Инфоурок Начальные классы КонспектыКонспект урока литературного чтения по теме "В.Гаршин "Сказка о жабе и розе" (4класс)

Конспект урока литературного чтения по теме "В.Гаршин "Сказка о жабе и розе" (4класс)

Скачать материал

Технологическая карта изучения темы

"В. М. Гаршин. "Сказка о жабе и розе"( 1урок)

 

Тема

"В. М. Гаршин. "Сказка о жабе и розе"( 1урок)

Цели

 

 

 

 

- развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное;

- учить вдумчивому осознанному чтению;

- воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу;

- воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей;

- расширять словарный запас;

 -развивать связную речь, умение давать полные ответы.

Межпредметные связи

музыка

Ресурсы:

- основные

 

- дополнительные

 

- Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 . Ч. 1 / [Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.] – М.: Просвещение, 2011.

- Ожегов С.И. и  Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80.000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук, институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., дополненное.- М.: ООО    "А  ТЕМП", 2010.- 874 с.   (на каждой парте);

- презентация;

- аудиозапись музыки Антона Григорьевича Рубинштейна ;

- задание для работы в группе ;

- задание для работы в группе ;

-аудиозапись сказки ;

- рефлексивный экран

 

Формы работы

фронтальная, групповая, парная

 

Ход урока

I.Организационный момент

 

 -  Здравствуйте!

 - Я очень рада видеть вас. Повернитесь друг к другу и пожелайте удачи на уроке.

II. Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

- Послушайте музыку.

– Понравилась ли вам эта мелодия? Эту музыку написал русский композитор Антон Григорьевич Рубинштейн.

- Какое настроение вызывает?

- Неслучайно  мы прослушали именно эту мелодию.

- Однажды один писатель  был в гостях у своего друга – поэта Полонского в частном доме, где играл Антон Рубинштейн. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось писателю, старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула писателя на мысль написать своё новое произведение.

- Фамилию этого талантливого писателя вы узнаете, выполнив задание в группе.

Задание:

 

Вставь пропущенные слова и по первым буквам составь  фамилию писателя:

Имя

Отчество

Фамилия

Алексей

Максимович

?

?

Афанасьевич

Фет

Джанни

-

?

Эдуард

Юрьевич

?

?

Андреевич

Крылов

Николай

?

Носов

 

Правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

-Назовите  фамилию писателя.

- Посмотрите на его портрет.

-Внешность человека может поведать о многом: его характере, образе жизни.

-Что можете сказать о человеке, изображённом на портрете? (Человек очень печальный.)

- Этот человек прожил очень тяжёлую жизнь, которая наложила отпечаток на его внешность. Всеволод Михайлович Гаршин  был очень добрым, честным, справедливым человеком. Он  глубоко сострадал людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю!
Он часто не мог смириться с той несправедливостью, которая его окружала, поэтому очень сильно страдал. Это отразилось на его здоровье. Гаршин заболел  и очень рано, в 33 года, умер. К сожалению, он очень мало успел написать.

- С каким произведением вы уже знакомы?

-Чем  интересно для нас это произведение?

- Правильно, в этой сказке, как в басне, герои и события учат нас, но не говорят об этом прямо, а намекают,
чтобы мы сами сделали вывод.

- Определите жанр произведения по его определению.

Произведение устного народного творчества о вымышленных событиях с участием волшебных фантастических сил.
- Какие бывают сказки?

III.   Формулирование темы и целей урока

 

 

-  Название сказки В.М.Гаршина вы назовёте сами, выполнив задание в группе.

Задание:

Расшифруйте  и запишите  название произведения, буквы которого  обозначены числами по их месту в алфавите:

19, 12, 1, 9, 12, 1        16           8, 1, 2, 6          10         18, 16, 9, 6

 

- Прочитайте название сказки.

- Жаба, она какая?
Работа со словарём.

 Жаба- сходное с лягушкой бесхвостое земноводное с бородавчатой кожей.

-В каких произведениях встречались с жабой?

-Опишите розу.
- Предположите, о чём сказка?

- Как вы думаете, к какой категории можно отнести «Сказку о жабе и розе»?

- Что бы вы хотели узнать, читая эту сказку? Определите цели урока.

IV.Открытие нового знания

 

 

 

 

-Послушаем сказку в исполнении профессионального актёра.

- Задание перед слушанием : почему автор назвал своё произведение сказкой?

-  Понравилась сказка?

-Оправдались ли ваши предположения?

Физминутка

А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).
Руки в сторону согнули,
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их.
Оглянулись через правое плечо,
Через левое еще. 
Дружно присели,
Пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.

 

 

V. Реализация построенного проекта.

 

 

-  В этой сказке переплетаются две сюжетные линии, назовите действующие лица.

- Начнём читать сказку. (чтение по смысловым отрывкам)

  1 часть - читают по "цепочке".

- Где росла роза?

- Как вы представляете садик?

-Докажите словами текста, что старый цветник был очень запущен.

2 часть - читают "жужжащим" чтением.
- Поработайте с текстом и выберите действия розы.

- Кому обычно принадлежат такие действия?

- Какие чувства испытывает роза?

- Когда плачут люди от счастья?

- Главное для розы: счастье жить.

- Что помогает понять счастье розы?

- Выберите  в описании розы эпитеты.

- Что источала роза?

 – Как об этом пишет автор? 

- А вы ощущаете, что роза счастлива, красива?
3 часть – читают дети по абзацам.
- Найдите  описание жабы.

- Какое впечатление производит жаба?

С помощью каких слов автор добивается такого ощущения? 
-  Прочитайте отрывок-описание Жабы так, чтобы он вызывал соответствующие тексту ощущения. Поработайте в паре. 
- Прослушаем выразительное чтение отрывка.

4 часть -  читают по цепочке.
- Чей это был цветник?
- Как автор доказывает нам, что это был цветник мальчика?
- Расскажите кратко о мальчике. Что вы о нем узнали?
- Что случилось с мальчиком? Почему он перестал заходить в сад?

5 часть – чтение  по «цепочке»
- Что было с жабой, когда она в первый раз увидела цветок?
- Что она решила сделать? Как выражала свои чувства? Прочитайте.
- Что спасло розу от жабы?
- Как вы думаете, роза спаслась? Ведь ее срезали?
- Какую смерть предпочла бы себе роза? Прочитайте.
- Что случилось с мальчиком?
- Как автор показывает розу?
- Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным?
- Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом?
- Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы?
- Забыли ли розу после этого случая? Докажите словами текста.


VI. Первичное  закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

 

- Подготовьте  вопросы другой группе по тексту и его содержанию.

Проверка.

 

 

 

VII. Итог урока

 

 

 

 

 

 

- Чем же закончилась история? Что вы думаете об этом?
 Почему так заканчивается произведение? 
- Чему научил вас рассказ?
-На следующем  уроке мы  постараемся  разгадать загадки писателя Гаршина.

-Добрые поступки, дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы.

 

 

 

VIII . Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Закончите урок, продолжив высказывание на рефлексивном экране:

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока литературного чтения по теме "В.Гаршин "Сказка о жабе и розе" (4класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по тяжелой атлетике

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Представлен конспек урока литературного чтения в 4 классе, построенный в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Структура урока полностью соответствует логике проведения урока открытия новых знаний, основной организационной задачей является создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение различных методов и приёмов, технологии продуктивного чтения способствуют достижению образовательных целей урока, соответствующих требованиям программы по литературному чтению для 4 класса начальной школы, стимулируют познавательные интересы учащихся. Для активизации мышления учащихся используются : -методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические); - методы стимулирования и мотивации (учебная дискуссия, создание эмоционально-нравственных ситуаций, поощрение); - методы контроля и самоконтроля (индивидуальный и фронтальный опрос, рефлексия) Используются разнообразные приемы, а именно: синтез, анализ, сравнение, сопоставление, формирование умений работать в рамках диалога, прием антиципации, обучающиеся сами должны сформулировать тему и цели урока, проанализировать произведение с помощью системы вопросов по сюжетной линии на основе субъективного опыта обучающихся , работа с лексическим значением слов. В ходе урока создаются проблемные ситуации, для восприятия материала работает активный визуальный ряд. Использование компьютерных технологий на уроке в соответствии с требованиями СанПина даст возможность ярко и наглядно представить материал, стимулировать зрительное и эмоциональное восприятие обучающихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 436 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.09.2020 183
    • DOCX 22.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Колпакович Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Колпакович Наталья Николаевна
    Колпакович Наталья Николаевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 85795
    • Всего материалов: 224

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 147 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Мини-курс

Дизайн интерьера: от спектра услуг до эффективного управления временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методика образовательных игр с детьми раннего возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Мини-курс

Основы работы в After Effects

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе