Литература, 10
класс, 2 часа
Тема
урока: «Образ праведника в русской литературе»
Цель: 1. Нравственное и духовное
развитие учащихся на основе изуче
ния русской
классической литературы.
2.
Совершенствование навыка сопоставления литературных геро
ев разных
произведений.
3.
Совершенствование мыслительных навыков учащихся.
4. Развитие
монологической речи.
5. Развитие
творческих способностей учащихся.
Оборудование: 1. Портреты писателей
И.С.Тургенева, Н.С.Лескова,
А.И.Солженицына.
2.
Словари В.И.Даля, Н.М.Шанского, С.И.Ожегова,
«Словарь русского языка» в 4-х томах.
3.
Иллюстрации учащихся к изучаемым произведени
ям.
Эпиграфы: Есть Россия земная – русской душе естественно любить ее и
противоестественно не любить ее. Ибо она – наше материнское лоно; наша детская
колыбель, вскормившая нас природа, наше земное, отеческое гнездо,
наше национальное жилище, наш отведенный нам Богом сад… За нею скрыта, в
ней таится, в ней живет – не внешнее, внутреннее, сокровенное, духовное начало,
иное значение, иная красота, иной глас. Для этого – вечного и
священного, Божьего – внешняя Россия есть как бы риза, через которую сияет
эта духовная субстанция; за Россией земной – живет, созерцает, поет,
молится и творит Россия духовная.
И.А.Ильин
Самая глубокая и могучая сила есть
сила мирная, и кротко сияющий солнечный луч спокойно совершает то, чего не в состоянии
сделать свирепая буря…
Н.С.Лесков
Жизнь – не шутка и не забава, жизнь даже не наслаждение, жизнь – тяжелый
труд. Отречение, отречение постоянное – вот ее тайный смысл, ее разгадка…
…исполнение долга – вот о чем следует
заботиться человеку: не наложив на себя цепей, железных цепей долга, не может
он дойти, не падая, до конца своего поприща…
И.С.Тургенев
Есть мировая загадка, сокрыта некая чудная тайна
в том, что стать полным человеком, развитым, одухотворённым, тонким, так
сказать, «родиться духом, а не плотски только», можно единственно ослабнув
где-нибудь.
Святая загадка праведной лестницы заключается в
том, что высокие ступени одухотворения... вообще не достигаются без некоторых
«падений»... Праведники наибольшие суть те, которые согрешили (и оплакали свои
грехи). Тогда их слово исполнится огнём правды. А сердце источается в любви к
слабому, «братскому» в грехе.
В.В.Розанов
Край
родной долготерпенья –
Край
ты русского народа!
Ф.И.Тютчев
Им жить бы хотелось иначе,
Носить
драгоценный наряд,
А
кони все скачут и скачут,
А избы горят и горят.
Н.Коржавин
Лучшая
часть жизни праведного человека – это его небольшие, безымянные и всеми
позабытые поступки, вызванные любовью и добротой.
У.Водсворт,
англ.поэт
Ход урока
I.
Слово
учителя. Объявление темы и цели урока.
Повесть «Очарованный странник» входит в цикл «Праведники», во
вступлении к которому автор дает диалог с умирающим «большим русским
писателем» (Писемским):
Писемский: По-вашему, небось, все надо хороших писать, а я,
брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости.
Автор: Это у вас болезнь зрения.
Писемский: Может быть, но только что же мне делать, когда я
ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости не вижу…
На другой день я проводил его на станцию, но зато самим мною овладело
от его слов лютое беспокойство.
«Как, — думал я, — неужто в самом деле ни в моей, ни в его и ни в
чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто, все доброе и
хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, — одна
выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных,
по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с
одною дрянью, которая живет в моей и твоей душе, мой читатель?
Мне это было и ужасно, и несносно, и пошел я искать праведных, пошел
с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трех
праведных, без которых «несть граду стояния», но куда я ни обращался, кого ни
спрашивал — все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали,
потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот, и другой
знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, или не праведны, —
все это надо собрать и потом разобрать: что тут возвышается над чертою простой
нравственности и потому «свято Господу».
Отправимся и мы
вслед за Лесковым. Это будет не только путешествие в пространстве, но и во
времени. Вместе с героями великой русской литературы мы пройдем через обширные
пространства всей России, побываем в веке XIX, перенесемся в многострадальный XX-ый и завершим наш урок днем сегодняшним начала XXI века.
II.
Словарная
работа.
- Какие ассоциации возникают в вашем воображении, когда вы слышите слово праведник?
(Правда, честь,
достоинство, долг, милосердие, человечность, не осудит, святой, правильно живет,
справедливый, правдолюб, совесть, стыд, порядочность, бескорыстие, незлобивость
и др.)
Работа учащихся со словарями:
Праведник – праведно живущий; во всем по
закону Божью поступающий, безгрешник. У Бога для праведных места много. Не
стоит город без святого, селение без праведника. Ни праведный без порока, ни
грешник без покаяния. (В.И.Даль. «Толковый словарь живого великорусского
языка» в 12 томах. М.: Мир книги, 2003. – т. 9, с. 338.)
Праведник – 1. У верующих: человек,
который живет праведной жизнью. 2. Человек, ни в чем не погрешающий против
правил нравственности (ирон.) (С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М.: Русский
язык, 1985. – С. 498.)
Праведник – 1. Человек, живущий согласно
заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии. Один раскаявшийся
грешник приятнее десяти никогда не согрешивших праведников. (Д.Н.Мамин-Сибиряк.
Горное гнездо.). 2. перен. Обычно ирон. Тот, кто в своих действиях
обычно руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил
нравственности. Человеческая природа несовершенна, а потому странно было бы
видеть на земле одних только праведников. (А.П.Чехов. Письмо М.В.Киселевой)
(«Словарь русского языка» в 4 томах. М.: Русский язык, 1987. – т. III, с. 352.)
- Как вы
понимаете слова «не нарушает правил нравственности»? Кого можно считать
нравственным человеком?
1. С чувством
собственного достоинства. (Уважая себя, уважай других.)
2. Имеющего
повышенное чувство ответственности за происходящее вокруг.
3. Умеющего
одухотворенно работать не ради одних денег.
4. С четким
представлением о добре и зле, того, кто противостоит злу.
5.
Размышляющего над своей и чужой жизнью, беспокойно ищущего ответы на больные
вопросы.
III.
Сопоставительный
анализ рассказов И.С.Тургенева «Живые мощи» и А.И.Солженицына «Матренин двор».
Художников разных
эпох, разной творческой манеры, сближает тема русской деревни, коренной
народной жизни, проблема русского национального характера.
(Обращение к
эпиграфу: слова И.А.Ильина)
- Наша задача –
увидеть это иное значение, иную красоту, иной глас в рассказах
Тургенева и Солженицына.
Вопросы для
сопоставительного анализа:
1. Смысл названия произведения.
2. Портрет героини.
3. Ее судьба.
4. Окружающий мир (дом,
обстановка, люди).
5. Отношение героини к людям.
6. Отношение к природе, к
животным.
7. Отношение к красоте,
способность к творчеству.
8. Как относится к самой себе, к
своему предназначению?
9. Человеческая жизнь
складывается не только из того, что было, но и из того, чего не было. Чего же не
было в жизни героини?
10. Что выступает мерой всех вещей для
героини?
11. В чем находит утешение, жизненные
силы?
12. Какую роль в ее жизни играет труд?
13. Назовите самые главные черты
характера. Как выразился национальный русский характер?
14. Как проявилась православная традиция
(отношение к вере)?
15. Каково отношение людей к героине:
односельчан, родственников?
16. Почему умирает героиня?
17. Какова идея, главная мысль
произведения?
18. О чем говорит концовка рассказа?
19. Какое чувство осталось после
прочтения? Что способствует этому?
20. Как это произведение связано с
традицией русской литературы?
Вывод:
- Как соотносятся высказывания русских писателей с
темой нашего урока?
- Неужели только в ироничном смысле можно говорить о праведниках в
наше время?
- Устоит ли земля наша без праведника? И чего она стоит без таких
"прирождённых ангелов"?
(Обращение к словам Н.С.Лескова, Ф.И.Тютчева, Н.Коржавина,
И.С.Тургенева - отношение учащихся к высказываниям русских писателей в свете
нашего разговора о русских праведниках.)
Если назначение поэта — пробуждать добрые чувства, то
чистоту и высшие устремления своей души поэт и завещает потомкам. Поэтому «Живые
мощи» — одно из главных произведений Тургенева — его призыв не
только к доброте, состраданию, любви, не только размышления о злободневных
проблемах современности, но и проникновение в ту духовную реальность,
устремленность к которой составляет смысл жизни русского православного
человека.
Солженицын продолжает одну из центральных гуманистических линий
русской классической литературы — идею нравственного идеала, внутренней свободы
и независимости даже при внешнем притеснении, идею нравственного совершенствования
каждого. В этом он видит национальное спасение, так же как связывает свои
надежды с идеей покаяния.
IV.
Тема праведничества в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник».
- В начале повести мы встречаемся с ее главным героем – Иваном
Северьянычем Флягиным. Кто он? Как он пришел к этой мысли: «Мне за народ очень
помереть хочется»?
Проблемный вопрос: Можно ли отнести к праведникам героя повести
Н.С.Лескова «Очарованный странник»?
Ответы учащихся:
- Нельзя…
- Трудно сказать…
- Можно, но…
Учитель: - Давайте попробуем взвесить на весах
нравственности все его поступки.
Добро
|
Зло
|
1.
Спасение графской семьи.
2.
Очарован Богом.
3.
Очарован природой.
4.
Очарован лошадьми, их красотой и совершенством.
5.
Очарован живностью (история с голубями).
6.
Очарован музыкой (эпизод с гармонью) и песней, которая «так за
душу и щипет, так и берет в полон».
7.
Привязанность к маленькой девочке.
8.
Понимает материнские чувства, отдает девочку матери.
9.
Неподдельный интерес и понимание чужих нравов и обычаев.
10. Был лекарем в
плену.
11. Тоска по
родине, стремление вырваться из плена; молился со слезами; видения храма.
12. Природный ум,
смекалка: поединок с Савакиреем, побег из плена.
13. Обиделся за
веру: встреча с чувашином.
14. С радостью
принимает наказание за содеянное после возвращения из плена.
15. Помогает
мужикам выбирать лошадей.
16. Твердость
характера: не дает князю денег на «реванж».
17. Стремится
сохранить деньги князя перед «выходом».
18. Борется с
«бесами».
19. Сострадание к
человеку, который «за свое усердие к вину даже утробою жертвует».
20. Понимание
красоты: «Вот она, - думаю, - где настоящая-то красота, что природы совершенство
называется…»
21. Бросил пить.
22. Любовь и
сострадание к Грушеньке, стремление помочь ей.
23. Берет на себя
чужой грех.
24. Пошел служить за
другого, пожалел старичков.
25. Горячее желание
искупить свой грех собственной жизнью, чувство вины.
26. Совершает
подвиг (переправа через реку Койсу).
27. Не может сидеть
на службе без дела.
28. Вступился за
«молоденькую девочку», исполняющую роль феи.
29. В монастыре
принимает мучения за веру, борется с «соблазнами».
30. Собирается идти
на войну: «Мне за народ очень помереть хочется».
|
1.
Бездумность, лихачество: «…да все норовишь какого-нибудь
встречного мужика кнутом по рубахе вытянуть».
2.
Убийство монашка: «Ведь я это не нарочно».
3.
Замучил птенчика.
4.
Побил кошку.
5.
Покушения на самоубийство.
6.
Пошел в разбойники.
7.
Украл лошадей у графа.
8.
Обменял крест на паспорт.
9.
Вызывает на драку ремонтера «со скуки».
10. Запорол
Савакирея.
11. Не признавал своих
детей в плену.
12. «Выходы».
13. Растратил
деньги князя.
14. Убийство
Грушеньки.
|
- Как видим, количество добрых дел значительно «перевешивает». Но,
может быть, главное не в поступках человека? О чем мы говорили, сопоставляя
образы Лукерьи и Матрены?
(Прежде всего, о душе.)
- Что же в душе Флягина?
(Нравственные качества:
- чувство собственного достоинства (не смог стерпеть, «чтобы
стоять на коленях да камешки бить»;
- «Неужели с того, что вы меня богатее, то у вас и чувств
больше?»);
- доброта, нежность к маленькому ребенку;
- ответственность («я человек должностной и верный: взялся хранить
дитя и берегу его»);
- честность («я себя не продавал ни за большие деньги, ни за
малые, и не продам»);
- уважает в других людях честь и достоинство;
- простодушие, наивность;
- способность сострадать;
- чувство долга («что больше повиноваться, то человеку спокойнее
жить» - о жизни в монастыре);
- патриотизм;
- человеколюбие;
- бескорыстие.)
И здесь в наш разговор вступает русский философ В.В.Розанов
(слова вывешиваются на доску). Согласны ли вы с ним?
Вывод: Добрый и простодушный русский исполин - основной
герой и центральная фигура повести. Этот человек с детскою душой отличается
неуёмной силой духа, богатырским озорством и той чрезмерностью в увлечениях,
которая столь чужда умеренности добродетельных героев-буржуа. Он поступает по
велению долга, часто по наитию чувства и в случайном порыве страсти. Однако
все его поступки, даже самые странные, неизменно рождаются из внутренне
присущего ему человеколюбия. Он стремится к истине и красоте через
ошибки и горькие раскаяния, он ищет любви и щедро дарит сам любовь людям.
Иван Северьяныч Флягин живёт по преимуществу не умом, а сердцем, и
потому ход жизни властно увлекает его за собой, потому-то столь разнообразны
обстоятельства, в которые он попадает. Путь, который проходит герой повести, -
это поиски своего места среди других людей, своего призвания, постижение смысла
своих жизненных усилий, но не разумом, а всей своей жизнью и своей судьбой.
Ивана Северьяныча Флягина как будто и не занимают вопросы человеческого бытия,
но всей жизнью, её причудливым ходом он по-своему на них отвечает.
Несмотря на многие неприглядные черты, реалистически отмеченные
автором, собирательный полусказочный образ Ивана Флягина предстаёт перед нами
во всём величии, благородстве души своей, бесстрашии и красоте и сливается с
образом народа-богатыря. "Мне за народ очень помереть хочется", -
говорит очарованный странник. Глубоко переживает "черноземный Телемак"
свою причастность к родной земле. Какое великое чувство заключено в его
незатейливом рассказе об одиночестве в татарском плену: "...Тут глубине
тоски дна нет...Зришь, сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни
возьмётся обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещёную землю и
заплачешь".
Иван Северьяныч следует туда, куда гонит его судьба, и всецело отдается
на волю случая. Ему не свойственно какое-либо планирование жизни. И это,
считает Лесков, характерно для всего русского народа. Ивану Флягину чуждо
всякое корыстное деяние, ложь и интриги. Он откровенно рассказывает о своих
приключениях, ничего не утаивая и не скрашивая перед слушателями. Его, на
первый взгляд, беспорядочная жизнь имеет особую логику — от судьбы никуда не
деться. Иван Северьяныч корит себя за то, что сразу не пошел в монастырь, как
было обещано матерью, а пытался найти лучшую долю, познав только одни
страдания. Однако куда бы он ни стремился, где бы он ни был, перед ним всегда
оказывалась черта, за которую он ни за что не смел переступить: он всегда чувствовал
четкую грань между праведным и неправедным, между добром и злом, хотя некоторые
поступки его иногда кажутся странными. Так, он убегает из плена, оставляет
своих некрещеных детей и жен, ничуть не сожалея о них, бросает деньги князя под
ноги цыганке, отдает порученного ему ребенка матери, отняв при этом его у отца,
убивает брошенную и опозоренную женщину, которую любит. И более всего поражает
в герое то, что даже в самых сложных ситуациях он не задумывается над тем, как
надо поступить. Им руководит какое-то интуитивное нравственное чувство,
которое его никогда не подводит. Лесков считал, что эта врожденная праведность
— неотъемлемая черта русского национального характера.
Вывод по уроку: Россия богата не только безграничными
просторами, плодородными землями, фруктовыми садами, но и незаурядными
людьми, праведниками, одарёнными чистой, божественной энергией. Они смотрят
на нас ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу, да так, что ничего
от них не скроешь. Праведники жертвуют многими жизненными прелестями ради
чистоты души, с радостью помогают окружающим достойно преодолеть все невзгоды,
выйти победителем из борьбы с самим собой, духовно очиститься. И что бы о
них ни говорили, сколько бы ни удивлялись их неприхотливости, на русской
земле всегда найдётся место таким людям, ибо они проповедуют правду.
Тогда в чем же причина несчастной судьбы русского человека?
На этот вопрос ответил Н.С.Лесков, раскрыв причину трагической судьбы своего
«очарованного странника»: не по предназначенному ему Богом пути следует русский
человек, а, сбившись однажды, вновь найти дорогу не может. Еще в начале повести
задавленный лошадьми монах предсказывает Ивану: «...будешь ты много раз
погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты
тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы». И в этих словах
воплощает писатель судьбу всей России и ее народа, которому суждено пережить множество
горестей и бед, пока не найдет он свой единственный, праведный путь, ведущий к
счастью.
Литература по теме:
I.
И.С.Тургенев.
«Живые мощи».
1. Валагин А.П. И.С.Тургенев.
«Записки охотника» // Литература в школе – 1992 – № 3-4 – с. 28-36.
2. Карпов И.П., Старыгина Н.Н.
Открытый урок по литературе. М.: Московский Лицей, 2000. – С. 146-151,
260-275.
3. Куделько Н.А. Праведник в
рассказах И.С.Тургенева «Живые мощи» и А.И.Солженицына «Матренин двор» //
Литература в школе – 2004 - № 11 – с. 26.
4. Недзвецкий В.А. В контексте
человечества и природы. «Записки охотника» И.С.Тургенева // Русская словесность
– 1996 - № 4 – с. 26-27.
5. Щеблыкин И. Книга о народе //
Литература в школе – 1992 - № 3-4 – с. 23-28.
II.
Н.С.Лесков.
«Очарованный странник».
1. Аркин И.И. Уроки литературы в
8 классе. М.: Просвещение, 2001. – С. 174-182.
2. Афанасьев Э.С. Кто же ты
такой, Иван Флягин? // Русская словесность – 2004 – № 6 – с. 17-21.
3. Бурдина И.Ю. Н.С.Лесков.
Очарованный странник. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. М.: Дрофа,
2001.
4. Данилина Т.М. Повесть
Н.С.Лескова «Очарованный странник» // Литература в школе – 2001 - № 6 – с. 31-34.
5. Железнякова Т. «Очарованный
странник». Смысл названия // Литература – 1996 - № 2 – с. 6-7.
6. Жукова Г. Тема праведничества
в творчестве Н.С.Лескова // Литература – 2002 - № 37 – с.12.
7. Лебедев Ю.В. Николай
Семенович Лесков. 1831-1895. // Литература в школе – 2000 - № 6 – с. 22-33.
8. Литературная викторина.
Н.С.Лесков. «Очарованный странник» // Русская словесность – 1995 - № 6 – с.
65-69.
9. Ремизова М. Путь спасения
души в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» // Литература – 2001 - № 17 –
с. 15.
10. Слободчикова Л. Праведники в
творчестве Н. Лескова // Литература – 2000 - № 38 – с. 5-7.
11. Телегин С.М. Национальное и
мифологическое у Лескова. «Очарованный странник» // Литература в школе – 1996 -
№ 1 – с. 16-19.
12. Хайнади З. Странник и скиталец в
европейской и русской литературах // Литература – 2003 - № 31 – с. 2-3.
13. Чередникова М.П. Открытие Лескова //
Литература в школе – 1991 - № 2 – с. 87-101.
14. Яхненко Е.В. Древнерусские традиции
в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» // Литература в школе – 2003 - № 2
– с. 19-21.
III.
А.И.Солженицын.
«Матренин двор».
1. Архангельский А. «Поэзия и
правда» в малой прозе Солженицына // Литература – 1993 - № 17-18 – с. 2-3.
2. Василенко Е. «Есть такие
прирожденные ангелы…» // Литература – 2003 - № 23 – с. 14.
3. Волков С. Стоит ли село без
праведника? // Литература – 1996 - № 21 – с. 4.
4. Гордиенко Т.В. Особенности
языка и стиля рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор» // Русская словесность –
1997 - № 3 – с. 66-68.
5. Козлова О. Дом, где
разбиваются сердца // Литература – 1998 - № 28 – с. 5.
6. Куделько Н.А. Праведник в
рассказах И.С.Тургенева «Живые мощи» и А.И.Солженицына «Матренин двор» //
Литература в школе – 2004 – № 11 – с. 26.
7. Локтионова Н. «Не стоит село
без праведника» // Литература в школе – 1994 - № 3 – с. 33-37.
8. Мурин Д.Н. Один час, один
день, одна жизнь человека в рассказах А.И.Солженицына // Литература в школе – 1990
- № 5 – с. 103-109.
9. Потолков Ю. Прощание с
Матреной // Литература – 1998 - № 28 – с. 12.
10. Семеняк А.Г. Судьба, принесенная в
жертву… // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР – 1991 –
№ 2 – с. 37-39.
11. Симакова Л.А. Душа неподвластна… //
Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР – 1991 – № 2 – с.
34-37.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.