Урок
кубановедения
в 4
классе.
Тема: «Как
изучают историю Кубани».
Учитель нач. классов
МОУООШ№ 23
Мякинина В.В.
2012 – 2013 уч.год
Урок
кубановедения в 4 классе.
Тема: «Как изучают историю Кубани».
Цель: прививать любовь к своей малой
родине, формировать полноценного гражданина и патриота Отечества.
Задачи: формирование мировоззренческой
культуры; показать неразрывную связь между прошлым и настоящим.
Оборудование: мультимедийная установка,
раздаточный материал.
ХОД
УРОКА.
1. Орг.
Момент.
- Здравствуйте ребята! В
нашу школу пришло письмо.
Кому: ученикам
4 класса.
Куда:
Краснодарский край, г. Новокубанск, ул. Н. Шабатько, 1,
МОБУООШ
№ 23, кабинет № 2.
От кого: История
Вековая
Откуда:
«… из глубины веков…»
- Послушайте содержание
(читает ученик)
Уважаемые
школьники!
Мне очень нужна
ваша помощь. Я слышала, что вы можете мне помочь. Зовут меня История Вековая.
Меня очень интересует история Краснодарского края. Дело в том, что мне жизненно
необходимо знать, как изучают историю на Кубани. Это очень важно! Напишите мне
ответ.
С уважением История
Вековая.
- Необычное письмо,
правда? Но я думаю, нам эта задача под силу. ( Слайд 1)
2. Введение
в тему.
а) - Но прежде чем
отправиться в путешествие вы должны для себя уяснить: историю страны невозможно
изучить, не зная историю родного края. Через познание малой родины, человек
осознаёт причастность к стране, к её прошлому. Итак, в путь… (Слайд 2)
- (Слайд 3)
Путешествовать в прошлое нелегко. Каждая страна имеет свои особенности, которые
необходимо знать. Со временем меняется одежда, посуда, жилище, привычки, мода,
обычаи.
б) Фронтальный опрос.
- А в какой стране мы
живём?
- Как называется наш
благодатный край?
- Так и наша малая родина
Кубань имеет свои ценности, обычаи, традиции… В изучении прошлого родной земли
помогает наука – ИСТОРИЯ.
3. Проверка
дом. зад.
- ( Слайд 4) Что такое
история? (История – это наука о прошлом: о далёких и недавних событиях в жизни
людей).
- Как люди узнают о
далёком прошлом? (читая книги, посещая музеи, выставки; из рассказов родных и
близких и т. д.)
- ( Слайд 5) Какие
исторические источники помогают людям узнать прошлое? (Вещественные и
письменные)
- Сейчас каждый из вас
должен будет определить вид исторических источников. Для этого возьмите
формуляры на столе и заполните таблицу. ( Слайды 6-15).
Исторические
источники
4. Работа
по теме урока.
а) ( Слайд 16) Науки-помощницы.
- Древние люди на Кубани
появились более 500 тыс. лет назад. Одни племена формировались здесь, другие
приходили издалека. Возникали и исчезали государства. Обо всём этом напоминают
сохранившиеся до наших дней степные курганы, каменные гробницы (дольмены),
остатки древних поселений.
- Много следов своей
деятельности оставляет на земле человек.
Старые камни с надписями,
пожелтевшие листы бумаги с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи,
разбитые черепки посуды и много других замечательных вещей издревле находил в
земле человек. Но находки надо заставить заговорить. Тогда на помощь приходят
археологи, нумизматики, этнографы….
б) ( Слайд 17) Загляните
в раскоп.
- Чтобы не запутаться в
раскопе, его поверхность делят на квадраты 10х10 метров. Такие же квадраты, только
в сантиметрах, наносят на бумагу. Это делается для того, чтобы все найденные
вещи были тщательно зарисованы. Когда надо вынимать большое количество земли,
используют технику, но как только доходят до находок - здесь в работу
вступают лопата, нож, совок и даже кисточка.
в) ( Слайд 18)
Реставраторы нумизматы.
- Найденные археологами
на раскопках вещи затем попадают в руки к реставраторам. Они соберут из груды
черепков вазу, кувшин, очистят монету, восстановят развалившийся доспех.
- Монеты, найденные в
древних кладах, попадут на стол к нумизматам. Нумизматы - это люди, которые
изучают старые монеты, разбирают надписи на них.
г) (
Слайд 19) Физкультминутка.
Мы сейчас все дружно
встанем,
Отдохнём мы на привале…
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
г) ( Слайд 20)Последние
новости.
- Недавно россияне
всколыхнули научный мир, откопав в Краснодарском крае храм, построенный
древними греками. Это меняет представления о том, как далеко заходили корабли
Эллады. Находка заинтересовала и наших историков, которые побывали на месте
раскопок.
Искали место для
электроопоры, а обнаружили целый город. Первыми на древнее поселение наткнулись
энергетики, изучавшие грунт. Руководитель археологической экспедиции и раньше
предполагал, что где-то здесь и находится античное поселение. Местные жители
уже не раз натыкались на древние находки. Верхушки камней показались на
сорокасантиметровой глубине. Копнули глубже, а там храм.
Камни ошлифованы, как в
лучших древнегреческих храмах. Этим плитам две с половиной тысячи лет.
Выше фундамента строение
не сохранилось. Но, судя по основанию, ученые могут представить, как выглядел
храм. Сейчас измеряется каждый камень, чтобы потом можно было создать
трехмерную модель сооружения.
Вокруг храма, вероятно,
было много других зданий, предполагают ученые. Город находился почти в центре
причерноморских степей. Это меняет представление о расселении древних греков.
Считалось, что они жили только на побережье Черного моря и не забирались вглубь
территории. Но объяснение этого факта нашлось. И стало еще одним открытием.
Оказывается, что в
древности, буквально здесь, совсем близко, был еще один проход из Азовского
моря в Черное море по древнему руслу Кубани.
5. Закрепление
изученного материала. ( Слайд 21)
Тест.
(Выбери правильный ответ)
1) Кто
исследует древности?
·
Зоолог
·
Археолог
·
Геолог
·
Астроном
2) Что
может быть орудием археолога?
·
Копьё, меч, стрелы
·
Водомёт, ледоруб, отбойный молоток
·
Скребок, кисточка, щётка
3) Какими
могут быть исторические источники?
·
Только вещественными
·
Только письменные
·
Вещественные и письменные
4) Что
такое история?
·
Наука о живых организмах
·
Наука о прошлом
·
Наука о земной поверхности
5) Кто
восстанавливает старинные предметы?
·
Археологи
·
Нумизматы
·
Реставраторы
6. Итог
урока. ( Слайд 22)
- Сколько интересного и
полезного мы узнаем, перебирая старинные вещи!
Надо бережно относиться
к памятникам прошлого, потому что это наша память.
Каждая мелочь - это
драгоценность, которая раскроет перед нами свои тайны……
Любите Кубань, изучайте
её прошлое, созидайте будущее!
7. Домашнее
задание. ( Слайд 23)
1) Прочитать
статью учебника стр.
2) Выполнить
задания в тетради стр. 24-25
3) Напишите
письмо Истории Вековой.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.