Муниципальная общеобразовательная школа-интернат
«Салемальская
школа – интернат среднего /полного/ общего образования»
Урок изобразительного
искусства
6 класс
Тема: « Выразительные возможности натюрморта».
Автор:
Насонова
Наталья Анатольевна, учитель изобразительного искусства «Салемальская
школа-интернат среднего /полного/ общего образования», Ямальский район
Разработка
урока по изобразительному искусству в 6 классе.
Раздел
программы:
«Мир наших вещей. Натюрморт».
Тема: «Выразительные
возможности натюрморта»
Цели:
Образовательная
-
углубить и закрепить знания учащихся о жанре натюрморта, о предметном мире в
изобразительном искусстве и выражении переживаний и мыслей художника, душевных
представлений и представлений окружающего мира.
Развивающая -
развивать умение понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства;
развивать навыки работы карандашом, наблюдательность, внимание, зрительную
память.
Воспитательная - воспитывать
художественный вкус, любовь к музыке, литературе,
изобразительному искусству.
Продолжительность
урока:
40 минут.
Оборудование: медиапроектор,
компьютер, таблицы «Окружность в перспективе», «Построение основных
геометрических тел» музыкальный центр, доска, мел, заготовки для натюрморта из
цветной бумаги, видоискатель, бумага, карандаш.
Зрительный
ряд:
Я.Ван Хейсум. Натюрморт с цветами, К..Коровин. Рыбы, вино и фрукты, И..Грабарь.
Неприбранный стол, И.Хруцкой. Цветы и плоды, М.Сарьян. Натюрморт. Виноград.
Литературный
ряд:
стихи о натюрморте, синквейн.
Музыкальный
ряд:
музыка-релаксация.
Ход
урока.
I.
Организационный
момент.
Проверка рабочих мест
II.
Сообщение
темы урока.
Слайд
1,2,3,4,5,6..
Чтение
стихов. Показ слайдов.
Если
видишь на картине чудо-вазу на столе,
В
ней стоит букет красивых, белоснежных хризантем.
Стоит
множество посуды, и стеклянной, и простой, 2
Может,
чашка или блюдце с золоченою каймой.
А
еще и так бывает: нарисована там дичь.
В
завершение положим спелых персиков и слив.
А
еще в картине может нарисованным быть торт
И
поэтому картина называется…натюрморт.
-Как
вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить на уроке?
-
О натюрморте.
-Да,
будем говорить о натюрморте, но больше внимания уделим его выразительным
возможностям.
-Давайте
вспомним, что обозначает слово «натюрморт»? А поможет нам в этом Валя.
-Я
обратилась к словарю и там говорится, что произошло оно от французского слова «nature morte» в
переводе «неживая натура».
-Что
изображают в натюрмортах?
-Домашнюю
утварь, цветы, фрукты, овощи, дичь и другие предметы.
Роскошные
натюрморты - это не только воплощение огромного мастерства художника в передаче
неповторимого многообразия натуры, но и выражение его нескрываемого восторга
перед красочным богатством окружающей жизни.
Сейчас
я представлю вашему вниманию работы двух художников. Давайте их рассмотрим,
сравним и постараемся определить выразительные возможности натюрморта.
III.
Актуализация
знаний.
Слайд
7.
Первое
произведение «Цветы и плоды» Ивана Хруцкого. Натюрморт написан с подлинным
мастерством, он очень эффектен. Полотно наполнено пышными, яркими цветами и
спелыми, светящимися плодами. Они не просто тщательно написаны, но ярко и
поэтично передают живые фактуры – нежность персика, прозрачность винограда,
сверкание бликов стекла. Все предметы в картине подобраны очень продуманно, они
расположены вдоль края мраморного стола, на переднем плане.
-Давайте
внимательно всмотримся и попробуем определить центр композиции.
-Да
это ваза с цветами.
-Как
вы это определили?
-Художник
выделил центр светом.
-Какие
по окраске преобладают изображенные цветы?
-Светлой,
особенно желтой.
-Но
кроме переднего плана художник выразительно показывает нам и глубину картины.
-За
счет чего, как вы думаете?
-С
огромной тыквы свисают кисти винограда, в правом углу поблескивает стеклянный
графин.
Хруцкой
великолепно сопоставляет грубоватую кожуру тыквы, матовую поверхность груши и
блестящую яблок.
Совсем
по-другому решил свой натюрморт «Виноград» Мартирос Сарьян.
-Как
вы думаете, ребята, похожи они по своей технике исполнения? 3
-Нет,
они совершенно разные. У Хруцкого все предметы изображены фактурно, а у Сарьяна
декоративно.
Живопись
Сарьяна смотрится как часть красочного ковра, как бы случайно попавшая в поле
зрения художника.
-Что
изображено на картине?
-Кисти
винограда, кувшин, яблоки, груша. На первый взгляд, кажется, что все предметы
натюрморта расположены в хаотичном порядке по сравнению с картиной Хруцкого. Но
на самом деле композиция сложнее. Сарьян собрал предметы в группы, расположив,
их друг за другом, таким образом, передавая глубину пространство натюрморта.
-Ребята,
скажите, что общего в этих работах?
-В
натюрмортах художники используют яркие цвета, передавая этим какое настроение?
-Художники
передают веселое, радостное настроение.
Сегодня
на уроке мы вспомним, что обозначает слово «натюрморт», узнаем о выразительных возможностях
натюрморта, будем учиться понимать внутренний мир предметов.
-Итак,
какими выразительными средствами пользуются художники?
Слайд
8
Для,
того, чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сыграем в игру «Составь слово».
Каждая группа составит слова из слогов, которые будут появляться на слайдах.
Победителем будет самая быстрая команда. ( Работа в группах.)
Это:
1. Композиция
2. Рисунок
3. Цвет
Слайд
9.
Хорошо,
молодцы.
А
сейчас давайте обратимся к нашему натюрморту. Как мы можем его назвать?
-Осенний
натюрморт.
-Из
каких предметов он состоит?
-Из
вазы с осенними веточками, фруктов (яблоки и груша).
Прежде,
чем начать рисовать, мы рассмотрим и разберем форму всех предметов.
-Какие
геометрические тела они напоминают?
-Яблоко
– шар, груша – шар и усеченный конус, ваза имеет сложную форму – верхняя часть
– цилиндр, нижняя состоит из двух усеченных конусов.
-Какая
плоская фигура лежит в основании вазы?
-Круг.
-Как
изменяется круг в зависимости от линии горизонта? Давайте проследим
(демонстрация превращения круга в овал и линию)
-Что
мы будем рисовать в основании вазы?
-Овал.
-Ребята,
возьмите свои видоискатели и определите композиционное расположение натюрморта
на листе. 4
-Как
расположим альбомный лист и почему?
-Вертикально,
потому, что высота натюрморта больше, чем его ширина.
-А
сейчас давайте определим основные пропорции предметов и их соотношение,
пространственное положение по отношению к вам. Я не зря вас разбила на группы.
Каждая группа определят пространственное расположение предметов, и рисует со
своей точки зрения. В конце урока мы с вами сравним рисунки.
Показ
на доске последовательности выполнения работы.
1.
Выбор
формата.
2.
Общее
расположение на листе.
3.
Расположение
отдельных предметов.
4.
Прорисовка
простых форм.
5.
Прорисовка
деталей.
-У меня есть
условно вырезанные предметы нашего натюрморта, я раздам каждой группе, а вы постарайтесь
составить композицию. (Работа по группам, разбор каждой работы на доске).
-Давайте
посмотрим и определим правильную композицию, какие ошибки в остальных?
-В
одной работе слишком большие предметы, а в другой слишком маленькие.
-Молодцы!
Постарайтесь избегать таких ошибок в своих работах. Мы с вами хорошо
поработали, а сейчас отдохнем.
Физкультминутка.
Встать,
закрыть глаза и нарисовать сначала руками большое яблоко и грушу, потом
маленькие фрукты. То же самое проделать указательными пальцами, носом.
Итак,
сегодня на уроке каждый из вас попробует нарисовать натюрморт, используя какие
выразительные средства?
-Композицию
и правильное построение рисунка и конечно постараться передать красоту
предметов нашего натюрморта.
IV.
Практическая
работа.
Звучит музыка. Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1.
Контроль
организации рабочего места.
2.
Контроль
правильности выполнения приемов работы.
3.
Оказание
помощи учащимся, испытывающим затруднения.
4.
Контроль
объема и качества выполненной работы.
V.
Итог
урока.
Выставка
и обсуждение работ.
-Какие
выразительные средства использовали вы в своих работах?
-Композицию
и рисунок.
-Внимательно
посмотрите, видите вы какие-нибудь ошибки в работах по компоновке и рисунку?
5
-Все
работы выполнены, верно.
-Вам
понравился урок?
-Да!
-А
что понравилось больше всего?
-Понравилось
работать на уроке, понравилась атмосфера урока, сейчас мы будем больше замечать
красоту обыденных предметов.
Серьезные
задачи стояли сегодня перед вами, но вы справились с ними, решив правильно и
вопросы компоновки предметов натюрморта, его композиции.
Картины,
написанные художниками, дарят нам радость запечатленного момента, открывают
дорогу в мир прекрасного. А я хочу подарить синквейн, посвященный вам:
-Ученики
Способные,
талантливые
Рисуют,
пишут, лепят
Любимые
мои ученики
Спасибо!
И
свои впечатления от урока я попрошу вас выразить в форме синквейна.
1группа:
-Учитель
Добрый,
любящий
Учит,
заботится, оберегает
Любимый
наш учитель
Спасибо
Вам!
-Спасибо,
урок окончен, до свидания.
6
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.