МОУ
«Гулинская ООШ»
Конспект
открытого урока
Литературного
чтения
(урок
слушания)
в
1 классе
учителя
начальных классов
Котовой
Наталии Германовны
18
ноября 2013 г.
Тема:В.Г.
Сутеев«Палочка-выручалочка»
(рубрика
«Сказки о животных»).
Цель:
познакомить учащихся с новой авторской сказкой о животных.
Учебные
задачи:
•ввести
в круг чтения детей новые авторские сказки;
•учить
сравнивать сказки по темам, авторам;
•учить
составлять схематический план и пересказывать по плану;
•учить
сравнивать героев сказки и их поступки.
Учебные
умения:
•правильно
называть сказку (В.Г. Сутеев «Палочка-выручалочка»);
•выявлять
авторскую точку зрения и выражать свою;
•пересказывать
текст по плану-схеме.
Учебный
материал: сказка В. Сутеева «Палочка-выручалочка».
1.
Беседа об авторе.
2.
Отгадывание названия произведения (у
каждой буквы своя цифра, расставить буквы в порядке увеличения).
3.
Слушание сказки. Чтение учащимися
заключительной части.
4.
Определение жанра, тематики.
5.
Беседа о сказке.
6.
Характеристика главных героев.
7.
Восстановление событий.
8.
Физкультминутка.
9.
Работа на компьютерах: моделирование,
иллюстрирование фрагмента сказки.
10.
Релаксация.
I.
Организационный момент.
Слайд 1.
II.Постановка
темы и задач урока.
-Ребята, сегодня вы услышите новое произведение. А
чтобы узнать название произведения вам предстоит разгадать ребус. Восстановите
числовую линию в порядке возрастания. Каждой цифре соответствует своя буква
(учащиеся по очереди выходят к доске и составляют название произведения).
-
О чём может быть текст с таким названием?
-Вы
уже знаете такие произведения, где палочка помогала кому – то?
-После
чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения.
-Написал
это произведение Владимир Григорьевич Сутеев.
Знаком
ли вам этот писатель?
Слайд
2
В.Г.
Сутеев был писателем-сказочником, художником-иллюстратором, мультипликатором,
сценаристом.
-Это,
действительно, удивительный человек. Его рисунки нельзя спутать ни с чьими
другими. С какими его произведениями мы уже знакомы? Отгадайте по моделям
обложек.
Слайд
3.
-Отгадайте
по моделям произведения В.Г. Сутеева.
(«Под
грибом», «Дядя Миша», «Ёлка»).
Слайды
4, 5, 6.
2.Чтение
учителем произведения. (Книги закрыты).
Слайд
7.
В. Сутеев «Палочка-выручалочка»
Шел Ежик домой. По дороге нагнал его Заяц,
и пошли онивместе. Вдвоем дорога вдвое короче. До дома далеко — идут,
разговаривают.
А поперек дороги палка лежала.
За разговором Заяц ее не заметил —
споткнулся, чуть было
не упал.
— Ах, ты!.. — рассердился Заяц. Наподдал
палку ногой, и она
далеко в сторону отлетела.
А Ежик поднял палку, закинул ее себе на
плечо и побежал догонять Зайца.
Увидел Заяц у Ежа палку, удивился:
— Зачем тебе палка? Что в ней толку?
— Это палка не простая, — объяснил Ежик. —
Это палочка-выручалочка.
Заяц в ответ только фыркнул.
Пошли они дальше и дошли до ручья.
Заяц одним прыжком перескочил через ручей
и крикнул уже с другого берега:
— Эй, Колючая Голова, бросай свою палку,
тебе с нею сюда не
перебраться!
Ничего не ответил Ежик, отступил немного
назад, разбежался, воткнул на бегу палку в середину ручья, одним махом перелетел
на другой берег и стал рядом с Зайцем как ни в чем небывало.
Заяц от удивления даже рот разинул:
Здорово ты, оказывается, прыгаешь!
— Я прыгать совсем не умею, — сказал Ежик,
— это палочка-выручалочкачерез-все-скакалочка мне помогла.
Пошли дальше. Прошли немного и вышли к
болоту.
Заяц с кочки на кочку прыгает. Ежик позади
идет, перед собой палкой дорогу проверяет.
— Эй, Колючая Голова, что ты там плетешься
еле-еле? Наверно, твоя палка...
Не успел Заяц договорить, как сорвался с
кочки и провалился
в трясину по самые уши. Вот-вот
захлебнется и утонет.
Перебрался Ежик на кочку, поближе к Зайцу,
и кричит:
— Хватайся за палку! Да покрепче!
Ухватился Заяц за палку.
Ежик изо всех сил дернул и вытянул
своего друга из болота.
Когда выбрались на сухое место, Заяц
говорит Ежу:
— Спасибо тебе, Ежик, спас ты меня.
— Что ты! Это палочка-выручалочка-из-беды-вытягалочка.
Пошли дальше и у самой опушки большого
темного леса увидели на земле птенчика. Он выпал из гнезда и жалобно пищал, а
родители кружились над ним, не зная, что делать.
— Помогите, помогите! — чирикали они.
Гнездо высоко — никак не достанешь. Ни Еж,
ни Заяц по деревьям лазать не умеют. А помочь надо.
Думал Ежик, думал и придумал.
— Становись лицом к дереву! — скомандовал
он Зайцу.
Заяц стал лицом к дереву. Ежик посадил
птенца на кончик своей палки, залез с ней Зайцу на плечи, поднял как мог палку
и до
стал почти до самого гнезда.
Птенчик еще раз пискнул и прыгнул прямо в
гнездо.
Вот обрадовались его папа и мама! Вьются
вокруг Зайца и Ежа, чирикают:
— Спасибо, спасибо, спасибо!
А Заяц говорит Ежу:
— Молодец, Ежик! Хорошо придумал!
— Что ты! Это все палочка-выручалочка-наверх-поднималочка!
Вошли в лес. Чем дальше идут, тем лес
гуще, темнее. Страшно
Зайцу. А Ежик виду не подает: идет
впереди, палкой ветки раздвигает.
И вдруг из-за дерева прямо на них
огромный Волк выскочил,
загородил дорогу, зарычал:
— Стой!
Остановились Заяц с Ежиком.
Волк облизнулся, лязгнул зубами и сказал:
— Тебя, Еж, я не трону, ты колючий, а вот
тебя, Косой, целиком и съем, с хвостом и ушами!
Задрожал Зайчик от страха, побелел весь,
как в зимнюю пору, бежать не может: ноги к земле приросли. Закрыл глаза —
сейчас его Волк съест.
Только Ежик не растерялся: размахнулся
своей палкой и чтоесть силы огрел Волка по спине.
Взвыл Волк от боли, подпрыгнул — и
бежать...
Так и убежал, ни разу не
обернувшись.
— Спасибо тебе, Ежик, ты меня теперь и от
Волка спас!
— Это палочка-выручалочка-по-врагу-ударялочка,
— ответил
Ежик.
Пошли дальше. Прошли лес и вышли на
дорогу. А дорога тяжелая, в гору идет.
Ежик впереди топает, на палочку опирается,
а бедный Заяц отстал, чуть не падает от усталости.
До дома совсем близко, а Заяц дальше идти
не может.
— Ничего, — сказал Ежик, — держись за мою
палочку.
Ухватился Заяц за палку, и потащил его
Ежик в гору.
И показалось Зайцу, будто идти легче
стало.
— Смотри-ка, — говорит он Ежу, — твоя
палочка-выручалочка
и на этот раз мне помогла.
Так и привел Ежик Зайца к нему домой, а
там давно его поджидала Зайчиха с зайчатами.
Радуются встрече, а Заяц и говорит Ежу:
— Кабы не эта твоя волшебная палочка-выручалочка,
не видать бы мне родного дома.
Усмехнулся Ежик и говорит:
— Бери от меня в подарок эту палочку,
может быть, она тебе
еще пригодится.
Заяц даже опешил:
— А как же сам ты без такой волшебной
палочки-выручалочки
останешься?
— Ничего, — ответил Ежик, — палку всегда
найти можно, а вот выручалку, — он постучал себя по лбу, — а выручалка-то вот
она где!
Тут все понял Заяц:
— Верно ты сказал: важна не палка, а умная
голова да доброе
сердце!
3.
Проверка первичного восприятия.
-Понравилось
произведение?
-Что
вам понравилось?
-Что
вам не понравилось?
-Когда
вам было весело? А грустно? Оправдались ли ваши предположения?
4.
Моделирование обложки.
-Ребята,
как вы думаете, что я вам прочитала?
-Почему
вы так решили? Докажите.
-Подумайте,
о ком эта сказка?
-Чуть
позже вы покажете это на модели.
-Откройте
книгу и найдите фамилию автора.
-Кто
написал эту сказку?
-Значит,
какая это сказка авторская или народная?
-Что
вы знаете об этом человеке?
5.
Работа с произведением: анализ содержания,
определение темы чтения.
Учитель:
-Вам
встретились такие слова, значение которых вам было непонятно?
Учитель:
-Кто
главные герои в сказке? (Ёжик и Заяц).
Слайд 8.По щелчку выходят
круги - модели героев (Заяц, Ёж)
-Каким
был Ёжик? Заяц?Слайд 9.
-Изменился
заяц после того, как Ёжик выручил его?
-Были
ли у Зайца положительные качества? (Благодарный).
-Как
автор относится к ежу? К зайцу?
-Кто
вам понравился больше и почему?
-Давайте
вспомним, как Ёжик называл палочку. Слайд 10.
6.
Физкультминутка
Наши
ручки
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
7.
Работа на Smart -
доске.
-моделирование
обложки в ПервоЛого;
-иллюстрирование
сюжета сказки с элементами мультипликации в ПервоЛого.
8.
Релаксация.
Закройте
глаза и представьте, чтобы вы могли сделать, если бы у вас была
палочка-выручалочка.
-Может ли простая
палочка стать выручалочкой? От чего это зависит? В чьих руках простая палочка
может стать волшебной?
-Как об этом
сказал автор? Что самое важное? ( Важна не палка, а умная голова да
доброесердце!)
-«Сказка – ложь,
да в ней намёк, добрым молодцам урок»! Чему учит нас сказка? Слайд 11.
- Какой урок
возьмём из неё? Что хотел нам сказать автор?
-Не только палка,
но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках
умного и доброго человека.
-Ребята, хочется
узнать, каким был для вас урок? Что понравилось? Что не понравилось? Чему
научились?
-Какое
произведение помогло?
-Оцените свою работу
на уроке. Выберите любой знак. Нарисуйте улыбку, если урок понравился.
Сегодня я работал
лучше, чем вчера
Я мог бы работать
лучше
Я недоволен своей
работой
-Встаньте те, кто
доволен своей работой на уроке.
-Прикрепите на
общий круг знак, который соответствует вашему состоянию.
-Спасибо за
работу!
-Спасибо за урок!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.