МКОУ «Нижнемамонская средняя
общеобразовательная школа №2 Верхнемамонского муниципального района Воронежской
области»
Учитель начальных классов:
ЮШИНА Елена Александровна
Конспект
урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».
Цель
урока: создать условия для полноценного
восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики
его литературной формы;
В достижении этой цели планировались
следующие личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину;
- развитие
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метопредметные результаты:
- формирование умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- овладение навыками смыслового чтения; осознанное
построение речевого высказывания в соответствии с задачей;
- готовность слушать собеседника, изложение своего
мнения и аргументация своей точки зрения.
Предметные результаты:
- формирование
представлений о малой Родине, понятие о нравственности; формирование
потребности в систематическом чтении;
- понимание роли чтения, использование разных видов
чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно
воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать
в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
Оборудование: портрет И.З.Сурикова, мультимедийный проектор,
компьютер, экран, презентация к уроку, выставка книг.
Ход урока
1.
Организация совместной деятельности. Рефлексия.
Назовите тему раздела, с которым мы
познакомились на прошлом уроке.
«Стихи русских поэтов» Слайд 1.
-
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их!
Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока!
Слайд
2
Прозвенел звонок весёлый,
Приглашает на урок.
Встали все у парт спокойно,
Начинаем ровно в срок.
Тихо сядем, не нарушим тишину,
И тихонечко, тихонько
Я сейчас урок начну.
Итак, в добрый путь!
2. Речевая разминка.
(На экране скороговорка). Слайд 3
Вез на горку Саня
За собою сани.
Ехал с горки Саня,
А на Сане сани.
- Прочитаем хором.
- Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному?
(Одно слово означает имя, а другое предмет, на котором
катаются).
- Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.
(Дети читают).
- Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.
- Прочитайте скороговоркой друг другу в парах, оцените (5 баллов –
безошибочно, в темпе, выразительно.
3. Проверка Д/З. (Слайд4-5)
Послушаем ваши мини-сочинения о
первом снеге.
4.Постановка целей урока: ознакомиться с жизнью и творчеством
И.З.Сурикова; учиться выразительно читать стихотворение; сочувствовать,
сопереживать герою стихотворения . (Слайд 6)
Скажу
вам по секрету: один ученик в нашем классе знал заранее тему нашего урока, т.к.
я попросила его приготовить небольшое сообщение о жизни поэта.
5. Биография
поэта. Слайд 7-8
Ученик: Иван Захарович Суриков родился в Ярославской
губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в
Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери,
мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился
грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой.
Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников
и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после
знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Иван Захарович
издает свои сборники стихов.
Слайд 9
Стихи его
отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение
народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да
степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И. Чайковский. Не в силах
вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать
железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему
было только 39 лет.
Учитель:
Спасибо за
сообщение. Действительно, многие песни, которые часто считаются народными,
написаны на стихи Сурикова. Предлагаю вам прослушать отрывок из песни « Рябина»
.(Слайд 10-11).
Настройка» на восприятие:
Сейчас, я хотела бы вместе с вами
оказаться во второй половине 19 века и побывать в русской избе. Стать
очевидцами деревенского быта.
-Давайте постучимся и
войдем туда.
Все вы видите деревенскую
печку.
-Красна изба углами,
А печь пирогами.
Звучит русская пословица.
- Каков её смысл?
(Далее дети
рассматривают предметы деревенского быта: чугунок, ухват, кувшин, прялку,
светец, таган.)
Характеристика
деревни второй половины 19 века.
( Не было в деревне
электричества, ни мобильников, ни компьютера, ни книг) Единственное
развлечение-катание на санках, слушание бабушкиных сказок долгими зимними
вечерами , да пение песен.)
Рассматривание
самодельных игрушек: куклы тряпичной, лошадки деревянной.
- Хотели бы вы играть
в такие игрушки?
Трудная
жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень
хорошо. И детство своё он считал счастливым:
Слайд
12
Детства
прошлого картины!
Только вы светлы:
Выступаете вы ярко
Из сердечной мглы.
Именно
этими светлыми воспоминаниями пронизано его стихотворение «Детство».
6.Прослушивание
стихотворения в записи.
Слайд13
7.Беседа по
содержанию:
- Какая из картин,
нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась?
- Похожи ли зимние
забавы крестьянских детей на ваши?
- Прочитайте строчки, в
которых представлена семья зимним вечером.
Конечно, семейный вечер
в те времена сильно отличался от наших вечеров. Но люди находили себе занятия:
пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории,
сказки, общались друг с другом.
В тексте встречается несколько
малознакомых для вас слов, но, я думаю, вы о значении некоторых из них сможете
догадаться.
8. Словарная работа
в парах.
Словарная работа будет проводиться следующим
образом:
На листе
слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения,
а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти
верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом.
Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь –
детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к
нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)
Лапти – крестьянская обувь, сплетенная
из лыка
Светец – подставка для лучины, освещавшей
жильё, избу.
Прялка – приспособление для ручного
прядения.
Проверка
по слайду (Слайд 8-13)
Физминутка
1, 2, 3, 4, 5 - будем мы
в снежки играть!
Валенки наденем, шапку,
Шарф завязан?
Всё в порядке!
Раз – присесть,
Два – наклониться,
Три – снежок лепи,
На четыре и на пять,
Начинай снежки бросать!
9.
Работа с текстом.
-Давайте разделим
текст на части. (Дети читают вслух и помечают карандашом части по плану)
-
Прочитаем 1 часть на стр 72.
- Какую картину вы себе представили
при чтении этой части? Как можно её озаглавить?
- А где происходило событие?
- Я хочу обратить ваше внимание на повторы:
каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы
с вами знаем повторы не очень-то одобряются в устной и письменной речи. Здесь
же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки
стихотворения.
Дети. – Наверное, этим словом автор
хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его
жизни...
– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет
рассказывать дальше.
- И каким же было для мальчика
воспоминание о катании с горки?
Ученик. Оно было неудачным: мальчик
свалился в сугроб.
- А как себя чувствовал мальчик?
Найдите в тексте.
- А какими словами автор говорит о
душевном состоянии мальчика?
Ученица. “Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!..”
- А вам самим доводилось быть в
подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?
- И от этого вы были несчастливы? И
после падения никогда больше не катались с горы?
- А как вы думаете: авторские
воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?
Ученик. Я думаю, что с радостным, – ведь
все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в
жизни каждого человека. Это я по себе знаю.
- Значит, мы можем сделать вывод из
этой части, что мальчик был счастлив?
Дети. Да, конечно!
Читаем дальше.
- А теперь выясним, о чем же
рассказывает автор в этой части? ( О
сказках.)
- А вы догадались, какую сказку
бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”). (Слайд 14)
- А что чувствовал мальчик, слушая
эту сказку? Найдите в тексте.
Дети. – Ему было страшно: “Сердце так и
мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.
– А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь
сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
– А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к
старушке...”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.
- А как вы думаете, для чего автор
вставил в текст строчки:
“А в трубе сердито
Ветер злой поет”?
Ребята. – Наверное, чтобы подчеркнуть
состояние мальчика, что ему было страшно.
– А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным
чудовищем.
Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще
открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное
состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.
Учитель. А теперь я хочу обратить ваше
внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их
рассказывает. Прочитайте в тексте.
Дети. – “Тихо речь журчит”. Это значит,
что бабушка рассказывала сказки тихо.
– А еще очень складно...
– “Складно да ладно”.
– А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.
Учитель. А откуда ты узнал? Разве автор
говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?
Ученик. Нет, но здесь есть слово “журчит”,
а журчит ручеек, вода в ручейке, и я догадался.
Учитель. Молодец! А почему автор, говоря о
речи старушки, употребляет именно это слово – “журчит”? О какой речи можно так
сказать?
Дети. – О плавной и красивой...
– О тихой и приятной...
– О правильной, ровной, связной.
10.Физминутка для
глаз (Слайд
15 – 16)
3 часть прочитайте
жужжащим чтением самостоятельно.
- Как можно озаглавить
эту часть?
- Каким сказочным героем
представлял себя мальчик во сне?
Дети. – Но ведь это же во сне!
– И в сказке. А в сказках иногда говорится о страшном и злом, но мы знаем, что
побеждает добро.
– А еще сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы
узнаем, что надо делать и как поступать в трудных случаях.
– А мальчик тоже очень любил сказки, автор вот здесь пишет:
“И начну у бабки
Сказки я просить...”
Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили.
Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. (Ученики читают
последнее четверостишие.)
Дети. – Автор пишет, что детские годы
текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда.
Учитель. А как надо эти слова понимать?
Дети. – Веселого, хорошего было больше в
детстве мальчика.
– У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже
по-доброму, легко.
– А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила
ему сказки.
Учитель. Да, вы правы ребята, именно так и
надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она
состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А
порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята
очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие
воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они
проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя
счастливыми. Игры в снежки,
катание на санках, школьная пора, дружба детей- остаются в памяти навсегда. Где
бы вы ни были, но всегда будете возвращаться в ваше детство, на свою малую
родину, в наше село. Именно об этом и хотел рассказать
нам Суриков.
5. Подведение итогов:
Писатели пишут стихи
не для того, что бы описать что – либо, а для того чтобы передать чувства,
переживания.
- Какие чувства
вызывает у вас это стихотворение? (радость, желание верить в чудо, вера в
волшебство, чувство таинственного, нежность, чувство героизма)
Учитель. Что же самое главное из того, что вы унесете
с урока?
Дети. Самое главное – внимательно относиться к
людям, понимать их.
Главное – думать
не только о себе, но и о друге.
Как вы
оцениваете свою работу на уроке? Слайд17
Учитель. Молодцы, ребята! –
Поднимите руку, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть?
Домашнее задание: На «5»
- выучить 2 или 3 часть стихотворения, на «4» – первую. Ребята, спасибо
за урок, а вам, дорогие гости, спасибо за внимание!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.