Конспект
урока истории в 10 классе.
Тема:
«Эпоха Петра Великого. Северная война и преобразования».
Цели
уроков:
характеристика международной обстановки накануне Северной войны; изучение хода
Северной войны; определение взаимосвязи Северной войны и преобразований,
проводимых Петром I.
Тип
урока:
изучение нового материала.
Форма
урока:
работа с историческими источниками.
Основные даты и события
1700—1721 гг. — Северная война.
1703 г. — основание Санкт-Петербурга.
1705 г. — введение рекрутской повинности.
1708 г. — победа у Лесной.
1709 г. — Полтавская битва.
1711 г. — Прутский поход.
1714 г. — победа русского флота у мыса Гангут.
Термины и понятия урока: редут, рекрутская повинность,
янычары.
Персоналии:
Август II Сильный, Ф. М. Апраксин, Карл XII Шведский, С. Лещинский, И. С.
Мазепа, П. П. Шафиров, Б. П. Шереметев.
Ход урока.
I.Орг.момент.
II.
Мотивационно - целевой этап
Сегодня мы
продолжим изучение раздела «Россия при Петре I». В конце XVII в. Россия
поставила своей целью стать равноправной европейской державой, заимствуя опыт
других стран. Громадная территория России была фактически лишена удобных
морских путей. В этих условиях борьба за выход к морю приобрела первостепенное
значение для судеб Российского государства. Это была борьба с экономической
изоляцией, от ее успеха зависело преодоление экономической отсталости. Кроме
того, отсутствие выхода к морю, гаваней и флота грозило в будущем экспансией
мировых морских держав, потерей России национальной независимости. Петр сумел
это понять и принять меры, военные и морские, дипломатические и
административные. Наш урок посвящён событиям XVIII века – знаменитой Северной
войне, в которой участвовала Россия.
III. Изучение
нового материала.
1.
Причины Северной войны.
2.
Северная война.
3.
Полтавская битва.
4.
Прутский поход.
5.
Битва у мыса Гангут.
1.Причины
Северной войны:
1) рост
экономического и культурного отставания России от стран Европы;
2) преодоление
этого отставания неосуществимо без установления тесных контактов с Европой
через Балтику. Восточное побережье Балтики принадлежало Швеции, следовательно,
война против Швеции отвечала интересам России.
2.
Северная война.
Ход Северной войны
учащиеся отражают в таблице, заполнение которой будет завершено на уроке,
посвященном окончанию правления Петра I.
Дата
|
Основные
события
|
На
суше
|
На
море
|
1700
|
Разгром
русской армии под Нарвой
|
|
1701
|
Поражение
шведского полководца К. Шлиппенбаха от войск Б. П. Шереметева у Эресферта в
Лифляндии
|
Отражение
попытки шведской эскадры захватить Архангельск
|
1702
|
Взятие
крепостей Мариенбург, Нотебург
|
|
1703
|
Взятие
крепости Ниеншанц. Основание Санкт-Петербурга
|
Русские
под командованием Петра I и А. Д. Меншикова захватили в абордажном бою 2
шведских судна в устье Невы
|
1704
|
Взятие
Дерпта, Нарвы, Ингерманландии. Шведы заняли Варшаву
|
|
1705
|
Провал
попытки шведов захватить Санкт-Петербург
|
Провал
попытки шведов захватить Санкт-Петербург
|
1706
|
Разгром
шведов под Калишем
|
|
1707
|
Начало
похода Карла XII в Россию
|
|
1708
|
Победа
в битве у деревни Лесной. Измена украинского гетмана И. С. Мазепы
|
|
27
июня 1709
|
Полтавская
битва — коренной перелом в Северной войне
|
|
1710
|
Русские
войска заняли Прибалтику и Карелию. Турция объявила войну России
|
|
1711
|
Прутский
поход
|
|
1714
|
Занята
Финляндия
|
Победа
русского флота у мыса Гангут
|
1718
|
Гибель
Карла XII при осаде крепости в Норвегии
|
|
1719
|
|
Победа
русского флота у острова Эзель
|
1720
|
|
Победа
русского флота у острова Гренгам
|
1721
|
Подписание
Ништадтского мира, по которому Россия получила Лифляндию, Эстляндию,
Ингерманландию, часть Карелии с Выборгом. Россия возвращала Швеции Финляндию
и выплачивала компенсацию за территориальные приобретения (1,5 млн. рублей)
|
После заполнения
таблицы учитель обращает внимание учащихся на основные события Северной войны.
Пункт
параграфа «Нарва» можно выделить особо, организовав самостоятельную работу
учащихся по составлению тезисов ответа по теме: «Нарва: причины поражения и
уроки». Школьники приходят к выводу, что поражение под Нарвой стимулировало
дальнейшие преобразования.
3.Полтавская
битва.
Победа русских
войск под началом Петра I в Полтавской битве означала подрыв военного
могущества Швеции и перелом в ходе Северной войны в пользу России.
Далее
учащиеся на основе документа, приведенного ниже, составляют план ответа по теме
«Полтавская битва — генеральное сражение Северной войны».
«Обстоятельная
реляция» о Полтавской битве. 28 июня 1709 г.
...Наша же
кавалерия на правой руке между лесом поставлена была, и между оною несколько
редут сделано, и людьми и пушками осажены...
...И 27-го
числа по утру весьма рано, почитай при бывшей еще темноте, из дефилеев, в
которых он во всю ночь свое все войско в строй поставлено имел, на нашу
кавалерию как с конницею, так и с пехотою своею с такою фуриею напал
[неприятель], что, хотя он многократно с великим уроном от нашей кавалерии и от
наших редут, к которым приступал, отогнан есть, однакож наша кавалерия, понеже
оную нашею инфантериею толь скоро выручить не могли, последи немного к нашему
ретранжементу уступити принужденна; однакож паки скоро остановились и
неприятеля атаковали, и онаго правое крыло веcма збили, и генерала-маеора
Шлипембаха, которой тем крылом командовал, в полон взяли.
...Междо
тем же неприятелская кавалерия от главного войска от нашей кавалерии уступила
[отступила] и с своею инфантериею паки случилася [соединилась], и поставили
[шведы] всю свою армею в ордер баталии перед фрунтом с четверть мили от нашего
обозу. Междо тем же его величество [Петр I] повелел тотчас двум линиям от нашей
инфантерии из нашего транжаменту выступить, а третию в оном назади оставил, и
тако ту армею в строй поставил, что инфантерия в среди, кавалерия же на обоих
крылах поставлена. И с нашей стороны правое крыло кавалерии командовал
генерал-лейтенант Баур... левое же крыло командовал его светлость князь
Меншиков, понеже тамо его пребытие потребнейше было. А корпус баталии
командовал сам его царское величество... и при том господин генерал-фелтьмаршал
Шереметев, також генералы от инфантерии князь Репнин и Аларт... А артиллериею
управлял генерал-порутчик от артиллерии Брюс. И всякой в своем назначенном
месте управляли со изрядным опыты мужества и воинского искусства своего. И как
войско наше таковым образом в ордер баталии установись, на неприятеля по-цшо, и
тогда в 9-м часу перед полуднем атака и жестокой огонь с обоих сторон начался,
которая атака от наших войск с такою храбростию учинена, что вся неприятелская
армея по получасном бою с малым уроном наших войск... как кавалерия, так и
инфантерия веcма опровергнута, так что швецкая инфантерия не единожды потом не
остановилась, но без остановки от наших шпагами, багинетами и пиками колота, и
даже до обретающегося вблизи лесу, яко скоты, гнаны и биты...
Вопросы и
задания к документу: 1. На основе документа составьте схему Полтавского сражения.
2. Какие факторы способствовали победе под Полтавой? 3. Как проявили себя
русские военачальники на поле боя?
4.
Прутский поход русской армии рассматривается в процессе сообщения
или доклада ученика. В ходе обсуждения доклада школьникам предлагается ответить
на вопрос 2 после § 43.
5. Битва у мыса Гангут.
Первая победа
русского флота под руководством Петра I состоялась у мыса Гангут 27 июля 1714
г. Рассмотрение этого сражения можно также организовать в виде представления
доклада или сообщения учащихся. Далее школьники отвечают на вопрос 3 после §
43.
IV.
Закрепление:
Подводя итог урока, учитель может предложить учащимся обсудить высказывание В.
О. Ключевского, как нельзя более точно определяющее значение Северной войны для
преобразований в России: «Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и
самые приемы...»
Итог
урока:
Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются очень различно
как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует.
Но в заключение урока мне бы хотелось привести слова С.М.Соловьева о Петре I,
произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: “То нетленное
наследство, которое оставил он нам, есть пример небывалого в истории труда,
силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему
народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его
значение... пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам
долголетие”.
V. Домашнее
задание:
§ 42—43, ответить на вопросы после параграфов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.