Урок литературы в 9 классе
Учитель: Фокина
Елена Валерьевна
Лабораторная работа по теме
«Лингвостилистический
анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина»
Цель: отработать навыки анализа стихотворного
текста, расширить знания литературоведческих терминов, обратить внимание на
стилистические особенности произведения, бережное отношение к родному языку и
русской культуре.
Оборудование: портрет поэта, диск «Тарханы», репродукции
картин русских художников с пейзажными зарисовками, использование интерактивной
доски.
Предварительно
участники элективного курса группами готовились к занятию. Система вопросов к
решению лингвистических задач предполагала анализ композиции, синтаксиса,
лексики, стилистических фигур, фонетики поэтического текста.
Вопросы к нравственно-эстетической
задаче:
-проведите
лингвистический эксперимент: замените слово отчизна на слово родина. В чём
различие?
-почему слово отчизна
оправдано в первой строке?
-с чем ассоциируется
образ родины у поэта? Объясните эти понятия, обращаясь к толковому словарю (чета,
гумно, жнивьё, нива, отрада). Как это раскрывает тему и идею стихотворения?
-найдите лексику
высокую, пафосную и трогательную, выражающую любовь поэта к родине;
-почему именно в
конце взгляд поэта становится пристальнее, внимательнее, на лицо детали
крестьянского быта?
Вопросы к
смысловой задаче:
-найдите примеры
строк, характерных для оды, думы, лирического стихотворения. Можно ли
однозначно определить жанр произведения?
-каково соотношение
частей, о чём каждая часть, противопоставлены они или гармонично продолжают
друг друга?
-определите размер
стихотворения, составьте схему каждого стиха, какую закономерность вы увидели?
-охарактеризуйте
рифмы и способ рифмовки.
Вопросы к языковой
задаче:
-в чём синтаксические
особенности текста?
-объясните выбор
частей речи; местоимения какого лица преобладают и почему; почему в начале
второй части нет глаголов; какие слова создают мотив движения?
-охарактеризуйте
текст с точки зрения поэтической фонетики;
-что вы можете
сказать о цветописи стихотворения?
-роль выразительных
средств.
Ход урока.
1.Организационный
момент: сообщение темы, целей,
плана работы, сделать акцент на отличие занятия элективного курса от урока.
2.Психологическая
разминка.
3.Мультимедийная
экскурсия по «малой родине» М.Ю.Лермонтова (использование диска «Тарханы»):
-работа с эпиграфом: «Мой дом везде… И осуждён страдать я долго в нём. И в нём
лишь буду я спокоен »;
-поэтические минуты (прочтение
стихотворения «Родина»);
-история создания
стихотворения.
4.Решение
лингвостилистических задач в поэтическом тексте:
А)
нравственно-эстетическая задача с лекционным элементом
решение:
-тема;
-идея;
-проблематика;
-автор.
Ответ: для поэта родина - в жизни народа, в его
простом быту, он любит родную землю и её людей, которых он познал, едучи в
телеге, ночуя в степи вместе с обозом, в избе с крестьянами. Хорошо и удобно
любить свою страну, сидя в удобном кресле и читая о доблестных подвигах
предков. Но как трудно бывает любить то, что перед тобой в будничной жизни,
любить страну, зная, что в ней царят невзгоды, творится беззаконие, деревни
разорены и печальны. Вот то новое слово, которое сказал Лермонтов о родине
своему поколению и потомкам. Тема родины впервые в русской поэзии представлена
как проблема, которую каждый может решить по-своему.
Б) смысловая
задача с использованием интерактивной доски
решение:
-жанр;
-композиция;
-размер стихотворения;
-рифма.
Ответ: однозначно определить жанр нельзя, здесь есть
строки, характерные для оды, думы, лирического стихотворения. В стихотворении
две части. Первая-отстаивание в полемике с воображаемым оппонентом права на
любовь к родине. Вторая-объяснение, что значит для поэта родина, каковы её
символы. Стихотворение написано шести-, пяти-, четырёхстопным ямбом, причём
чёткий переход на четырёхстопный. Это делает стих лёгким, простым. Рифма
простая, точная, перекрёстная, с чередованием женской и мужской рифмы, что
придаёт стиху плавность и торжественность.
В) языковая задача
с использованием интерактивной доски
решение:
-синтаксические
особенности;
-лексические особенности
(тропы, роль частей речи, словарный запас);
-фонетические
особенности;
-цветопись.
Ответ: стихотворение окрашено эмоционально, интимно,
лирически. Цветопись неяркая, несочная; такой колорит как раз характерен для
изображения уголков малой родины. Синтаксические конструкции содержат и
противопоставление, и восклицание, и паузы, и волнение.
5. Итоги: пресс-конференция «В двух словах» (на вопросы
девятиклассников отвечают участники элективного курса 10 класса):
-помог ли элективный
курс «Анализ текста» успешно сдать экзамены по русскому языку и литературе?
-анализировать
труднее поэтический или прозаический текст?
-можете ли вы
самостоятельно создавать тексты определённого стиля?
-помог ли элективный
курс развить ваши индивидуальные творческие способности?
-нужно ли расширять
гуманитарное образование в школе?
Домашнее задание:
лингвостилистический анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Пророк».
Литература
1.М.Ю.Лермонтов.
Сочинения в 2 томах./М.: Художественная литература, 1990.
2.Голышева Г.Э.
Лингвостилистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина»/Русский язык
в школе № 6.-с.30, 2001.
3.Зотина Т.В.
Готовимся к комплексному анализу текста на экзамене/Русский язык в школе №
6.-с.39, 2001.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.