Конспект урока литературного чтения
Учитель:
Грохотова А.Н.
Класс:
2
Тема:
Н.Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса»
Цель: формирование умения осознанно
анализировать художественное произведение.
Задачи: учиться анализировать и выделять
главное в тексте;
уточнить представления о таких
нравственных понятиях как доверие, дружелюбие, гостеприимство, щедрость;
учиться выяснять мотивы
поступков, характеры героев.
Методы: частично-поисковый, словесный,
практический, компьютерная презентация.
Оборудование: интерактивная доска, презентация,
видеосюжеты, раздаточный материал (карточки-опросники, карточки с заданиями для
групповой работы), выставка книг писателя.
Ход урока:
I.
Организационный момент.
II.
Проверка
домашнего задания
- Сегодня мы продолжим работу
над произведением, с которым познакомились на прошлом уроке.
а) Работа с карточкой-опросником:
1. Кто автор произведения?
2. Как называется рассказ?
3. Какой там рассказчик?
4. Какое настроение вызвал
рассказ?
5. Какую черту характера
высмеивает автор?
б) Фронтальный опрос:
- Кто автор?
- Название?
- Какой рассказчик? (РП) Докажите.
- Какое настроение вызвал
рассказ? Почему?
III. Анализ – перечитывание.
1. Чтение первой части.
– Мы учимся не только читать,
но и думать над прочитанным. Какая главная задача читателя? (Понять точку
зрения автора)
- Для этого мы должны
внимательно поработать с текстом
произведения. Откройте
учебники на с. 166
(ученик читает начало текста
до диалога).
- Зачем нужна вступительная
часть? (Чтобы читатель понял, кто главный герой, где жил, чем занимался).
- Посмотрите на рисунки
художника. Какое изображение вы бы выбрали для наших героев? Обоснуйте свой
выбор. (Домашние и дворовые собаки, разные по характеру).
- Итак, и писатель и
художник, каждый по-своему передают характер героя и его настроение. А мы –
читатели – постараемся передать характеры героев в чтении.
2. Чтение по ролям.
– Дома вы готовили
выразительное чтение по ролям и подбирали ремарки к первой части произведения.
(Чтение первой части
произведения по ролям)
- Что ответил Барбос на
предложение выйти погулять?
- Как это его характеризует?
( работа со словом
«исполнительный»)
- Что сказал Бобик, когда
увидел, как живёт его друг?
- Какое чувство у вас
возникло по отношению к Бобику?
- А Барбос посочувствовал
другу?
- Прочитайте его ответ?
- Какая черта характера
проявилась?
(работа со словом
«хвастливый»)
3. Драматизация.
– Представляем вашему
вниманию вторую часть рассказа
(проверка индивидуального
задания – инсценирование)
- Что вызвало улыбку?
- Почему нам, читателям,
смешно?
- Какую особенность рассказчика
мы наблюдаем?
4. Работа в группах.
- Я предлагаю вам дополнить рассказ ещё одной смешной сценой. У каждой группы
своё задание: сочинить монолог Барбоса «Как Барбос объясняет Бобику, что такое…
Первая
группа – фотоаппарат
Вторая
группа – утюг
Третья
группа – холодильник
Четвёртая
группа – пылесос
Пятая
группа – телефон.
-
Как характеризует Барбоса то, что он знает применение бытовым предметам?
(работа
со словом «наблюдательный»)
5. Чтение
третьей части.
-
Третью часть прочтите, пожалуйста, про себя.
-
Каким был Барбос по отношению к гостю? Докажите.
(
работа со словами «гостеприимный», «щедрый»)
6. Стилистический
эксперимент.
-
Почему автор употребляет такие слова: «плясали, плясали…», ведь «танцевали»
красивее? Давайте заменим, и посмотрим, что изменится?
(Изменился
смысл фразы, мы представили другую картинку, не смешную. Пляска – характерный
танец, не требующий особого мастерства, от души).
-
Почему бы не употребить слово «устали» вместо слов «из сил выбились»?
(Сил
не осталось, даже есть не хотелось).
-
Почему Бобик именно «уселся» за стол, а не «сел»? (Сел удобно, свободно,
«болтая» ногами).
- В
этом же абзаце найдите точное, яркое слово автора, характеризующее движение
комично.
-
Почему «шлёпнулся», а не упал? (Упал с шумом, плашмя, всем телом).
7.
Использование приёма «живой наглядности» при выполнении физминутки
под плясовую музыку.
-
Покажите, как плясали собаки.
-
Покажите, как они уселись, выбившись из сил.
- А
теперь сядьте, пожалуйста, красиво.
8. Работа
с видеосюжетом, пословицей и песней.
–
Следующую часть рассказа посмотрим в видеосюжете (фрагмент мультипликационного
фильма)
-
Какая черта характера Барбоса ярко проявилась?
(
работа со словом «лживый»)
-
Почему Барбос заврался?
-
Прочтите пословицу «Врать - не устать, было бы кому слушать».
-
Как понимаете?
-
Послушайте песню собак «Человек собаке друг» из мультипликационного фильма
«Бобик в гостях у Барбоса».
- О
чём мечтают собаки-герои? (Поменяться местами с человеком).
-
Почему?
-
Разве плох хозяин? Какой он?
9. Чтение
последней части.
–
Последнюю часть прочтём «цепочкой».
-
Справедливо ли был наказан Барбос?
IV. Вторичный синтез.
1.
Работа
с таблицей положительных и отрицательных черт характера.
- Давайте обратимся к таблице,
которая у нас получилась в ходе урока:
Положительные
качества Отрицательные качества
исполнительный
хвастливый
наблюдательный
лживый
гостеприимный
щедрый
дружелюбный
- Каких качеств больше?
- Так, справедливо ли был
наказан Барбос?
- А за что наказывают вас?
- Так значит, наказывают не
за черты характера, а за проступки.
- Назовите проступки, которые
совершил Барбос.
- Значит, наказан он был
справедливо?
- Почему Барбос не понял, за
что его наказали? (Маленький, ещё невоспитанный).
2. Итог урока.
–
Как называется раздел в учебнике, в который входит произведение Н. Н. Носова?
-
Как автор относится к героям?
-
Мы много смеялись, а что же хотел высмеять автор?
-
Произведение юмористическое, что вы можете сказать об авторе как о человеке?
-
Послушайте, как сам автор говорил о себе и о своём творчестве в интервью для
литературного журнала (звучит аудиозапись, на слайде портрет Н.Н. Носова: … Сам
я, с тех пор, как помню себя, люблю смешное. Тяга к юмору, к весёлой шутке у
меня в натуре. С детства увлекаюсь произведениями Н.В. Гоголя. Юмор, конечно
же, не должен быть самоцелью. Писатель стремится выразить свои идеи,
осуществить замысел. Автору детской книги нужно сделать это доходчиво,
выразительно, занимательно, чтобы увлекала маленького читателя, чтобы он был
захвачен происходящими в ней событиями. Ведь чтение для ребёнка – немалый труд.
И малыш попросту отбросит книгу, если она будет неинтересна ему. И вот здесь на
помощь приходит юмор. Писателю важно не только видеть смешное, но и суметь
передать его в своём произведении. Здесь нужно найти ту единственную фразу, то
единственное ёмкое слово, без которого не удастся отобразить юмористическую
ситуацию. А это - уже дело мастера).
-
Как вы думаете, трудно ли быть писателем?
-
Зачем автор «обращается за помощью» к юмору?
V. Домашнее задание
(творческое).
-
Дома попробуйте в стиле Н.Н. Носова, т.е. с юмором, придумать окончание
рассказа. (Помирился ли Барбос с дедушкой? Как это произошло? Кто помог?)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.