Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока литературы. Тема:

Конспект урока литературы. Тема:

Скачать материал

                      

 

 

 

 

Н.Гумилёв  «Волшебная скрипка».

 (Опыт анализа поэтического текста).

 

 

 

                                                 Урок литературы в 11 классе    

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 г.Беслан

 

Задачи.  В процессе практической  работы

1)    развивать умение учащихся читать, воспринимать, анализировать, интерпретировать поэтическое произведение, способствовать развитию их художественного вкуса;

2)    пробуждать «чувство поэзии», учить воспринимать литературу как искусство слова, формировать эмоциональную восприимчивость;

3)    повторять (актуализировать) литературно-теоретические знания, способствовать обогащению и усложнению словарного запаса  молодых читателей, развитию их речевой культуры.

 

ХОД УРОКА

 

                                           СЛАЙД 1 (тема)

 

 

1.Слово учителя   Возможно, тайна поэзии в том и заключается, что порой, читая стихотворение и ещё не отдавая себе до конца отчёта о глубине его содержания, мы  вдруг ощущаем сладкую и мучительную истому, некую возвышенную радость от одного лишь его звучания. При этом мы не сразу и не всякому сможем объяснить, что именно трогает нас, почему мы вдруг оказываемся в пленительной власти ритма и слов.

Но именно потому, что этот процесс в каждом из нас происходит по-своему (а в ком-то не происходит вовсе), мы и учимся на уроках литературного чтения вчитываться  и вдумываться, вслушиваться и вглядываться в суть и в ткань поэтического произведения, помня при этом о времени, когда оно создавалось, и о личности его автора.

Почти у каждого читателя создаётся своя версия, своя личностная трактовка  прочтения текста. Эту трактовку  принято называть интерпретацией.     Но в общении с поэзией (и искусством вообще) чрезвычайно важно эмоциональное впечатление. И нужно не заменять его логической интерпретацией, а опираться на него.

                  

Именно  над этим мы  и должны  поработать сегодня, объединив опыт каждого из нас, взяв из сегодняшнего общения то, чему, может быть, прежде не уделяли особого внимания, не придавали значения. 

 

                       СЛАЙД 2  (акмеисты)

 

                                                                                                         -2-

 

«Серебряный век»  русской поэзии, всеми корнями уходящий в век «золотой»: в творчество Пушкина, в тютчевскую философичность,  в импрессионистскую лирику Фета, сегодня во многом ещё остаётся для нас загадкой. Не так давно  мы начали  открывать для себя  В.Брюсова и М.Кузмина, К. Бальмонта и И.Северянина, О.Мандельштама и Н.Гумилёва…

- Если вы читали  стихи этих поэтов, хотя бы немного знаете  об их жизни,  то как вы считаете – кому и чему служили они?

(Музе и человеку, добру и красоте… Как и подобает настоящим поэтам).

- Сегодня мы обратимся только к одному, удивительному, на мой взгляд, стихотворению Н.С.Гумилёва  «Волшебная скрипка» и вместе попробуем  понять, в чём его художественная сила и очарование, что раскрывается перед нами, когда мы рассматриваем его в контексте того времени,  в контексте судьбы и творчества самого Гумилёва.

 

                              СЛАЙД 3

 

         2ЗВУЧИТ СТИХОТВОРЕНИЕ «ВОЛШЕБНАЯ СКРИПКА»

(после чтения тексты стихотворения розданы каждому участнику)

                   3.  Этим стихотворением  открывается 3-я книга Гумилёва «Жемчуга» с посвящением  В.Брюсову, которого Гумилёв считал своим учителем.

                    - Как каждый из вас понял его смысл? О чём оно?

                          (О судьбе поэта, о его выборе…)

                                               СЛАЙД 4 (Эпиграф)

    -  Улавливаете ли вы в нём диалог? Кто ведёт его?

(Слышен монолог- речь одного человека -  поэта, умудрённого жизнью, опытного наставника, старшего друга, обращающегося к родственной душе)

                   - А тот, второй? («Милый мальчик»). Разве он совсем не участвует в диалоге?  (просит  «о счастье», смеётся»).

-- В чём композиционное своеобразие этого стихотворения?

                            СЛАЙД 5  (Композиция)

(3 части:    I- две первые строчки – заявка юного поэта, просьба о счастье;

                                                                                                                              -3-

  IIпопытка отговорить, напугать теми ужасами, которые ожидают человека, взявшего в руки скрипку;

                 III – 3 последние строчки -  понимание бесполезности, тщетности этой попытки и – благословение)

- Проследим, как с этой композицией связано изменение тональности

(I –  лёгкая, светлая, безмятежная, ничем не омрачённая: «милый», «весел», «светла», «счастье». – С какого слова начинается перелом, переход ко второй части? («отравляющем»)

IIдраматически напряжённая, полная мрачных предчувствий и предостережений                   

IIIтрагически возвышенная, полная почти торжественной обречённости.

         - Обратите внимание на размер, которым написано стихотворение (восьмистопный хорей).  – Что он подчёркивает? (и драматизм, и торжественность)

                                       СЛАЙД 6 (хорей)

 

- Покажите, какие новые образы возникают, как выстраивается  красноречивый  ряд художественных деталей, глаголов, эпитетов («духи ада»,  «бешеные волки», «обезумевший смычок», «кровожадное  исступленье» и т.д.

                                  СЛАЙД 7 (эпитет)

О юном поэте, на первый взгляд, почти ничего не сказано. Что узнаём мы о нём в первых строчках?

- А в какой строке, на ваш взгляд, его полная характеристика?    (Но я вижу – ты смеёшься…) – Почему вы так считаете?

- А что же ожидает того, кто взял «в повелительные руки» волшебную скрипку?

- Ещё раз вспомните тот первый аккорд, который  задал трагический тон всему стихотворению («счастье, отравляющее миры»)

- Давайте выстроим ряд смелых, неожиданных характеристик – эпитетов,  которые один за другим сгущают, нагнетают атмосферу страха и безысходности  («тёмный ужас»,  и т.д.)

                                                                                                                              -4-

                           -Характерно, что всё стихотворение строится на развёрнутой ключевой метафоре, которая к финалу перерастает в символ. Покажите это!                              

                         СЛАЙД 8  (метафора)

- Что символизирует образ скрипки? (поэтическое дарование, которое является и смертельным заклятием, и высшим блаженством.

- И какова главная мысль этого стихотворения?  (Всякий творец живёт своим творчеством и готов пойти на всё, даже умереть, чтоб выразить себя и принести радость людям, ради которых он творит)

Заключение.

-Вернёмся к нашему эпиграфу. Разве не отразились в этом стихотворении судьбы  Пушкина,  Лермонтова, Грибоедова?

-А в каком смысле его можно назвать пророческим по отношению к самому Гумилёву и его современникам?

                               СЛАЙД 9 (картинки)

 Все они  не только творили  стихи и баллады, но и с колоссальным напряжением, а порой  и смертельным риском лепили собственную судьбу. И эти слова:

«На, владей волшебной скрипкой, погляди в глаза чудовищ

И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!»  -

могли быть с полным правом сказаны о каждом из них.

-А теперь послушаем два  исполнения песни на слова «Волшебной скрипки» .

- Какое из них, на ваш взгляд, более соответствует содержанию и эмоциональному строю стихотворения? Почему вы так считаете?

                                 СЛАЙД 9   (Группа «Вереск»)

 

                               СЛАЙД 9  (Исп. Г.Трофимов)

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока литературы. Тема:"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Патентовед

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

          Данный  конспект урока-пример анализа поэтического произведения.  Назначение анализа: а)развитие умения учащихся читать, воспринимать, анализировать, интерпретировать стихотворение;

             б)пробуждение "чувства поэзии", формирование эмоциональной восприимчивости;

              в)повторение (актуализация)литературно-теоретических знаний, обогащение и усложнение словарного запаса молодых читателей, развитие их речевой культуры.

              Урок сопровождается презентацией.

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 995 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 317
    • DOCX 47 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гокинаева Валентина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 11277
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 253 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Мини-курс

Конкурентная разведка и маркетинговые исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Классики русской педагогической мысли

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Прощение и трансформация: освобождение от родовых программ и травм

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 173 человека из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека