Главная / Начальные классы / конспект урока литературного чтения на тему "Творчество А.А. Фета. Стхотворение "Бабочка"

конспект урока литературного чтения на тему "Творчество А.А. Фета. Стхотворение "Бабочка"

Такого ещё не было!
Скидка 70% на курсы повышения квалификации

Количество мест со скидкой ограничено!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок"

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО "Инфоурок" 20 мая 2016 г. бессрочно).


Список курсов, на которые распространяется скидка 70%:

Курсы повышения квалификации (144 часа, 1800 рублей):

Курсы повышения квалификации (108 часов, 1500 рублей):

Курсы повышения квалификации (72 часа, 1200 рублей):
Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Амурзет»

http://literatura5.narod.ru/fet_repin1.JPG

А.А.Фет. Портрет работы
И.Е.Репина, 1882 г.









Урок литературного чтения в 4 классе

УМК «Школа России»

Тема: А.А. Фет «Бабочка»


hello_html_16076b8f.png


Составил: Иванова О.А.,

учитель начальных классов, 2 категория



с. Амурзет, 2014г



Тема урока: Афанасий Афанасьевич Фет "Бабочка"

Цели: расширять знания учащихся о стихотворении, знакомить с творчеством А.А. Фета, формировать общеучебное умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое стихотворение; развивать умение анализировать, выделять главное, существенное, понимать замысел поэта, развивать речь учащихся; воспитывать уважительное отношение к слову другого человека, учить видеть и замечать прекрасное в природе.

Тип урока: «открытие» новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные: умение выразительно читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием, находить фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы, составлять рассказ на заданную тему, опираясь на личные впечатления.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на слова и поступки окружающих; нравственное сознание и чувство сопереживания в процессе размышлений над лирическим произведением.

Метапредметные:

Познавательные: поиск в стихотворении слов, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; уметь сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.

Коммуникативные: умение высказывать своё мнение и выслушивать мнение партнера, работая в паре; умение участвовать в диалоге, вырабатывая общую позицию по теме обсуждения.

Формы и методы: фронтальная, парная, индивидуальная, объяснительно-иллюстративный

Образовательные ресурсы: учебник “Родная речь” 4 кл., ч.1. под редакцией Л.Ф. Климановой, карточки с отрывками стихотворений, иллюстрации бабочек, схема “Развитие бабочки”, портрет А. А. Фета, музыкальное сопровождение



Сценарий урока

  1. Организация начала урока

Личностные УУД: умение оценивать свое отношение к учебе.

  • Организация рабочего места.

  • Создание благоприятной атмосферы.

2. Речевая разминка

1. Упражнение на дыхание:

«Перевозчик»,

Пошли, пошли, поехали”

2. Работа со скороговоркой:

Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак,

А если не треугольный,

То это не мой колпак.

3. Повторение изученного

- С творчеством какого автора мы познакомились на прошлом уроке?

- Какого жанра произведение, с которым знакомились?

- Какие поэты нам уже знакомы?

Работа в парах

Коммуникативные УУД: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывая мнение партнера.

Собери стихотворение” (предлагаю строки из стихотворений, из которых необходимо собрать авторский вариант).

  1. А.С. Пушкин “Туча”

  2. А.С. Пушкин “Няне”

  3. М.Ю. Лермонтов “ Дары Терека”)

- Прочтите выразительно получившийся отрывок.

Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением А. А. Фета. (Показ портрета)

- Что бы вы спросили у этого человека, если бы у вас была такая возможность? (Ответы детей)

Рассказ учителя об авторе

Афанасий Фет родился в 1820 году в самом центре России – на Орловщине. Отец запомнился ему суровым, скупым на ласку. Мать поэта была робкой, покорной женщиной. Обделённый родительским теплом, маленький Афанасий целые часы проводил с дворовыми. Особенно он любил наведываться в девичью. По вечерам прислуга усаживалась за прялку, и тут не было конца рассказам и сказкам: про Жар-птицу, про водяного…

Когда мальчик подрос, под руководством матери, немки по происхождению, выучился немецкой грамоте. А когда стал читать и по-русски, горячо увлёкся поэзией А. С. Пушкина.

Школьная жизнь началась для Фета в 13 лет. его отдали в пансион немца Крюммера. От остальных школьников его отличал беспокойный дар стихотворства.

Зимой 1837 года в пансион неожиданно приезжает отец Фета и везёт мальчика в Москву – готовиться к поступлению в университет. Когда подошла пора экзаменов, Фет сдал их блестяще. Его приняли на юридический факультет, но вскоре он перешёл на словесное отделение философского факультета. Но и здесь он ищет уединения и пишет стихи в свою заветную тетрадку.

На втором курсе, когда тетрадка основательно пополнилась стихами, Фет решил представить её на суд опытному ценителю поэзии. Он передал тетрадь со стихами известному историку М. П. Погодину, у которого в то время жил замечательный писатель Н. В. Гоголь. Через неделю М. П. Погодин вернул Фету стихи со словами: «Гоголь сказал, что это несомненное дарование». А в конце 1840 года вышел из печати первый сборник стихов Фета, который он издал на деньги, взятые взаймы. На титульном листе стояли только первые буквы имени и фамилии автора – А. Ф.

Вскоре многие журналы стали печатать стихи Фета. среди ценителей поэзии у него появилось много поклонников. В 1844 году Афанасий Фет оканчивает университет. В 1850 году выходит второй сборник стихов А. А. Фета. Именно 50-е годы стали для поэта «звёздным часом», временем наиболее полного признания его таланта. Стихи, статьи, переводы, вышедшие из-под его пера, сразу печатались в журналах. Стихи Фета были необычны. У него слово призвано передавать запахи, звуки, музыкальные тона, цветовые и световые впечатления. Это очень точно подметил другой поэт, современник Фета, Алексей Константинович Толстой: «Я наконец познакомился с его книгой – там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук.

А. А. Фет – поэт, единственный в своём роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе…»

- Какие стихотворения Фета помните? («Зреет рожь над жаркой нивой», «Ласточки пропали», «Шепот, робкое дыханье…»)

Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам и фразам

- Отгадайте загадку:

Тонкие нежные крылья,
Словно цветков лепестки,
Покрыты нектаром, как пылью,
На теле ее волоски.
Она, как нарядный цветочек,
Всегда наш порадует глаз.
И ты назовешь, несомненно,
Кому посвящен мой рассказ.



- К какой группе животных относится бабочка? Докажите.

Чуть выбравшись из кокона,
Она вдруг превращается
Из гусеницы в куколку,
А куколка - в красавицу.



- Что из этого стихотворения узнаем о бабочке?

- Составьте схему “Развитие бабочки”

- Как вы думаете, о ком будет стихотворение Фета, с которым мы сегодня познакомимся?

5. Первичное восприятие

Личностные УУД: оценка своих эмоциональных реакций, вызванных восприятием природы

- Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: От чьего имени написано оно?

Учитель читает выразительно.

6. Проверка восприятия

Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание произведения и высказывать своё отношение, слушать и оценивать высказывания одноклассников, вырабатывать общую позицию

- От чьего имени написано стихотворение?

- Какой вам представилась бабочка?

- Чему удивлен поэт, рассказывая о бабочке?

7. Повторное чтение

Познавательные УУД: уметь выделять существенную информацию в тексте произведения для выполнения учебной задачи, осуществлять анализ содержания стихотворения.

- Прочитайте стихотворение “про себя” и выберите слова, которые помогают описать бабочку.

Чтение. Ответ на вопрос (слова крепятся на доске).

- Какие слова, описывающие бабочку, вы бы добавили? (Ответы ребят, дополнение записей на доске)

Словарная работа

Бархат – плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким или гладким ворсом.

Очертанье – вид чего-нибудь, образуемый линией, ограничивающей предмет.

8. Работа с текстом

Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание стихотворения, аргументировать своё мнение, учитывая разные мнения и стремиться к сотрудничеству.

- Как автор показывает в тексте свое восхищение бабочкой? (Автор говорит от лица бабочки, которая чувствует тягу человека, его любование. “Ты прав…” В чем прав? Наверное, он что-то сказал, может быть комплимент, бабочке),

- Как вы думаете, с какой интонацией нужно читать это стихотворение? (Восхищение, легкость)

Работа над выразительностью чтения стихотворения

Познавательные УУД: уметь проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

- Как автор показывает беспечность, легкость бабочки?

- Посмотрите внимательно на строки.

Чтение вслух

- Что вы видите? Что слышите? (1 и 3 строки – длинные, 2 и 4 – короткие)

- Не напоминает ли вам ритм этого произведения порхание бабочки?

- С помощью чего поэт изображал бабочку?

- За что страдают бабочки?

Пение” стихотворения (плавное чтение под музыку).

9. Обобщающая беседа

Регулятивные УУД: сохранять учебную задачу; уметь вносить коррективы в действие после его завершения.

Коммуникативные УУД: уметь строить монологическое высказывание по теме урока.

- С каким поэтом познакомились?

- О чем его стихотворение?

- Какую работу можно еще выполнить?

10. Домашнее задание:  С. 144 выразительное чтение.

На выбор: рисунок, сочинение – просьба от лица бабочки о бережном отношении к этому виду животного мира.

11. Итог урока

Личностные УУД: умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями от прочитанного произведения.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответы на вопрос учителя, аргументировать свое мнение в процессе обсуждения.

- Какое настроение было на уроке? С чем это связано?

- Оцените свое отношение к материалу этого урока. Выберите один из лепестков цветка, лежащих у вас на парте.

Красный - интересно, поучительно

Желтый - неинтересно, бесполезный материал

- Прикрепите каждый свой лепесток на доску. Посмотрим, какой цветок получился у нас. Как вы думаете, бабочке приятно будет сесть на этот цветок?

- Спасибо, ребята за урок! Вы сегодня очень хорошо поработали!


Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892)

Бабочка

 

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
            Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
            Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?
            Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
            И вот – дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,
            Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
            И улечу.1884





Источник: Фет А.А. Стихотворения. - М.: Художественная литература, 1970.

 


конспект урока литературного чтения на тему "Творчество А.А. Фета. Стхотворение "Бабочка"
Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

 Урок литературного чтения  по творчеству А.А. Фета стихотворение "Бабочка". УМК "Школа России", 4 класс.

Цели: расширять знания учащихся о стихотворении, знакомить с творчеством А.А. Фета, формировать общеучебное умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое стихотворение; развивать умение анализировать, выделять главное, существенное, понимать замысел поэта, развивать речь учащихся; воспитывать уважительное отношение к слову другого человека, учить видеть и замечать прекрасное в природе.

Тип урока: «открытие» новых знаний

Образовательные ресурсы: учебник “Родная речь” 4 кл., ч.1. под редакцией Л.Ф. Климановой, карточки с отрывками стихотворений, иллюстрации бабочек, схема “Развитие бабочки”, портрет  А. А. Фета, музыкальное сопровождение

 



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Иванова Ольга Александровна
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 2683
Номер материала 4864
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓