеюсь, что вы заинтересовались
стихами поэта и обязательно прочтете и другие стихотворения, относящиеся к
ранней лирике поэта: «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Хорошее
отношение к лошадям».
А теперь подведем итоги нашему разговору о своеобразии
ранней лирики В.В.Маяковского (учащиеся ведут краткие записи вывода).
-
Как преимущественно
строятся стихотворения раннего Маяковского?
(на противопоставлении толпы и лирического героя)
-
Каков лирический герой раннего Маяковского?
(способность к глубоким и сильным чувствам, любовь к
людям, бунтарство, ненависть к мещанству – черты, характеризующие лирического
героя раннего Маяковского).
(краткая запись
выводов в тетрадь)
7. Домашнее задание.
Дома вы продолжите работу над темой урока и :
-
Сайт www.vmayakovsky.ru
- биография поэта “Я сам” ( стр. 252-259 учебника); (фото, кот. были
выведены сегодня на экран, взяты из фотогалереи сайта, но еще много интересных
фотографий и дополнительного материала там размещено)
-
Наизусть одно
из стихотворений раннего Маяковского;
-
Инд. задание
«Женщины в жизни В.В.Маяковского» (3-4 мин.) по материалам сайта.
8. Сегодня мы сделали первый шаг в изучении творчества Вл. Маяковского.
Активными на уроке были …. Оценки …. Урок окончен. Можете быть свободны.
Вопросы по биографии В.В.Маяковского:
1. Где родился В.В.Маяковский и какое образование получил?
2. Как начиналась литературная деятельность Маяковского?
3. Отличались ли по форме стихи Маяковского от стихов других поэтов?
4. К какому литературному течению примыкал Маяковский и в чем
заключалась суть
этого течения?
5. Как назывался манифест этого литературного направления и кто его
автор?
6. Каково было отношение В.Маяковского к революции?
7. Помимо
писательской деятельности, чем еще занимался Маяковский в годы
советской власти?
8. В
русскую литературу В.Маяковский вошел только как автор стихов?
Вопросы по биографии В.В.Маяковского:
1. Где родился В.В.Маяковский и какое образование получил?
2. Как начиналась литературная деятельность Маяковского?
3. Отличались ли по форме стихи Маяковского от стихов других поэтов?
4. К какому литературному течению примыкал Маяковский и в чем
заключалась суть
этого течения?
5. Как назывался манифест этого литературного направления и кто его
автор?
6. Каково было отношение В.Маяковского к революции?
7. Помимо
писательской деятельности, чем еще занимался Маяковский в годы
советской власти?
8. В
русскую литературу В.Маяковский вошел только как автор стихов?
Вопросы по биографии В.В.Маяковского:
1. Где родился В.В.Маяковский и какое образование получил?
2. Как начиналась литературная деятельность Маяковского?
3. Отличались ли по форме стихи Маяковского от стихов других поэтов?
4. К какому литературному течению примыкал Маяковский и в чем
заключалась суть
этого течения?
5. Как назывался манифест этого литературного направления и кто его
автор?
6. Каково было отношение В.Маяковского к революции?
7. Помимо
писательской деятельности, чем еще занимался Маяковский в годы
советской власти?
8. В
русскую литературу В.Маяковский вошел только как автор стихов?
Вопросы по биографии В.В.Маяковского:
1. Где родился В.В.Маяковский и какое образование получил?
2. Как начиналась литературная деятельность Маяковского?
3. Отличались ли по форме стихи Маяковского от стихов других поэтов?
4. К какому литературному течению примыкал Маяковский и в чем
заключалась суть
этого течения?
5. Как назывался манифест этого литературного направления и кто его
автор?
6. Каково было отношение В.Маяковского к революции?
7. Помимо
писательской деятельности, чем еще занимался Маяковский в годы
советской власти?
8. В
русскую литературу В.Маяковский вошел только как автор стихов?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.