Конспект урока
истории России в 11 классе на тему: «Накануне грозных испытаний».
Цель: Раскрыть причины и характер Второй мировой войны; дать
характеристику ходу боевых действий в 1939-1941
г.г.; охарактеризовать основные битвы этого периода; закрепить навыки анализа
и сопоставления исторического материала, умений рассматривать исторические
явления в конкретно-исторических условиях; воспитывать учащихся в духе
патриотизма, национального сознания и достоинства.
Основные понятия и термины:
«блицкриг», агрессия, Вторая мировая война, оккупация, пакт
Молотова - Риббентропа, «Зимняя война», план «Барбаросса», « Морской лев».,
Тройственный пакт.
Основные даты:
23 августа 1939 г. – подписание пакта о ненападении СССР-Германия;
1 сентября 1939 г. - начало Второй Мировой войны; 28 сентября 1939 г.
подписание договора «о дружбе и границе» СССР-Германия; ноябрь 1939
г. - присоединение Западной Украины и западной Белоруссии к СССР; ноябрь 1939
г. - март 1940 г.- война между СССР и Финляндией; июнь 1940
г. - присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР; август 1940
г. - присоединение Латвии, Литвы, Эстонии к СССР; 27 сентября 1940
г. - заключение Тройственного пакта между Германией, Италией и Японией.
Ход урока:
I. Организационный момент:
II. Мотивационно – целевой этап.
История человечества знает великое
множество войн. Но две из них по масштабам разрушений и человеческих потерь не
имеют равных. Обе войны произошли в XX в., и в них принимали участие все
крупные государства мира. Войны пришли из Германии; основные боевые действия;
разворачивались в Европе.
Во 2 мировой войне принимало участие более
60 стран, на территории которых проживало более 80% населения земли. Боевые
действия происходили в Европе, Азии, Африке, Океании на площади 22 млн. км. на просторах
Мирового океана. За годы войны в армии воюющих государств было призвано 110
млн. чел.
Началу Второй мировой войны предшествовали непрерывно
возраставшее напряжение международной обстановки и локальные конфликты в
различных регионах мира. Договор СССР с Германий о ненападении спутал карты и
тех западных политиков, которые рассчитывали на развитие гитлеровской агрессии
через Польшу на СССР. Польша, отказавшись от союза с СССР, могла надеяться на
помощь своих западных союзников. Германия начала подготовку к войне с Польшей.
Обстановка становилась напряженнее день ото дня.
Тема
нашего урока: «Накануне грозных испытаний».
III.Изучение
нового материала:
1.Причины Второй мировой войны.
2.Начало Второй мировой войны и советская внешняя политика.
Периодизация второй мировой войны.
3.Подготовка Германии к войне с СССР.
4.Был ли Советский Союз готов к отражению агрессии.
1). Причины и периодизация Второй мировой войны.
Агрессивные государства стремились к
расширению собственных территорий, завоеванию рынков сбыта и источников сырья -
то есть достижению мирового господства и установлению «нового порядка». Со
стороны этих государств война носила захватнический характер.
Для стран, которые подверглись агрессии и
были оккупированы, война была справедливой. Сложнее определить характер войны
относительно СССР. В период с 17 сентября 1939
г. по 22 июня 1941 г. он сам выступал в роли агрессора, присоединив к себе
значительные территории, к тому времени принадлежали Польше, Румынии,
Финляндии, а также Прибалтийские государства /Эстония, Латвия, Литва/. Но после
нападения Германии СССР вынес на себе основное бремя борьбы с фашистской
Германией и для него война носила справедливый характер. Ее по праву назвали
Великой Отечественной войной.
2). Через неделю после подписания пакта о ненападении, 1 сентября
1939 г., Германия напала на Польшу. Англия и Франция объявили о поддержке
Варшавы, т.к. не смогли сговориться с Германией за счет СССР. Началась Вторая
мировая война. СССР определил свое отношение к воюющим странам как нейтральное.
Главный выигрыш от пакта о ненападении
И.В.Сталин считал стратегическую паузу, полученную СССР, а также возможность
воздействовать через Берлин на Японию с которой за последние годы было два
крупных конфликта (на озере Хасан в 1938г. и на реке Халхин-Гол в 1939г.). В
апреле 1941 г. СССР подписал с Японией пакт о нейтралитете.
17 сентября 1939 г. советские войска вошли
на восточные земли Польши, к СССР были присоединены Западная Белоруссия и
Западная Украина, которые были потеряны в 1920 г. в результате
советско-польской войны.
В сентябре-октябре 1939 г. СССР навязал
государствам Балтии «договоры о взаимопомощи», а в 1940 г. Латвия, Литва и
Эстония вошли в состав СССР. От Румынии СССР потребовал возвращения Северной
Буковины и Бессарабии, на эти земли были введены советские войска и в июле 1940
г. они присоединены к Украинской ССР и Молдовской ССР (образована в августе
1940 г.).
Подобный замысел был и в отношении
Финляндии, в ноябре 1939 г. началась война, а в декабре СССР исключили из Лиги
Наций как государство-агрессор. Советизация сорвалась. 12 марта 1940 г. по
мирному договору Финляндия уступила СССР часть территории на Карельском
перешейке и в ряде других приграничных районов.
За тревогами и заботами о расширении
границ Сталин не забывал о стратегической задаче – сохранить нейтралитет страны
на максимальный срок. Для этого по его мнению Германии нужна уверенность о
надежном тыле на востоке и 28 сентября 1939 г. между СССР и Германией заключен
договор о «дружбе и границе», ряд торговых соглашений.
Периодизация Второй мировой войны:
I этап. 1 сентября 1939
г. - 19 ноября 1942 г. Стратегическая инициатива принадлежит агрессивным
государствам. Германия, Италия, Япония и их союзники сумели завладеть
значительными территориями в Европе, Азии, Океании.
II этап. 19 ноября 1942
г. - 9 мая 1945 г. Стратегическая инициатива полностью переходит к странам
Антигитлеровской коалиции, которая разгромила войска Германии и ее союзников в
Европе и заставила их капитулировать.
III этап. 9 мая 1945г. - 2 сентября 1945
г. окончание войны на Тихом океане и разгром милитаристской Японии. Окончание
Второй мировой войны.
3). Пункт о подготовке Германии к войне с СССР раскрывается
учащимися, которые получили опережающее задание и подготовили сообщения и
презентацию. (2 человека).
4). Данный пункт является спорным и дискуссионными. Учащиеся
делятся на две группы, (1- СССР был готов к войне, 2- СССР не был готов к
войне) и используя материалы учебника и интернет должны привести не менее трех
аргументов в доказательство своей позиции. Записать их в тетрадь.
IV. Закрепление.
- Когда началась Вторая мировая война?
- Назовите причины
Второй мировой войны?
- Какой характер
имела Вторая мировая война?
- Какие
территориальные приобретения осуществил СССР в 1-й период войны? Как Вы их
оцениваете?
/историческая задача/
В 1939
г. Л. Мехлис говорил: «Товарищ И.Сталин поставил задачу: на случай войны
увеличить количество советских республик». Как это задание И.Сталина
реализовывалось на протяжении 1939-1941
г.г.?
Можно ли утверждать, что СССР в 1939-1941
гг. был союзником Германии?
V. Домашнее задание: § 24, учить
«Советско-финская война», «Сотрудничество СССР и Германии в 1939-1941
гг.», « Присоединение Прибалтики к СССР».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.