Н.Гумилёв «Волшебная
скрипка».
(Опыт анализа поэтического текста).
Урок литературы в 11 классе
г.Беслан
Задачи. В
процессе практической работы
1) развивать
умение учащихся читать, воспринимать, анализировать, интерпретировать
поэтическое произведение, способствовать развитию их художественного вкуса;
2) пробуждать
«чувство поэзии», учить воспринимать литературу как искусство слова, формировать
эмоциональную восприимчивость;
3) повторять
(актуализировать) литературно-теоретические знания, способствовать обогащению и
усложнению словарного запаса молодых читателей, развитию их речевой культуры.
ХОД УРОКА
СЛАЙД 1
(тема)
1.Слово
учителя Возможно, тайна поэзии в том и заключается, что порой,
читая стихотворение и ещё не отдавая себе до конца отчёта о глубине его
содержания, мы вдруг ощущаем сладкую и мучительную истому, некую возвышенную
радость от одного лишь его звучания. При этом мы не сразу и не всякому сможем
объяснить, что именно трогает нас, почему мы вдруг оказываемся в пленительной
власти ритма и слов.
Но
именно потому, что этот процесс в каждом из нас происходит по-своему (а в
ком-то не происходит вовсе), мы и учимся на уроках литературного чтения
вчитываться и вдумываться, вслушиваться и вглядываться в суть и в ткань
поэтического произведения, помня при этом о времени, когда оно создавалось, и о
личности его автора.
Почти
у каждого читателя создаётся своя версия, своя личностная трактовка прочтения
текста. Эту трактовку принято называть интерпретацией. Но в общении
с поэзией (и искусством вообще) чрезвычайно важно эмоциональное впечатление.
И нужно не заменять его логической интерпретацией, а опираться на него.
Именно
над этим мы и должны поработать сегодня, объединив опыт каждого из нас, взяв
из сегодняшнего общения то, чему, может быть, прежде не уделяли особого
внимания, не придавали значения.
СЛАЙД 2 (акмеисты)
-2-
«Серебряный
век» русской поэзии, всеми корнями уходящий в век «золотой»: в творчество
Пушкина, в тютчевскую философичность, в импрессионистскую лирику Фета, сегодня
во многом ещё остаётся для нас загадкой. Не так давно мы начали открывать для
себя В.Брюсова и М.Кузмина, К. Бальмонта и И.Северянина, О.Мандельштама и
Н.Гумилёва…
- Если вы читали стихи этих поэтов, хотя бы
немного знаете об их жизни, то как вы считаете – кому и чему служили они?
(Музе
и человеку, добру и красоте… Как и подобает настоящим поэтам).
-
Сегодня мы обратимся только к одному, удивительному, на мой взгляд,
стихотворению Н.С.Гумилёва «Волшебная скрипка» и вместе попробуем понять, в
чём его художественная сила и очарование, что раскрывается перед нами, когда мы
рассматриваем его в контексте того времени, в контексте судьбы и творчества
самого Гумилёва.
СЛАЙД 3
2. ЗВУЧИТ СТИХОТВОРЕНИЕ «ВОЛШЕБНАЯ
СКРИПКА»
(после чтения тексты
стихотворения розданы каждому участнику)
3. Этим
стихотворением открывается 3-я книга Гумилёва «Жемчуга» с посвящением В.Брюсову,
которого Гумилёв считал своим учителем.
- Как каждый из вас
понял его смысл? О чём оно?
(О судьбе поэта,
о его выборе…)
СЛАЙД 4 (Эпиграф)
-
Улавливаете ли вы в нём диалог? Кто ведёт его?
(Слышен монолог- речь одного человека
- поэта, умудрённого жизнью, опытного наставника, старшего друга,
обращающегося к родственной душе)
- А тот, второй? («Милый
мальчик»). Разве он совсем не участвует в диалоге? (просит «о
счастье», смеётся»).
-- В
чём композиционное своеобразие этого стихотворения?
СЛАЙД 5 (Композиция)
(3 части: I-
две первые строчки – заявка юного поэта,
просьба о счастье;
-3-
II
– попытка отговорить, напугать теми ужасами,
которые ожидают человека, взявшего в руки скрипку;
III
– 3 последние строчки - понимание
бесполезности, тщетности этой попытки и – благословение)
- Проследим, как с этой композицией связано
изменение тональности
(I
– лёгкая, светлая, безмятежная, ничем не
омрачённая: «милый», «весел», «светла», «счастье». – С какого слова начинается
перелом, переход ко второй части? («отравляющем»)
II
– драматически напряжённая, полная мрачных
предчувствий и предостережений
III
– трагически возвышенная, полная почти
торжественной обречённости.
- Обратите внимание на размер,
которым написано стихотворение (восьмистопный хорей). – Что он
подчёркивает? (и драматизм, и торжественность)
СЛАЙД 6 (хорей)
- Покажите,
какие новые образы возникают, как выстраивается красноречивый ряд
художественных деталей, глаголов, эпитетов («духи ада», «бешеные
волки», «обезумевший смычок», «кровожадное исступленье» и т.д.
СЛАЙД 7 (эпитет)
О юном поэте, на первый взгляд, почти
ничего не сказано. Что узнаём мы о нём в первых строчках?
- А в какой строке, на ваш взгляд, его
полная характеристика? (Но я вижу – ты смеёшься…) – Почему вы так
считаете?
- А что же ожидает того, кто взял «в
повелительные руки» волшебную скрипку?
- Ещё раз вспомните тот первый аккорд,
который задал трагический тон всему стихотворению («счастье, отравляющее
миры»)
- Давайте выстроим ряд смелых, неожиданных
характеристик – эпитетов, которые
один за другим сгущают, нагнетают атмосферу страха и безысходности («тёмный
ужас», и т.д.)
-4-
-Характерно,
что всё стихотворение строится на развёрнутой ключевой метафоре, которая
к финалу перерастает в символ. Покажите это!
СЛАЙД
8 (метафора)
- Что символизирует образ скрипки? (поэтическое дарование, которое является и
смертельным заклятием, и высшим блаженством.
- И
какова главная мысль этого стихотворения? (Всякий творец живёт
своим творчеством и готов пойти на всё, даже умереть, чтоб выразить себя и принести
радость людям, ради которых он творит)
Заключение.
-Вернёмся к нашему эпиграфу. Разве не
отразились в этом стихотворении судьбы Пушкина, Лермонтова, Грибоедова?
-А в каком смысле его можно назвать
пророческим по отношению к самому Гумилёву и его современникам?
СЛАЙД 9 (картинки)
Все они не только творили стихи и
баллады, но и с колоссальным напряжением, а порой и смертельным риском лепили
собственную судьбу. И эти слова:
«На, владей волшебной скрипкой, погляди
в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной
смертью скрипача!» -
могли быть с полным правом сказаны о
каждом из них.
-А теперь послушаем два исполнения
песни на слова «Волшебной скрипки» .
- Какое из них, на ваш взгляд, более
соответствует содержанию и эмоциональному строю стихотворения? Почему вы так
считаете?
СЛАЙД 9 (Группа «Вереск»)
– СЛАЙД 9 (Исп.
Г.Трофимов)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.