Конспект
урока литературного чтению
в
1классе на тему «Звуки [т'], [т] и буквы Т, т»
Тип урока:
изучение нового материала.
Цель: Создание условий
для ознакомления обучающихся с согласными звуками [т], [т'], буквами Т, т
, формирования новых знаний о звуке и букве «тэ», развитие речи.
Задачи:
Учебные задачи, направленные на достижение
личностных результатов
обучения:
- формирование
устойчивых учебных мотивов, потребности к новым знаниям, интереса к изучению
литературного чтения и русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности,
готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися;
- способствовать расширению познавательной
сферы школьника: внимание, восприятие, мышление, речь, способности через
игровые и информационные технологии;
- формировать культуру общения, навыки
коллективного труда;
- проявление понимания и уважения к ценностям
культуры.
Учебные задачи, направленные на достижение
метапредметных результатов
обучения:
Регулятивные:
формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на
поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать
собственную учебную деятельность и
партнёров.
Познавательные: развивать
умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать
алгоритм по решению выделенной проблемы: общеучебные – находят ответы
на вопросы в иллюстрациях, в художественном тексте, логические –
характеризуют согласные звуки [т], [т'],
Коммуникативные: развивать
умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга,
договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации. Выразительно рассказывают сказку по
сюжетной линии.
Учебные задачи, направленные на достижение
предметных результатов обучения:
- познакомить учащихся со звуками (т') и (т) и
буквами, которые их обозначают;
- овладение навыками плавного слогового чтения с буквой
т,
- чтение предложений и короткого текста с интонацией и
паузами в соответствии со знаками препинания,
- иметь представление об антонимах и многозначных
словах.
Межпредметные
связи:
русский язык, литературное чтение, музыка, окружающий мир.
Оборудование и
технические средства обучения, наглядные пособия:
1. Лента букв
2. Учебник « Азбука», Москва, «Просвещение», 2011г.
Авторы: В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин и др.
3. Картинки с музыкальными инструментами
4. Книги со сказками А.С. Пушкина «Сказка о царе
Салтане…», «О рыбаке и рыбке», иллюстрация к поэме «Руслан и Людмила»
5. Карточки с цифрами 3 и 5.
6. Касса букв (карточки с изученными буквами).
7.
Электронное приложение к уроку обучения грамоте.
Автор
учебника: Учебник « Азбука», Москва,
«Просвещение», 2011г. Авторы: В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин и др .
Дополнительная
литература:
1.
О.Е.Жиренко,
Л.А.Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте, Новое издание, Москва,
«ВАКО», 2012.
2.
«Учимся
играя», В. Волина, М., «Просвещение», 2004г
3.
Русский
язык: обучение грамоте (обучение чтению). Поурочное планирование.
Автор-составитель: Е.В.Кислякова, Волгоград., 2012
4.
Электронное
приложение к уроку обучения грамоте.
Граница
знания – незнания:
§
учащиеся
знают и умеют: читать слова с изученными буквами (а,о,у,ы,и,с,н), знают
букву Т;
§
не
знают: какие звуки обозначает буква Т, не умеют читать слоги-слияния
Краткая аннотация содержания материала.
Актуальность:
Одной из особенностей ФГОС НОО является
деятельностный подход в обучении, ставящий главной целью развитие личности
учащегося. Обращение, в первую очередь, к человеческим качествам личности не
означает недооценки других, системного включения младшего школьника в учебную
деятельность. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость
изменений :
Ø в конструировании
образовательной деятельности младших школьников;
Ø в использование
в системе групповых форм работы и исследовательского подхода на уроке с целью
развития их коммуникативной компетенции;
Ø в отборе
содержания учебного материала, который в первую очередь должен формировать
познавательную сферу, качества и свойства личности, активную жизненную позицию;
Ø в обеспечении
планируемых результатов освоения основной образовательной программы (
личностных, метапредметных и предметных).
Методическая особенность и новизна
конкурсного урока.
В эпоху,
когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном
пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для её реализации. В
последнее время наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учеников к
школьному образованию. Именно поэтому поиски и достижения способствуют открытию
новых идей. Не столь новой, но востребованной в обучении является
исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и
индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися
знаний. Считаю, что целесообразно вводить основы данной деятельности в
учебный процесс с первого класса. Особенностью организации исследовательской
деятельности является то, что в ней могут принимать участие не только сильные
учащиеся, но и отстающие дети. Целью организации исследовательской
деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. В
приобщении детей к исследовательской деятельности я нацелена не на результат,
а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу
деятельности, и тогда результат будет закономерен. Интерактивные формы обучения
направлены на повышение качества знаний и мотивации учащихся. Многие педагоги сталкиваются с проблемой невозможности
связать содержание своего предмета со знаниями учащихся
в других учебных дисциплинах. И тогда возникает сомнение в том, насколько
глубоко произошло осознание обучаемыми учебного материала, присвоение его и
использование в ситуациях, выходящих за рамки школы. Достаточно сложно развеять
данное сомнение, прежде всего потому, что в качестве обратной связи от учащегося
к педагогу также выступает процесс воспроизведения
учебного материала. В контексте интерактивного обучения, знания приобретают
иные формы.
С
одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем
мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в
виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной
активности. Педагог должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в
которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях "он совместно с
другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то,
что изначально составляло проблему или препятствие". С другой стороны,
учащийся, в процессе взаимодействия
с другими учащимися, педагогом, овладевает системой испытанных
(апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру
вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний.
Поэтому знания,
полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного
их добывания. Таким образом, цель активного обучения –
это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать,
приобретать и конструировать знания.
Это является принципиальным отличием целей активного обучения от
целей традиционной системы образования.
Важно
правильно выстроить структуру урока, выявить единицу содержания, так построить
проблемный диалог с учащимися (на подготовительном этапе), чтобы они сами
поставили учебную задачу и предложили способы её решения.
Планируя свою деятельность, я исхожу из особенностей учащихся, т. е. иду «от ученика»,
от его запросов. Я учу ребёнка думать, добывать знания, а не только применять
их в готовом виде. На каждом уроке я ставлю конкретные цели, нахожу новые
методы, средства и формы организации обучения, соответствующие современной
школе. Но при этом не забываю мудрого наставления К. Д. Ушинского: «Сделав
занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что
не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и
должны быть. Приучите же ребёнка делать не только то, что его занимает, но и
то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность. Вы
приготавливаете ребёнка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны…»
Методической особенностью моего
урока, является использование проблемно-исследовательского метода. Важно то,
что проблемно-исследовательский метод предполагает не только индивидуальный, но
и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися. Индивидуальное творчество
ребёнка, самостоятельные эксперименты и совместные формы группового
исследования становятся в таком случае необходимыми составляющими обучения. При
таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной
сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и
самого себя. Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения,
без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение
исследовательской работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в
школе, а в течение всей жизни.
ИКТ используется на всех этапах урока как средство
наглядности вместе со словом, т. е. словесные и наглядные методы выступают в
дидактическом единстве. ИКТ использовались также в процессе подготовки к
уроку как средство извлечения информации и наглядного материала, для этого
использовала Интернет.
Структура урока.
Этапы:
1.
Организационный
этап. Мотивация.
2.
Актуализация
знаний. Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.
3.
Постановка
учебной задачи и определение темы урока.
4.
Этап
изучения новых знаний и способов групповой деятельности.
5.
Этап
первичного закрепления знаний и способов действия.
6.
Подведение
итогов учебного занятия. Рефлексия.
Информационно-технологическая
карта урока
№
п/п
|
Этапы
|
Информационное
обеспечение (ИО) к каждому этапу урока
|
1
|
Организационный
этап. Мотивация
|
|
2
|
Актуализация знаний. Этап
подготовки учащихся к актив-ной учебно-познавательной деятельности.
|
Напечатанные
на доске слова
|
3
|
Постановка
учебной задачи и определение темы урока
|
Чистоговорка
|
4
|
Этап
изучения новых знаний и способов групповой деятельности
|
Учебник
с.53. Сказки А.С.Пушкина.
Электронное
приложение к уроку: составить схемы,
игра
«Твердый – мягкий», чтение слогов
|
5
|
Этап
первичного закрепления знаний и способов действия
|
Электронное
приложение к уроку.
Карточки
с буквами.
|
6.
|
Подведение итогов учебного
занятия. Рефлексия.
|
|
Технологическая
карта урока
№
п/п
|
Этапы
урока
|
Содержание этапа,
деятельность учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Формируемые универсальные учебные действия
|
1
|
Организацион-ный этап . Мотивирова-ние
к учебной деятельности.
|
1.Обеспечивает
эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.
- С
каким настроением пришли на урок?
Приветствие
учащихся.
Всем-всем
добрый день!
Прочь с
дороги, наша лень!
Не мешай
трудиться,
Не мешай
учиться!
Напоминает
главное правило на уроке:
·
Внимательно
слушай учителя и своих товарищей.
Проверяет
готовность к уроку.
|
Проявляют эмоциональную отзывчивость на
слова учителя.
Показывают с помощью поднятого большого
пальца –Во!
Проговаривают стихотворение и организуют
свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе.
Быстро включаются в деловой ритм.
|
Регулятивные:
Организация
рабочего
места
под руководством учителя, учатся самоорганизации
Личностные:
Развитие
самостоятельности.
Коммуникативные: учатся совместно
договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им
|
2
|
Актуализация знаний. Этап подготовки к активной
учебно-познавательной деятельности.
|
Чтение
напечатанных на доске слов:
киска
каска косы осина
-Какое
слово можно назвать лишним?
-
Почему?
-
Назвать гласные буквы.
-
Назвать согласные буквы.
- Как
еще мы можем ответить на вопрос: Какое слово лишнее?
- Какая
гласная буква показывает, что при произношении буква, стоящая перед ней,
обозначает мягкий согласный звук?
Побуждает
к высказыванию своего мнения.
Речевая
разминка.
Та – та
- та – длинный хвостик у кота.
Ту – ту
– ту – я расту, расту, расту.
Ти – ти
– ти – веником могу мести.
Том –
том –том – поиграю я с котом.
- Как
тикают часы?
|
Отвечают
на вопросы учителя.
- Лишнее
- осина
- Все
слова начинаются с буквы К, а осина – с О
- А, О,
У, И, ы.
- Н, К,С
- Лишнее
слово осина, потому что оно начинается с гласной буквы, остальные – с
согласной.
- Буква
И.
Активно
и заинтересованно участвуют в обсуждении.
Проговаривают
предложения..
Тик –
так.
|
Коммуникативные:
Постановка
вопроса.
Познавательные:
Построение
речевых высказываний.
Находят
ответы на вопросы.
|
3
|
Постановка учебной задачи и определение темы урока
|
- Какой
первый звук вы сейчас произносили?
- Как вы
думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?
|
- [т'] и
[т]
- Будем
знакомиться с новым звуком и буквой, его обозначающей на письме
Под
руководством учителя формулируют тему урока и учебные задачи.
|
Познавательные:
Формулирование
темы, постановка проблемы.
Формировать
умения
выдвигать
гипотезу и обосновывать её.
Регулятивные:
Соотнесение
того,
что
известно и
что
предстоит узнать.
Коммуникативные
:
умения
слушать и
понимать
речь других
|
4.
|
Этап
изучения новых знаний и способов групповой деятельности
|
1.Выделение
твердого и мягкого согласных звуков [т'] и [т]
Картинки
с цифрами 3и 5.
Учитель
предлагает провести звуко – буквен-ный анализ слова ТРИ и составить схему
-
Назовите первый звук?
- Как он
произносится?
- Как
обозначается в схеме?
На доске
предметная картинка с цифрой пять.
- Какой
последний звук?
- Какой
это звук? Как обознается на схеме?
2.Работа
со схемами на интерактивной доске. Электронное приложение к
уроку «Буква Т».
Работа усложняется
тем, что звуки [т'] и [т]
надо
выделять и распознавать в слогах-слияниях.
ТАНК
ТИГР ТЕЛЕФОН КАРЕТА ТАКСИ ТРАМВАЙ
Знакомство
с буквой Т.
- На что
она похожа?
3.Игра
«Твердый - мягкий» (интерактивная доска) с мягким
согласным звуком пингвинов сажаем в сугроб, а с твердым - на льдину.
4.Найти
по сюжетной картинке 7 слов со звуками [т'] и [т]
Физкультминутка.
Мы
покинем этот класс,
Станем
тиграми сейчас.
Ну-ка
выпрямись, дружок.
Тигр
делает прыжок.
А теперь
еще один.
Ну, а
прыгнув, посидим.
Поглядим
по сторонам
И
присядем по местам.
5.Чтение
слогов и слов с.53 учебника
6.
Работа с текстом с.53 учебника
- Почему
слова Таня, Саня и Никита написаны с большой буквы?
- А как
вы понимаете: Тут как тут!
Задайте
друг другу вопросы со словами Кто? и Как?
7.Работа
с иллюстрацией к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
- Кто
изображен на рисунке?
- Какие
сказки Пушкина знаете? Выставка книг со сказками Пушкина.
- Как
изображен кот на других иллюстрациях?
Учитель
читает отрывок из поэмы.
- На
каком дереве была «златая цепь»?
- Как
автор называет кота?
- Что
значит ученый?
- Найти
в тексте букву Т. Где она стоит?
Физкультминутка.
Громко
тикают часы (ходьба сидя за партой)
Тик –
так, тик – так (наклоны головы вправо – влево)
В школу
нам идти пора (ходьба сидя за партой)
Тик –
так, тик – так (наклоны головы вправо – влево)
Мы
учебники собрали (наклон назад, прогнувшись, руки развести в стороны),
Тик –
так, тик – так (наклоны головы вправо – влево)
В школу
дружно зашагали (ходьба сидя за партой),
Тик –
так, тик – так (наклоны головы вправо – влево)
|
Выделяют
звуки в процессе звукового анализа, наблюдают за особенностями произношения
новых звуков
Рассматривают
схемы слов
-[т]
-
Произносится с преградой, звук согласный, твердый, не входит в слияние
- Синим
квадратиком.
-
Пять, звук [т']
- Мягкий
согласный, зеленым квадратиком
Дети по
очереди выходят к доске и составляют схемы слов тигр,
Высказывают
свои предположения
Читают
слоги и буквосочетания и распределяют по группам
Находят
слова
Выполняют
движения согласно тексту: ходьба на месте, прыжки, приседания, повороты
Осуществляют
профилактику переутомления.
Хором
читают слоги и слова
Чтение
текста. Читают текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками
препинания. Понимают смысл прочитанного.
- Это
имена, а имена пишутся с большой буквы.
- Сразу
же, быстро.
Задают
друг другу вопросы и отвечают.(Развитие речи)
Рассматривают
рисунок, отвечают на вопросы.
Называют
знакомые сказки А.С.Пушкина
Сравнивают
иллюстрации, находят отличия, отвечают на вопросы, опираясь на картинку.
- цепь
на дубе
- кот
ученый
- т
стоит в начале, в середине и конце слов
Выполняют
движения под руководством учителя
|
Коммуникативные:
Формирование
умения
слушать
и слышать,
ясно и
чётко повторять за учителем.
Познавательные.
осознавать
звуки,
соотношение
звуков и букв, слова, речь (устную и письменную), выполнять применительно к
ним операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения,
подводить
факты языка под освоенные понятия;
Познавательные
УУД:
знаково-символическое моделирование
Коммуникативные:
участвовать
в диалоге,
в
общей беседе, выполняя при этом принятые нормы
речевого
поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться
сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого.
Личностные.
помочь учащимся осознать социальную, практическую и
личностную значимость
учебного материала, ценность
совместной деятельности;
Коммуникативные:
вступают
в учебное сотрудни-чество с учителем и одноклас-сниками, осуществляют совместную
деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.
Познавательные:
воспринимают
чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения
информации; осваивают техническую сторону чтения как условие понимания
читаемого;
Осуществляют
профилактику переутомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, активно
участвуют в физкультминутке.
Личностные.
помочь учащимся осознать социальную, практическую и
личностную значимость
учебного материала, ценность
совместной
деятельности;
|
5.
|
Этап
первичного закрепления знаний и способов действия
|
1.Чтение
слов по слогам с.54 учебника
- Не во
всех словах слоги-слияния. Читать будем по слогам, затем слог
протяжно читаем и добавляем звук [т]
Затем
слово прочитываем целиком – ка на т
ни т ка
-
Ребята, все видели и знаете что такое КАНАТ?
2. Чтение
текста. Работа со словами-антонимами
- Чем
отличаются НИТКИ от КАНАТА?
- Слова,
обозначающие противоположные значения называются антонимы.
-
Назовите слова антонимы к словам:
Белый
Большой
Высокий
Холодный
3.Дидактическая
игра «Составь рассказ»
Учебник
с. 54
-
Прочитайте слова в рамках.
-Как,
одним словом можно назвать ОСИНЫ СОСНЫ ОСОКА КУСТЫ?
- А кто
такой АИСТ?
-
Составьте рассказ, используя данные слова. Работа в группах.
4. Игра
«Превращения слов».
НОС
ТУТ НИТКА
5.Разгадывание
ребуса.
КИТ КОТ
Составить
рассказ с получившимся словом
6.Работа
с текстом и рисунком с. 55 учебника
- Рассмотрите
рисунок.
-Что
делают дети?
- На
каких музыкальных инструментах играют мальчики?
- Что
делает девочка?
-
Человека, который поет один, как называют? Солист или солистка.
- Какой
костюм у девочки и мальчиков?
Чтение
текста.
- Как
зовут мальчика, у которого ноты?
- Дайте
имена другим детям. Составьте продолжение рассказа.
- Как
пишутся имена детей?
7.Работа
с многозначными словами.
С. 55
учебника
-Рассмотрите
рисунки, прочитайте слова под картинками.
КАТОК
КИСТИ
- Что
вы заметили?
- Какое
значение имеет слово КИСТИ
Такие
слова называются многозначными
|
Слушают
учителя, выполняют аналогичное чтение остальных слов.
Читают
по слогам.
Определяют
лексическое значение слов.
Читают
предложения, отвечают на вопросы. Осуществляют сравнение, подбирают слова
противоположные по значению.
Канат –
толстый, нитки – тонкие.
Белый –
черный,
Большой
– маленький,
Высокий –
низкий
- Это
растения.
- Это
птица.
Работают
в группе: совместно определяют цель задания, контролируют правильность
ответов друг друга.
Решение
анаграмм. Читают слова, переставляют буквы согласно цифрам (СОН ТУТ ТКАНИ).
Наблюдают над словообразованием.
- Был
КИТ стал КОТ. Составляют рассказ (2 -3 предложения) со словом КОТ
Рассматривают
рисунок. Отвечают на вопросы учителя.
- Играют
на музыкальных инструментах.
-
Балалайка и гармошка – народные инструменты
-
Девочка поет.
- Она
солистка.
-
Русские национальные костюмы.
- Антон.
Составляют
продолжение текста на основе рисунка, дают имена детям.
Объясняют
употребление заглавной буквы в именах.
Наблюдение
над написанием слов и их многозначностью. Определяют разные значения слов.
- Слова
пишутся и произносятся одинаково, а значение слов разное.
- Каток
– машина для уплотнения дорожных покрытий.
- Каток
– гладкая ледяная поверхность для катания на коньках
Кисти
рябины
Кисти на
знамени, занавесах
Кисти
для рисования, для покраски
|
Познавательные:
воспринимать
чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения
информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания
читаемого.
Коммуникативные:
формирование
умения
слушать
и слышать,
участвовать
в диалоге,
в
общей беседе, выполняя при этом принятые нормы
речевого
поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться
сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого.
Регулятивные:
умения контролировать
и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров,
учатся
выполнять и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей
Коммуникативные:
вступать
в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную
деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.
Познавательные
УУД:
знаково-символическое
моделирование
Коммуникативные
УУД:
Контроль,
коррекция, оценка действий партнёра.
Познавательные:
воспринимать
чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения
информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания
читаемого,
учатся находить необходимую информацию
для выполнения учебного задания. Коммуникативные: учатся
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Познавательные:
учатся искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций.
Регулятивные:
учатся ориенти-роваться в своей системе знаний, отличать новое от уже
известного с помощью учителя.
|
6.
|
Подведение
итогов учебного занятия. Рефлексия.
|
Подводим итоги работы на уроке.
- Что
интересного вы узнали на уроке?
- Что
вам больше всего запомнилось и понравилось?
- Какая тема урока была?
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Что
вызвало затруднение?
-
Оцените свою деятельность на уроке
( с
помощью смайликов)
-
Спасибо за урок.
|
Отвечают
на итоговые вопросы учителя. Устанавливают причинно-следственные связи.
Оценивают свою работу на уроке.
|
Коммуникативные:
учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, учатся
учитывать разные мнения
Познавательные:
учатся использовать речь для регуляции своего действия, учатся
структурировать знания, оценивать процесс и результат деятельности.
Регулятивные:
учатся устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.