МОУ
ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа»
Сценарий
урока
литературного
чтения
УМК
«Школа России»
2
класс
разработала:
Наврова Нина Александровна
учитель начальных классов
МОУ
ИРМО «Оекская средняя
общеобразовательная школа»
-2014-
Тема: В.Ю.
Драгунский «Тайное становится явным»»
Цель:
Создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока
«литературное чтение».
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с
рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»
2. Развивать
интерес к чтению, способность прогнозировать содержание произведения в
процессе чтения, умение анализировать поступки героев;
3. Формировать коммуникативную
компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с
действиями партнера по совместной деятельности.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся:
- устанавливать причинно- следственные
связи, объясняющие чувства героев и их поступки;
- улавливать оттенки юмористических
ситуаций и адекватно к ним относится;
- доказывать целесообразность средств
художественной выразительности, использованных
автором
- читать
произведение выразительно
Ход урока
I. Подготовка учащихся к восприятию нового
1.
Психологический настрой
- Улыбнитесь
друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь
с ним ладошками.
- Настроение
поднялось? Уверенности прибавилось? Начнём урок.
2. Прогнозирование
личных результатов
- Что вы ждёте от урока
литературного чтения сегодня?
- Зафиксируйте свои
ожидания в табличке, которая находится на листочке «Мои достижения»
- Надеюсь, ваши
ожидания оправдаются.
3.
Введение в тему
- О чём говорит
этот слайд? (слайд 1)
(Это название
раздела учебника, над произведениями которого мы работаем)
- У нас уже есть
опыт чтения юмористических рассказов. Скажите, что характерно для таких
произведений?
- Начинаем с
читательской 5минутки.
4.
Читательская 5минутка (групповая работа)
1) Текст о Викторе
Юзефовиче Драгунском
Виктор Драгунский
родился в Нью-Йорке, где его родители получали образование. Вскоре после
рождения сына семья возвратилась в Россию.
Трудиться Виктор Драгунский начал
с 16 лет. Он освоил много профессий:
работал токарем на заводе, шорником*, лодочником, потом
актером в театре и клоуном в московском цирке. А клоуном быть очень трудно, ведь он должен уметь и фокусы
показывать, и сальто делать, и по канату ходить, и танцевать, и петь, и с
животными уметь общаться. Виктор Драгунский всё это умел. В это время он стал
писать клоунады и веселые юмористические рассказы.
У Драгунского родился сын Денис. С мальчиком происходили всякие смешные
истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получилась серия
увлекательных произведений под общим названием «Денискины рассказы». Всего
было написано около 100 веселых рассказов.
Так что если вдруг кому-нибудь из вас станет грустно, берите и читайте
«Денискины рассказы»
Дополнительные задания для обсуждения по группам:
1 группа -Выделите
цветом в тексте информацию о писательской деятельности Драгунского.
2 группа -Выделите цветом в
тексте информацию, которая подтверждает, что Драгунский был трудолюбивым,
талантливым, весёлым, с чувством юмора)
3 группа. – Кто
такой «шорник»?
2) Проверка восприятия.
- О ком текст? – Что вас
удивило?
- Кто является героем самых популярных
рассказов В. Драгунского?
II. Сообщение темы
- Я
думаю, вы еже догадались, кто сегодня будет нам
преподавать весёлый жизненный урок?
Вот его портрет.
III.
Формулирование учебной задачи
- Сформулируем
учебные задачи урока, используя опорные слова:
Мы познакомимся
(с рассказом В. Драгунского)
Мы будем учиться
анализировать (и понимать поступки героев)
Мы научимся (читать
выразительно отдельные отрывки данного произведения)
IV. Работа по теме
1.
Словарная работа
- Прочитайте
название рассказа, над которым мы будем работать
«Тайное становится
явным»
- Как понимаете
слова «тайное»? (секрет, скрываемое от других)
«явное»? ( открытый, нескрываемый, очевидный)
(«Секрет становится открытым»)
– Попытаемся
предугадать, о чём содержание рассказа.
(Предугадывают….)
- Кто-нибудь
слышали слова «Тайное становится явным» в жизненной обстановке?
- Где? В какой
ситуации?
- А
Дениска услышал поговорку «Тайное становится явным» от мамы. Послушайте,
как это было…
2. Чтение 1ой части учителем
Проверка
восприятия
1) - Как мама
объяснила смысл слов? (стр. 161)
- Что узнали о Дениске? (Имел хорошие привычки, задумывался
над непонятным).
- Опираясь на
текст, докажите, что эта фраза для Дениски не прошла мимо ушей.
(Думал
перед сном. Эта мысль не давала ему спать «Я долго не спал»)
- Докажите,
что завтрак не доставлял Дениске удовольствия.
- «
Белок раскромсал», как
понимаете это выражение?
- Попробуйте заменить
синонимом. (размял)
- Что меняется?
- Почему
же Драгунский выбирает именно этот глагол?
2) -Вспомните
диалог мамы и Дениски. У вас такое бывало?
- Почему мама
уговаривает? ( из добрых побуждений)
- Перечитаем
диалог (без слов автора стр. 162 верх)
- Почему мама
предложила именно Кремль?
- Найдите
объяснение этому в тексте и зачитайте мысли Дениски (стр 162)
- А вы бы хотели увидеть то, что так интересовало Дениску?
V. Физминутка
VI. Виртуальная экскурсия в Кремль (рассказ учителем)
(Вид Кремля, Грановитая,
Оружейная палата, Царь-пушка. Царь-колокол)
- Экскурсия
окончена.
- Какое впечатление произвела она на вас? Что бы хотелось увидеть
воочую?
VII. Работа с
иллюстрацией
– Слова мамы я
прочитаю ещё раз…( стр.162, конец 1 части)
- Подумайте, что
может произойти дальше?
Только
вначале рассмотрим иллюстрацию на стр. 163 и напомним себе название
рассказа (читаем вместе со мной Тайное становится явным)
- О чем говорит
иллюстрация?
VIII. Работа над 2 частью рассказа
1. Предугадывание
2ой части
2. Чтение 2ой
части подготовленным учеником
3. Проверка
восприятия
- Как вы
относитесь к действиям Дениски?
-
Что говорит нам сообщение, в котором автор пишет: « А я остался с кашей
наедине»
-
С кем обычно можно остаться наедине? (с человеком).
-
Почему же Дениска так говорит о каше?
(Она
– враг, соперник, никто не может ему помочь, ее нужно одолеть, победить,
уничтожить. Вот он и пытается.)
-
Можно ли убрать это предложение? Попробуйте. Какова его роль в тексте?
(усиливает комичность ситуации)
-
Просмотрите текст, как взрослые, пронаблюдайте ещё раз, что делал Дениска с
кашей? (Открыть слайд)
-
Как вы относитесь к его действиям?
- Как понимаете
выражение «Глаза на лоб полезли и остановилось дыхание»? Представьте эту
картину.
- Какой момент вы
считаете самым опасным, острым? (Подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу)
- Чем отличаются
по смыслу слова «вылил и выплеснул»?
- Кто хочет
перечитать этот отрывок, как Люба, выражая голосом состояние Дениски (стр.
164, конец 2 части
- Чем Дениска
оправдывает свой поступок?
- От чего у Дениски
возникло такое состояние? (от жуткого вкуса каши).
- У вас была такая
ситуация, когда вам казалось, что вы теряете сознание?
- Что вы чувствовали в
этот момент?)
- Почему же Дениска шел на такие мучения
до последнего?
IX. Работа над 3 частью рассказа
1) - Чем,
по-вашему, закончится рассказ?
- Придумайте
смешную историю, мы ведь читаем юмористическое произведение
2) Прослушивание
придуманных историй
X. Домашнее
задание
- А
вот как закончил рассказ писатель, вы прочитаете дома в 3 части и не только
себе, но и кому-то из взрослых. Понаблюдайте за их реакцией, а потом нам
расскажите
XI. Итог
1) - Представим,
что Дениска учится в нашем классе, кто из вас захотел бы с ним дружить?
- Почему этот
рассказ в этом разделе? (Писатель пишет смешно о серьёзной ситуации)
2) - Какую учебную
задачу мы ставили перед собой в начале урока?
(анализировать
и понимать поступки героев)
- Какое ценное
знание вы получили на этом весёлом уроке?
(Не всегда
весело тому, над кем смеются)
- Как
примените его в жизни?
XII. Рефлексия.
1. Закончите
фразу: Мне хочется дочитать рассказ уже сейчас
Я приду из школы, погуляю и прочитаю рассказ
У меня появилось желание прочитать и другие рассказы Драгунского.
2. Заполните 2ую
часть таблички «Мои достижения»
- Ваши ожидания оправдались?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.