Инфоурок География Другие методич. материалыКонспект урока истории в 10 классе "Эпоха Петра Великого. Северная война и преобразования"

Конспект урока истории в 10 классе "Эпоха Петра Великого. Северная война и преобразования"

Скачать материал

Конспект урока истории в 10 классе.

Тема: «Эпоха Петра Великого. Северная война и преобразования».

      Цели уроков: характеристика международной обстановки накануне Северной войны; изучение хода Северной войны; определение взаимосвязи Северной войны и преобразований, проводимых Петром  I.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: работа с историческими источниками.

     Основные даты и события

      1700—1721 гг. — Северная война.

       1703 г. — основание Санкт-Петербурга.

       1705 г. — введение рекрутской повинности.

       1708 г. — победа у Лесной.

       1709 г. — Полтавская битва.

       1711 г. — Прутский поход.

       1714 г. — победа русского флота у мыса Гангут.

      Термины и понятия урока:       редут, рекрутская повинность, янычары.

      Персоналии: Август II Сильный, Ф. М. Апраксин, Карл XII Шведский, С. Лещинский, И. С. Мазепа, П. П. Шафиров, Б. П. Шереметев.

              Ход урока.

I.Орг.момент.

II. Мотивационно - целевой этап

     Сегодня мы продолжим изучение раздела «Россия при Петре I». В конце XVII в. Россия поставила своей целью стать равноправной европейской державой, заимствуя опыт других стран. Громадная территория России была фактически лишена удобных морских путей. В этих условиях борьба за выход к морю приобрела первостепенное значение для судеб Российского государства. Это была борьба с экономической изоляцией, от ее успеха зависело преодоление экономической отсталости. Кроме того, отсутствие выхода к морю, гаваней и флота грозило в будущем экспансией мировых морских держав, потерей России национальной независимости. Петр сумел это понять и принять меры, военные и морские, дипломатические и административные. Наш  урок  посвящён событиям XVIII века – знаменитой Северной войне, в которой участвовала Россия.

 III. Изучение нового материала.

1. Причины Северной войны.

2. Северная война.

3. Полтавская битва.

4. Прутский поход.

5. Битва у мыса Гангут.

 

1.Причины Северной войны:

1) рост экономического и культурного отставания России от стран Европы;

2) преодоление этого отставания неосуществимо без установления тесных контактов с Европой через Балтику. Восточное побережье Балтики принадлежало Швеции, следовательно, война против Швеции отвечала интересам России.

2. Северная война.

Ход Северной войны учащиеся отражают в таблице, заполнение которой будет завершено на уроке, посвященном окончанию правления Петра I.

Дата

Основные события

На суше

На море

1700   

Разгром русской армии под Нарвой

 

1701

Поражение шведского полководца К. Шлиппенбаха от войск Б. П. Шереметева у Эресферта в Лифляндии

Отражение попытки шведской эскадры захватить Архангельск

1702

Взятие крепостей Мариенбург, Нотебург

 

1703

Взятие крепости Ниеншанц. Основание Санкт-Петербурга   

 

Русские под командованием Петра I и А. Д. Меншикова захватили в абордажном бою 2 шведских судна в устье Невы

1704

Взятие Дерпта, Нарвы, Ингерманландии. Шведы заняли Варшаву

 

1705

Провал попытки шведов захватить Санкт-Петербург     

Провал попытки шведов захватить Санкт-Петербург

1706   

Разгром шведов под Калишем

 

1707

Начало похода Карла XII в Россию

 

1708

Победа в битве у деревни Лесной. Измена украинского гетмана И. С. Мазепы

 

27 июня 1709

Полтавская битва   — коренной перелом в Северной войне

 

1710   

 

Русские войска заняли Прибалтику и Карелию. Турция объявила войну России

 

1711

Прутский поход

 

1714

Занята Финляндия

Победа русского флота у мыса Гангут

1718

            Гибель Карла XII при осаде крепости в Норвегии

 

1719   

 

Победа русского флота у острова Эзель

1720

 

Победа русского флота у острова Гренгам

1721   

 

Подписание Ништадтского мира, по которому Россия получила Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию, часть Карелии с Выборгом. Россия возвращала Швеции Финляндию и выплачивала компенсацию за территориальные приобретения (1,5 млн. рублей)

После заполнения таблицы учитель обращает внимание учащихся на основные события Северной войны.

       Пункт параграфа «Нарва» можно выделить особо, организовав самостоятельную работу учащихся по составлению тезисов ответа по теме: «Нарва: причины поражения и уроки». Школьники приходят к выводу, что поражение под Нарвой стимулировало дальнейшие преобразования.

3.Полтавская битва.

Победа русских войск под началом Петра I в Полтавской битве означала подрыв военного могущества Швеции и перелом в ходе Северной войны в пользу России.

       Далее учащиеся на основе документа, приведенного ниже, составляют план ответа по теме «Полтавская битва — генеральное сражение Северной войны».

«Обстоятельная реляция» о Полтавской битве.     28 июня 1709 г.

      ...Наша же кавалерия на правой руке между лесом поставлена была, и между оною несколько редут сделано, и людьми и пушками осажены...

       ...И 27-го числа по утру весьма рано, почитай при бывшей еще темноте, из дефилеев, в которых он во всю ночь свое все войско в строй поставлено имел, на нашу кавалерию как с конницею, так и с пехотою своею с такою фуриею напал [неприятель], что, хотя он многократно с великим уроном от нашей кавалерии и от наших редут, к которым приступал, отогнан есть, однакож наша кавалерия, понеже оную нашею инфантериею толь скоро выручить не могли, последи немного к нашему ретранжементу уступити принужденна; однакож паки скоро остановились и неприятеля атаковали, и онаго правое крыло веcма збили, и генерала-маеора Шлипембаха, которой тем крылом командовал, в полон взяли.

       ...Междо тем же неприятелская кавалерия от главного войска от нашей кавалерии уступила [отступила] и с своею инфантериею паки случилася [соединилась], и поставили [шведы] всю свою армею в ордер баталии перед фрунтом с четверть мили от нашего обозу. Междо тем же его величество [Петр I] повелел тотчас двум линиям от нашей инфантерии из нашего транжаменту выступить, а третию в оном назади оставил, и тако ту армею в строй поставил, что инфантерия в среди, кавалерия же на обоих крылах поставлена. И с нашей стороны правое крыло кавалерии командовал генерал-лейтенант Баур... левое же крыло командовал его светлость князь Меншиков, понеже тамо его пребытие потребнейше было. А корпус баталии командовал сам его царское величество... и при том господин генерал-фелтьмаршал Шереметев, також генералы от инфантерии князь Репнин и Аларт... А артиллериею управлял генерал-порутчик от артиллерии Брюс. И всякой в своем назначенном месте управляли со изрядным опыты мужества и воинского искусства своего. И как войско наше таковым образом в ордер баталии установись, на неприятеля по-цшо, и тогда в 9-м часу перед полуднем атака и жестокой огонь с обоих сторон начался, которая атака от наших войск с такою храбростию учинена, что вся неприятелская армея по получасном бою с малым уроном наших войск... как кавалерия, так и инфантерия веcма опровергнута, так что швецкая инфантерия не единожды потом не остановилась, но без остановки от наших шпагами, багинетами и пиками колота, и даже до обретающегося вблизи лесу, яко скоты, гнаны и биты...

      Вопросы и задания к документу:  1. На основе документа составьте схему Полтавского сражения. 2. Какие факторы способствовали победе под Полтавой? 3. Как проявили себя русские военачальники на поле боя?

       4. Прутский поход русской армии рассматривается в процессе сообщения или доклада ученика. В ходе обсуждения доклада школьникам предлагается ответить на вопрос 2 после § 43.

       5. Битва у мыса Гангут.

Первая победа русского флота под руководством Петра I состоялась у мыса Гангут 27 июля 1714 г. Рассмотрение этого сражения можно также организовать в виде представления доклада или сообщения учащихся. Далее школьники отвечают на вопрос 3 после § 43.

       IV. Закрепление: Подводя итог урока, учитель может предложить учащимся обсудить высказывание В. О. Ключевского, как нельзя более точно определяющее значение Северной войны для преобразований в России: «Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы...»

Итог урока: Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются очень различно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключение урока мне бы хотелось привести слова С.М.Соловьева о Петре I, произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: “То нетленное наследство, которое оставил он нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение... пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”.

      V. Домашнее задание: § 42—43, ответить на вопросы после параграфов.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока истории в 10 классе "Эпоха Петра Великого. Северная война и преобразования""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по продажам

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока: охарактеризовать международную обстановку накануне Северной войны, разобраться в причинах войны и изучить ее ход, а также определить взаимосвязь Северной войны с преобразованиями проводиыми в стране.

В конце XVII века Россия поставила цель стать равноправной европейской державой, заимствуя опыт других стран. Громадная территория России фактически была лишина удобных морских путей. В этих условиях борьба за выход к мору приобрела первостепенное значение. Это была борьба с экономической изоляцией от ее успеха  которой зависило преодоление экономической отсталости. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 119 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа ОУД Иностранный язык. Организация перевозок и управление на транспорте
  • Учебник: «Английский язык, Planet of English, учебник для нач. и средне.проф. образования», Г.Т. Безкоровайная, Н.И. Соколова, Е.А. Койранская
  • 02.10.2020
  • 580
  • 3
«Английский язык, Planet of English, учебник для нач. и средне.проф. образования», Г.Т. Безкоровайная, Н.И. Соколова, Е.А. Койранская

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 2101
    • DOCX 19.9 кбайт
    • 35 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хубиева Анжелика Хатифовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хубиева Анжелика Хатифовна
    Хубиева Анжелика Хатифовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 49117
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 123 человека из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 209 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 145 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по географии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 442 человека

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного продвижения бизнеса в интернете

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов

Мини-курс

Разнообразные методы и формы обучения в высшем образовании

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инвестиционные проекты: оценка, эффективность и стратегии

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе